Найти в Дзене

Александр Осипович Маковельский (1884-1969) – русский и советский философ и историк

Современная логика есть исторический продукт многовекового развития. Даже основные категории, которыми оперирует наш ум и которые лежат в основе логики, такие, например, как категории вещи и свойства, причины и следствия и т. д., появились впервые лишь на определенной ступени развития человечества и были в свое время великими открытиями. За время существования логики как науки ее предмет подвергался весьма значительным изменениям. Специфика логики заключается в том, что она изучает не объективный мир природы и не субъективный мир переживаний, а мышление, посредством которого человек познает и то и другое. Задачей этой науки является исследование форм и законов самого мышления. Естественный исторический ход человеческого познания характеризуется тем, что сперва развивается познание внешнего объективного мира и лишь после того, как в результате этого познания человечество достигло известной степени совершенства, возникают проблемы, связанные с самим процессом познания. Потребность разреш
Современная логика есть исторический продукт многовекового развития. Даже основные категории, которыми оперирует наш ум и которые лежат в основе логики, такие, например, как категории вещи и свойства, причины и следствия и т. д., появились впервые лишь на определенной ступени развития человечества и были в свое время великими открытиями. За время существования логики как науки ее предмет подвергался весьма значительным изменениям. Специфика логики заключается в том, что она изучает не объективный мир природы и не субъективный мир переживаний, а мышление, посредством которого человек познает и то и другое. Задачей этой науки является исследование форм и законов самого мышления. Естественный исторический ход человеческого познания характеризуется тем, что сперва развивается познание внешнего объективного мира и лишь после того, как в результате этого познания человечество достигло известной степени совершенства, возникают проблемы, связанные с самим процессом познания. Потребность разрешения этих проблем и вызвала к жизни теорию познания и логику.
А. О. Маковельский

Александр Осипович Маковельский (1884–1969) — русский и советский философ и логик, историк философии, переводчик, специалист по древнегреческой философии и философским воззрениям народов Ближнего Востока. Известен своим переводом «Авесты» на русский язык в 1960 г., а также историко-критическим изданием фрагментов досократических философов. О его биографии рассказывается в статье монографии выдающегося историка русской философии В. Ф. Пустарнакова (1934–2001) «Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры».

Маковельский Александр Осипович (1884-1969) – русский и советский философ и историк, член-корреспондент АН СССР (1946), академик АН Азербайджана (1949). Основные труды по истории античной философии, философии народов Ближнего Востока.
Маковельский Александр Осипович (1884-1969) – русский и советский философ и историк, член-корреспондент АН СССР (1946), академик АН Азербайджана (1949). Основные труды по истории античной философии, философии народов Ближнего Востока.

Приводим ее полностью:

«Родился в г. Гродно; окончил историко-филологический фак-т Казанского ун-та; был оставлен при кафедре философии; с 1912 г. — приват-доцент, с 1918 г. — профессор; в 1920 г. переехал в Баку, где в 1921 г. защитил докторскую диссертацию; до 1960 г. — профессор Бакинского ун-та; в 1945—1950 гг. — директор Ин-та философии и права АН АзССР, с 1946 г.— член-корреспондент АН СССР; с 1949 г. — член АН АзССР.Как преподаватель Казанского ун-та в дооктябрьский период М. специализировался в двух областях — теории и истории философии. Приняв участие в полемике вокруг философии, противостоя нападкам на нее, доказывая ее всеобщность, универсальное содержание и общечеловеческую значимость, М. занял при этом онтогносеологическую позицию, согласно которой учение о познании (теория познания и логика) должно быть первой частью философии, а метафизика должна следовать за теорией познания, а не предварять ее, как это было в традиционных философских системах. Одновременно М. начал заниматься историей античной философии, став со временем одним из крупнейших специалистов в этой сфере».

Основные работы А.О. Маковельского

  • «Введение в философию» (1912-1916), ч. 1-2
  • «Мораль Эпиктета» (1912)
  • «Понятие о душе в Древней Греции» (1913)
  • «Психология вюрцбургской школы» (1913)
  • «Досократики» (1914-1919), ч. 1-3
  • «Досократовская философия: Обзор источников» (1918), ч. 1
  • «Софисты» (1940-1941), вып. 1-2
  • «Древнегреческие атомисты» (1946)
  • «Авеста (перевод)» (1960)
  • «Категория причинности и законы природы и общества» (1961)
  • «История логики» (1967)

Расширенный список русских философов: перейти