1С:ERP — универсальная учетная система для управления ресурсами предприятия. Она подходит для выполнения всех бизнес-операций, в том числе, продаж. В статье расскажем, как функциональная конфигурация помогает повысить эффективность коммерческой деятельности.
Что такое 1С:ERP. Краткий обзор
Это одна из «взрослых» конфигураций 1С, которая предназначена для автоматизации всех бизнес-процессов компании. В ней есть подсистемы для управления:
- Финансовым блоком (казначейство, бюджетирование, контроллинг, МСФО и др.);
- Производством с детализацией до исполнения конкретной операции;
- Складом, доставкой и логистикой;
- Продажами, CRM и маркетингом;
- Внеоборотными активами;
- Кадровым документооборотом, расчетом зарплаты и персоналом;
- Регламентированным учетом.
ПО создает единое информационное пространство, где происходит учет данных и их анализ. Это позволяет оперативно принимать верные бизнес-решения. Подробнее о возможностях 1С:ERP для решения задач предприятия мы рассказывали ранее.
Как 1С:ERP помогает в управлении продажами
В разрезе коммерческого блока программа предлагает множество функций, которые оптимизируют работу с покупателями и автоматизируют документооборот. Также инструментарий помогает ставить планы по сбыту и контролировать их выполнение, эффективно прогнозировать спрос и формировать предложения, актуальные для рыночных условий. Автоматизация рутинных задач разгружает персонал и позволяет сосредоточиться на общении с покупателями.
Комплексная работа с клиентами: установка условий, учет и анализ данных
Одно из ключевых преимуществ 1С:ERP для управления продажами — система комплексной работы с клиентами.
Позволяет:
- Устанавливать индивидуальные скидки, цены, сроки поставки и другие условия;
- Добавлять клиентов в различные сегменты для применения цен и скидок;
- Делать типовые формы соглашений по условиям работы для групп клиентов (оптовики, ритейлеры, дистрибьюторы и т.п.);
- Формировать индивидуальные условия работы с рядовыми покупателями (персональные цены, этапы оплаты, даты отгрузки, скидки);
- Выявлять потребности клиентов в закупе товаров;
- Выставлять коммерческие предложения для фиксации предпродажного взаимодействия с покупателем;
- Управлять заказами — резервировать товар, планировать отгрузку, график оплат, контролировать задолженность, выставлять счета и т.д.;
- Выполнять отгрузку и доставку продукции;
- Оформлять корректировку реализации товара, обособленного под конкретный заказ;
- Принимать возврат и делать замену продукции;
- Вести проекты (сделки с клиентами), участвовать в тендерах, следить за итогами (прибыль, расходы, маржинальность, статусная модель);
- Подключать самообслуживание для постоянных покупателей через ограниченный доступ к базе данных компании.
Вся информация фиксируется и хранится в базе. Можно отслеживать историю заказов, анализировать поведение, выявлять закономерности и делать выводы о потребностях аудитории.
CRM и маркетинг
Блок обеспечивает контроль и автоматизацию взаимоотношений с клиентами на всех этапах — от первого контакта до завершения сделки.
Ключевые возможности:
- Хранение контактной информации;
- Классификация клиентской базы по этапу взаимодействия (XYZ) и категории выгоды (ABC);
- Отражение истории всех взаимодействий, в том числе незакрытых сделок;
- Фиксация заявок, регистрация договоров, создание отчетной документации, архив транзакций;
- Прием претензий;
- Планирование будущих сделок;
- Установка напоминаний о предстоящих встречах и звонках;
- Отправка SMS и e-mail рассылок.
Благодаря этому взаимодействие с покупателями строятся более эффективно и организованно. Кроме того, деятельность менеджеров абсолютно прозрачна и находится под контролем.
Также подсистема включает инструменты для маркетинговой деятельности, в том числе:
- Автоматизацию рекламных кампаний, оценку их эффективности;
- Управление скидками, программами лояльности, подарочными сертификатами, подарками и пр.;
- Сегментация базы клиентов и товаров для более точного таргетинга.
Автоматизация оформления заказов
Программа полностью выполняет оформление заказов, от создания до отгрузки. Это минимизирует количество ошибок, снижает нагрузку на сотрудников и ускоряет процессы.
Основные опции:
- Формирование заказа на основе коммерческого предложения;
- Назначение скидки или наценки, применение карт лояльности, подарочных сертификатов;
- Согласование отклонений от принятых условий соглашения;
- Детализация платежей клиента, контроль сроков отгрузки;
- Диспетчеризация доставки;
- Контроль статуса и сроков выполнения.
Прогнозирование и планирование продаж
В системе можно задать различные параметры для формирования запланированных показателей, а также анализировать тенденции на основе исторических данных.
План продаж в ERP можно настроить по товарным категориям и номенклатуре. В обоих случаях доступна детализация в разрезе:
- Подразделения, склада, менеджера, формата магазина;
- Клиента, соглашения, плана оплат.
Первый подход позволяет планировать сбыт с расчетом по скорости, опираясь на сведения о популярности позиций и численные показатели фактов сбыта каждой единицы продукции. Второй подход дает возможность регистрировать запланированные поступления оплат, ставить планы с учетом сезонных коэффициентов и анализировать эффективность реализации в установленном периоде.
Формирование тех или иных отчетов можно автоматизировать. Это помогает отслеживать ключевые показатели эффективности (KPI) фактически в режиме реального времени. Таким образом можно оперативно реагировать на ситуацию.
Кроме этого, в программе предусмотрен сервис прогнозирования продаж на основе аналитических данных. Инструмент помогает минимизировать риски дефицита или избыточных запасов.
Аналитика и отчетность
В 1С ERP можно сформировать информативные отчеты по продажам, которые позволят оценить эффективность компании. Есть два ключевых блока, в которых детально раскрыты все аспекты коммерческой деятельности:
Отчет по валовой прибыли. Показывает результаты продаж и их прибыльность. Предусмотрен анализ по организациям, подразделениям, менеджерам, номенклатурным позициям. Позволяет оценить себестоимость, рентабельность, отразить дополнительные расходы, выявить факты сбыта продукции дешевле ее себестоимости и др.
Валовая прибыль по полной оплате отгрузок. Расчет показывает прибыль на основе частичной или полной оплаты, а также упущенную выгоду из-за возвратов.
Отчеты обладают гибкими настройками, их можно подстроить под конкретные метрики и оценку узкого сегмента работы.
Розничная торговля
В прикладном решении есть все необходимое для управления как одиночным розничным магазином, так и крупной сетью.
Основной функционал ERP для розничных продаж:
- Регистрация торговых точек;
- Установка цен и автоматических скидок;
- Печать этикеток и ценников по редактируемым шаблонам;
- Оформление возвратов;
- Анализ показателей;
- Поддержка бонусных программ, подарочных сертификатов;
- Дистанционная торговля.
Возможности управления контрольно-кассовой техникой:
- Работа через офлайн ККМ, автономную кассу и с несколькими кассами в разных режимах;
- Функциональность рабочего места кассира для оформления реализации через подключенную ККМ в режиме фискального регистратора;
- Использование электронных весов и весов с печатью этикеток в режиме офлайн.
Комиссионная торговля
Компании, которые работают по комиссионной модели, в том числе на маркетплейсах, с помощью конфигурации смогут отслеживать сделки, контролировать прибыль на различных платформах, а также интегрировать информацию о заказах и отгрузках из разных источников в одну систему.
Функционал позволяет:
- Взаимодействовать с комиссионерами по индивидуальным и типовым правилам передачи товаров, настраивать их изменения при подготовке документации;
- Согласовывать условия возврата;
- Выставлять коммерческое предложение комиссионеру;
- Регистрировать и согласовывать документы о передаче товаров на комиссию, взаимные обязательства и договоры;
- Принимать отчеты комиссионера, выставлять счета на оплату;
- Вести расчеты по договору или по каждому отдельному отчету.
- Анализировать задолженности и сроки выполнения финансовых обязательств.
Интеграции
Конфигурация синхронизируется с другими конфигурациями, сервисами и модулями 1С. Это создает единую экосистему процессов предприятия, обеспечивает бесшовное взаимодействие между различными отделами.
Также ПО поддерживает типовой обмен данными с внешними каналами сбыта, платежными сервисами, тендерными платформами:
- Системы администрирования интернет-магазинов и сайтов;
- Маркетплейсы Ozon и Яндекс Маркет;
- Электронная торговая площадка Бидзаар;
- ЕИС Закупки;
- Сервис ЮKassa.
Программа интегрируется и с государственными системами маркировки, в том числе «Честный знак».
Если типовая интеграция отсутствует, ее можно сделать в индивидуальном порядке. Так поступил наш клиент — инвестиционная компания, которая реализует масштабные проекты в сфере здравоохранения. Для это организации мы настроили обмен данными между электронной торговой площадкой B2B-Center и ERP Управление холдингом.
Преимущества использования 1С:ERP для управления продажами
Возможности системы, которые помогают повышать финансовые показатели и конкурентоспособность компании:
Оперативная координация действий. Информация о покупателях, заказах, остатках всегда актуальна, что повышает качество клиентского сервиса.
Мощные инструменты аналитики. Функционал для сбора и анализа показателей помогает точнее оценивать результаты торговли, выявлять тенденции и предсказывать спрос. Это, в свою очередь, помогает оптимизировать запасы и снизить издержки.
Уменьшение числа ошибок, снижение рисков. Обусловлено за счет исключения ручного труда и человеческого фактора в рутинных процессах, расчетах и аналитике. Автоматизация снижает вероятность возникновения ошибок, которые могут привести к финансовым потерям, и повышает точность данных.
Прозрачность процессов и отчетности. Глубокая детализация позволяет оперативно отслеживать эффективность коммерческого блока, сотрудников и компании в целом. Это помогает принимать своевременные управленческие решения.
Снижение затрат. Автоматизация процессов позволяет снизить сопутствующие издержки и повышает прибыльность бизнеса.
Кому подойдет 1С:ERP для управления продажами и как внедрить ее в бизнес-процессы
Программное решение подходит для предприятий среднего и крупного бизнеса разных отраслей, включая торговлю оптом и в розницу через различные каналы, производство и услуги.
Для успешного внедрения важно правильно настроить конфигурацию под специфические нужды бизнеса. Рекомендуется начать с анализа существующих бизнес-процессов и долгосрочных целей, а также определения ключевых задач, которые система должна решить. Помимо этого необходимо обеспечить обучение сотрудников и интеграцию ПО с другими программами, которые используют в компании.
Не знаете, какую конфигурацию выбрать для автоматизации торговли, универсальную ERP, Комплексную автоматизацию, УНФ или отраслевую Розницу? Прочитайте эту статью, а лучше запишитесь к нам на бесплатную консультацию.
Внедрения для розницы — наш профиль. Эксперты нашей компании с опытом более 7 лет помогут вам подобрать подходящее программное обеспечение и выполнят качественную интеграцию.