- А где же вы снег найдёте? - спросил меня диспетчер службы такси села Рождествено, когда я позвонила и вызвала такси до села Торновое ранним воскресным утром.
В Рождествено снег растаял полностью. Растаял он и в Торновом. Более того, снега уже не было и на полях до самой кромки леса, что начинается у подножия Жигулёвских гор национального парка "Самарская Лука". О том, как рано этой весной растаял снег в городе Самара, я и вовсе молчу.
В городе и прибрежных сёлах снег растаял, а в лесу и на открытых участках в глубине национального парка "Самарская Лука" он ещё сохранялся, но знали об этом не только лишь все.
Закрытие лыжного сезона пришлось на воскресный день, когда ночью температура стояла ниже нуля, и минус по прогнозу должен был продержаться, как минимум, до одиннадцати часов утра. Мёрзлый грунт в селе Торновое позволил без проблем подняться в лыжных ботинках по крутому склону и надеть лыжи на тонком, но плотном и мёрзлом слое снега.
На этом снимке видно, что на склоне снег ещё лежит, хоть и с проплешинами, а это та сторона склона, которая обращена к солнцу. Чем выше в горы и чем глубже в нацпарк "Самарская Лука", тем толще становится снежный покров.
Погода в тот день для лыжной прогулки выдалась идеальная: солнечно, тепло, чуть морозно и полное безветрие.
Солнце в этот день, хоть и пригревало, изнуряюще жарким не было. Правда, я сняла лыжную куртку и катила в термухе и футболке поверх, а вот мужчины как-то умудрялись не перегреваться в куртках.
Ширяевский овраг был залит солнцем, а я понимала, что в этом году больше по снегу сюда не приду, поэтому старалась впитывать эту ослепительную снежно-солнечную красоту. Хотелось бесконечно смотреть по сторонам и никуда не спешить, но лыжи скользили, и один толчок палками давал непривычный КПД. Например, когда я делала фото ниже, я стояла всего в одном несильном толчке лыжными палками от фото, которое вы может-можете видить выше.
Снег плотно слежавшийся, скольжение отличное. Мои компаньоны на гладких лыжах и где-то катят коньковым ходом, а я взяла лыжи с насечками и качу только классикой, на открытых участках не так быстро, как они, поэтому мужчины меня то и дело поджидают, но это в подъёмы так, а чуть на спуск, даже пологий, и мои лыжи летят. Кто утверждает, что насечки на спусках тормозят – мои совсем не тормозили. Боюсь представить, что было бы без них!
Ярко, солнечно – хочется делать больше фото, и я делаю один снимок в ту сторону Ширявского оврага, куда мы не покатим, и мы движемся в сторону Кочкарного оврага, где до этого на лыжах я была всего один только раз, года три назад.
Возле брошенного домика лесника не останавливаемся – я просто фотографирую его, в очередной раз, на память, пока он здесь стоит. Ведь никто не знает, сколько ещё суждено ему простоять.
Среди нас, туристов, нередко бывали обсуждения о том, как было бы здорово, если бы этот дом был бы сохранён и оборудован в качестве туристического приюта. Увы, пока это – лишь наши обсуждения и желания, которые не находят отклика у работников нацпарка и местных властей. А это вид от домика на спуск вдоль ЛЭП, по которому мы спустились:
Провожаю взглядом эти места в зимнем одеянии, понимая, что в следующий раз приду сюда, когда снег уже растает. Немного качу вперёд, скатываюсь с горочки и делаю еще один снимок – тоже на прощание с зимним Ширяевским оврагом этого сезона. Очень трудно просто быстро катить тут на лыжах. Ну очень уж завораживает вид этих радостных солнечно-снежных склонов Ширяевского оврага.
Привал на первый перекус мы сделаем немного дальше, чуть не доходя до поворота в Кочкарный овраг.
Далее покажу вам виды Кочкарного оврага, который, как и Ширяевский, местами больше напоминает долину, а местами – горное ущелье.
На входе в Кочкарный овраг путника встречают элегантные берёзы, стройные и статные. Здесь их много.
В Кочкарном овраге я в этот раз фотографировала больше, чем в Ширяевском, потому что была тут на лыжах всего лишь второй раз в жизи, а таким светлым и солнечным я его видела впервые.
На правом склоне этой части Кочкарного оврага можно видеть величественные сосны, подобные которым много встречаются и на склонах Ширяевского оврага, а вот на дне Кочкарного, в отличие от Ширяевского, встречаются не молодые сосенки, а берёзки:
Берёзы на переднем плане и берёзы сплошным рядом на фоне – отличительная черта Кочкарного оврага.
По такому снегу, какой был в тот день, на лыжах можно было катить произвольно – хоть вперёд, хоть вправо, хоть влево, хоть по диагонали. Выискивать и выбирать для скольжения снегоходные следы не требовалось – лыжи на открытых пространствах катили везде одинаково хорошо.
В Кочкарном овраге есть сужения, где одни снегоходы ездят по левому склону, заезжая на пологие луга наверху, а другие – по дну оврага. И там, и там на лыжах интересно.
Овраг имеет изгиб, и двигаясь по нему быстрее меня, мои компаньоны быстро терялись из вида, и я почти всё время оставалась здесь наедине с прекрасными пейзажами.
Каждый раз, догоняя мужчин, я просила прощения за то, что так много останавливаюсь и фотографирую – опасалась, что могут рассердиться. Однако, они были снисходительны и в ответ говорили, что сами, пока поджидают меня, успевают смотреть по сторонам и любоваться.
Чистейшее синее небо и прозрачный воздух в окружении белого снега, берёз на склонах придавали этому дню невероятную атмосферу праздника жизни.
В этом узком месте двигаться на лыжах будет особенно интересно. Пройдя его, мы поднимемся на один из склонов Кочкарного оврага, откуда, оглянувшись назад, можно увидеть вот такой пейзаж:
Перед тем, как уйти из Кочкарного оврага, фотографирую ещё. Удивительно безмятежная атмосфера здесь, приятное солнце, мёрзлый и катучий снег.
Далее двигаться будем по лесу, а там слой снега толще, ведь туда попадает меньше солнечного света, при этом снег по-прежнему не проваливается и прекрасно держит.
В лесу глубину снега выдают следы лосей. В них то и дело попадают лыжные палки. Следы довольно-таки глубокие, учитывая, что они не продавили снег до самого грунта.
Для следующего привала выбрали поляну, залитую солнечным светом. Опять же, там было много берёз, и они добавляют настроения.
Здесь высокое место, окружённое лесом. Снега много, потому что в целом температура тут ниже, чем на открытых склонах. Солнце, хоть и попадает сюда, не успевает растопить снег. Здесь даже вокруг стволов деревьев проталин ещё нет.
Далее продолжаем движение по лесной просеке и выходим на горный хребет.
Лес прозрачен, воздух тоже в этот день прозрачен – видно далеко.
На фото выше видно, как высоко мы поднялись – при этом, подъём от Кочкарного оврага был довольно постепенным, хотя на лыжах он, конечно, ощутим.
По-прежнему, толщина снега здесь поражала, однако мы уже приближались к той черте, за которой его уже не будет совсем.
Мы подходили к конечной точке нашего лыжного маршрута, где нам предстояло снять лыжи и идти пешком.
На моей практике такое было впервые. Раньше я ни разу не выбиралась на лыжах в такое время, когда снег сохранился не по всей территории Жигулёвских гор.
Далее нам предстояло переобуться в кроссовки, которые мы несли с собой в рюкзаках, стянуть лыжи стяжками и идти пешком. Возвращаться обратно тем маршрутом, которым пришли, не планировали.
Спускались с горы мы уже пешком по грунту. Снега на склоне не было. В тот день мы пройдем пешком ещё 12 километров с лыжами в руках, открыв тем самым сезон пешеходного туризма. А на лыжах было пройдено всего около 27 километров.