Найти в Дзене
Бюро Находок

"Рокетмен" (2019): рок-н-ролл на грани истерики.

Открываются двери, и он выходит навстречу почтеннейшей публике. Стразы, перья, огромные крылья и рога — блистательный падший ангел, звезда рок-н-ролла, Элтон Джон выходит на сцену... Забитый, ничтожный исте́рик Реджи Дуайт, наркоман с многочисленными расстройствами личности, ни на что не годный паяц сбежал в рехаб прямо с концерта. История Элтона Джона — отличный материал для отличного байопика, и "Рокетмен" (2019) — фильм, полностью раскрывший этот потенциал. Автобиография Элтона Джона — кладезь житейской мудрости и самоиронии. Полушутя, игриво, а порой даже кокетливо звезда рок-н-ролла рассказывает историю становления Реджиналда Дуайта Элтоном Джоном. Историей этой неминуемо проникаешься, потому что она очень честная. Экранный Элтон Джон в начале "Рокетмена", усаживаясь в кругу участников группы поддержки, вторит Элтону Джону-автобиографу, заявляя, что он наркоман, алкоголик и шопоголик, что у него булимия, эротомания и множество прочих проблем с психическим здоровьем. Элтон Джон-а

Открываются двери, и он выходит навстречу почтеннейшей публике. Стразы, перья, огромные крылья и рога — блистательный падший ангел, звезда рок-н-ролла, Элтон Джон выходит на сцену... Забитый, ничтожный исте́рик Реджи Дуайт, наркоман с многочисленными расстройствами личности, ни на что не годный паяц сбежал в рехаб прямо с концерта.

"Рокетмен" (2019). Кадр из фильма.
"Рокетмен" (2019). Кадр из фильма.

История Элтона Джона — отличный материал для отличного байопика, и "Рокетмен" (2019) — фильм, полностью раскрывший этот потенциал.

Автобиография Элтона Джона — кладезь житейской мудрости и самоиронии. Полушутя, игриво, а порой даже кокетливо звезда рок-н-ролла рассказывает историю становления Реджиналда Дуайта Элтоном Джоном. Историей этой неминуемо проникаешься, потому что она очень честная. Экранный Элтон Джон в начале "Рокетмена", усаживаясь в кругу участников группы поддержки, вторит Элтону Джону-автобиографу, заявляя, что он наркоман, алкоголик и шопоголик, что у него булимия, эротомания и множество прочих проблем с психическим здоровьем. Элтон Джон-автобиограф также словно бы становится в свете софитов и говорит: "Да, я вел себя по-скотски с другими и самим собой. Я остановился в последний момент. Но я остановился". Элтон Джон не только "звезда рок-н-ролла": он, прежде всего, человек, вернувший себе себя и свободу.

Сэр Элтон Джон
Сэр Элтон Джон

Этот тон, основа написанной Элтоном Джоном книги, блистательно выдерживает и снятый Декстером Флетчером байопик.

И речь не только о том, что фильм исполнен драматизма, нерва (и вместе с тем искренности и юмора). Это общая черта многих байопиков, способ раскрыть героя в его сложности и противоречивости. Здесь это, конечно, особенно кстати, потому что, в известном смысле, Реджиналд Дуайт и Элтон Джон — это два разных человека. Налицо (да и на лице) маска, мотив, пронизывающий фильм: Реджи прячется где-то глубоко, зарыт в ворохе перьев и блёсток, припорошенном к*каином.

Но речь ещё и о, собственно, рок-н-ролле. Фильм дает понимание, что Элтон Джон всегда поет о себе. Что иронично, потому что текстов он сам никогда не писал. Но его постоянный соавтор Берни Топин, судя по всему, очень чуток к внутренним движениям коллеги и друга, потому что песни Элтона Джона действительно очень личные, равно и в текстах, и в музыке.

В этом смысле музыка в "Рокетмене" не звучит лишь постольку, поскольку это байопик о музыканте. То есть фильм не становится мюзиклом в его чистом виде: музыка здесь помогает выстраивать драматургию, причем не только сюжета самого фильма, но и внутреннюю драматургию героя.

"Рокетмен" (2019). Кадр из фильма.
"Рокетмен" (2019). Кадр из фильма.

В открывающей сцене прибывшему в рехаб Элтону Джону является пятилетний Реджи Дуайт, чертёнок из набитой белым порошком табакерки. Он поет песню "The b*tch is back", и я понимаю: вот он, главный антагонист. Тот самый "внутренний ребенок", который будет изводить Элтона, пока тот не вернет ему отобранное — любовь к самому себе. Вот так, прямо у нас на глазах, Элтон Джон входит в терапию и начинает вспоминать все, что его сюда привело: придирки холодного отца, замечания жестокой матери, тщетные попытки найти любовь и прочие причины смертельно обидеться на весь мир.

Элтон Джон и Тэрон Эджертон
Элтон Джон и Тэрон Эджертон

Здесь стоит отметить работу исполнителя главной роли, Тэрона Эджертона. Помимо разительного внешнего сходства и отнюдь не посредственных вокальных данных, Эджертон привнес в экранный образ Элтона Джона то, что вполне можно назвать "человечностью". Ведь он играет не "восхождение звёзды рок-н-ролла" и даже не "драму великого музыканта". Он играет инфантильного, вечно строящего из себя жертву парня, пытающегося доказать миру, что он чего-то стоит. Миру, родителям, любимым людям — всем, но не себе. И в этом своем стремлении он не одинок, надо сказать, что не может не рождать в зрителе сопереживание (но не всегда сочувствие). Так что в этом смысле "Рокетмен" не столько байопик, сколько очень человечная история взросления.

Неслучайно одна из основных тем фильма — "Goodbye Yellow Brick Road" ("Прощай, дорога из жёлтого кирпича"). Элтон действительно как та девочка Дороти из Канзаса, идущая в страну Оз просто потому, что хочет домой, хотя попасть домой, как мы знаем, она могла в любой момент, стукнув пяткой о пятку. Она проделала этот путь не для себя, а для других: чтобы Страшила получил мозги, Дровосек — сердце, а Лев — храбрость. Так и Элтон, пытаясь жить для всех вокруг, кроме себя, оказался заложником собственной не своей жизни.

"Рокетмен" (2019). Гримаса улыбки.
"Рокетмен" (2019). Гримаса улыбки.

Эджертон играет человека, плывущего по течению. Человека, которого препроводили на сцену буквально с больничной койки (отличное пластическое решение одного из эпизодов фильма). Особенно это проявляется в общей мимической статике актера: разозлившийся Элтон мало чем отличается от возбужденного, радостного, и так далее. Да, рот кривится по-разному, но взгляд, придающий лицу общее выражение, частенько одинаков. Элтон смотрит в зеркало и буквально "надевает" на лицо гримасу улыбки.

Чуть не первая эмоция, явственно проступившая на лице Эджертона-Элтона — страх. В тот самый момент, когда он сбегает в рехаб. Все его существо как бы говорит: "И что я такое творю?" В этом кульминационном эпизоде Эджертон отлично исполняет момент слома: "или я уезжаю сейчас же, или я погиб". Ему удается сыграть человека, перманентно пребывающего на грани истерики, но до последнего отрицающего это. Прячущего себя от себя же и открывшего тем самым ящик Пандоры.

Элтон Джон трудится как пчела
Элтон Джон трудится как пчела

13 апреля отмечается Международный День Рок-н-ролла . А 25 марта Элтону Джону исполнилось 78 лет. В "Правилах Жизни" он сказал:

Раньше я здорово заигрывал со смертью — незащищённый секс, куча наркотиков и алкоголь. Я должен был подцепить ВИЧ в восьмидесятых и умереть к началу девяностых... Но мне здорово повезло.

И действительно повезло. Не так часто звёзды рок-н-ролла доживают до седин. С другой стороны, когда ты, свободный, открытый миру, и есть рок-н-ролл, а не его жертва, ты живёшь так, что весь мир говорит: "Нам с тобой тоже повезло, парень".