Книжная подборка ко дню рождения Сергея Лифаря (02.04.1905-15.12.1986)
Биография
Сергей Лифарь родился в Киеве в семье чиновника. В 17 лет он стал брать первые уроки танца в "Школе движений", которую основала прима Киевского балета Бронислава Нижинская. Упорные тренировки сделали Лифаря одним из лучших ее учеников. В 1922 году Нижинская эмигрировала в Европу, оттуда она прислала телеграмму: "С.П. Дягилев просит для укомплектования своей труппы пять лучших учеников мадам Нижинской". Поехал и Сергей Лифарь. В 1923 году его представили руководителю Русских сезонов Сергею Дягилеву. Среди молодых учеников импресарио выбирал замену ушедшему из антрепризы Вацлаву Нижинскому.
Учителями Лифаря были русский хореограф Николай Легат и итальянский балетмейстер Энрико Чекетти, у которого в свое время учились Анна Павлова и Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская и Леонид Мясин.
В антрепризе Дягилева Лифарь прошел путь от танцора кордебалета до ведущего солиста. В первый раз он появился на сцене в балете "Свадебка" Игоря Стравинского, затем танцевал Ромео в балете Брониславы Нижинской "Ромео и Джульетта", главную партию в "Стальном скоке" Леонида Мясина, в "Аполлоне Мусагете" и "Блудном сыне" Джорджа Баланчина. Ему рукоплескал высший свет в Лондоне, Париже и Милане.
В перерывах между сезонами Лифарь уезжал в Италию в Турин к Энрико Чекетти и снова тренировался в усиленном темпе. А в свободное время читал художественную литературу и критику — книги специально для него подбирал Дягилев. Иногда импресарио забирал Лифаря в Милан, во Флоренцию или в Венецию, где они вместе посещали картинные галереи и музеи. Дягилев познакомил его с французским бомондом — Полем Валери и Мисей Серт, Жаном Кокто и Тристаном Бернаром, Пабло Пикассо и Коко Шанель, которая стала ему другом.
Переломным в жизни Сержа Лифаря стал 1929 год: умер Сергей Дягилев. Партнеры импресарио, управляющие театральными площадками, видели в Лифаре преемника Дягилева, но танцор отказался возглавить "Русские сезоны". Даже наоборот, он предложил распустить антрепризу. Лифарь понимал, что труппа существовала благодаря Дягилеву: "Дягилев внезапно умер. <…> И дело его нельзя доделать, как жизнь его нельзя дожить".
После смерти Дягилева его друг, директор Гранд-Опера (Парижской оперы) Жак Руше, предложил Лифарю поставить балет "Творение Прометея". Это была первая вполне самостоятельная работа танцовщика — в ней он выступил и в качестве балетмейстера. Главные партии танцевали сам Лифарь и Сюзанна Лорчия. Балет имел такой успех у публики, что Жак Руше предложил Лифарю стать балетмейстером и ведущим артистом труппы.
До Лифаря балет в Парижской опере ставили после оперных спектаклей, в качестве увеселительного завершения вечера. Он же сделал из балета самостоятельные представления.
Одним из наиболее ярких, новаторских балетов Лифаря был "Икар" на партитуру Артюра Онеггера. Декорации и костюмы придумывал Пабло Пикассо.
Премьера балета состоялась в 1935 году на сцене Гранд-Опера. Именно после роли Икара Лифарь получил звание "этуаль" — первого танцовщика Гранд-Опера; раньше этим званием удостаивали только балерин. Позже он выпустил автобиографическую книгу под названием "Мемуары Икара".
Лифарь не оставил свой коллектив во время оккупации в 1940 году. В 1944 году Движение Сопротивления обвинило его в поддержке Гитлера и заочно приговорило к смертной казни. Лифарь вынужден был покинуть Францию. В Монте-Карло он основал театр балета "Новый балет Монте-Карло" с примой-балериной Иветт Шовире. Лифарь возглавлял труппу до 1947 года. После войны его оправдали — постановщик смог вернуться во Францию и продолжить работу в Парижской опере. В 1947 году при театре он открыл Институт хореографии. Воспитанники Лифаря стали звездами мирового балета — среди них Соланж Шварц, Лисет Дарсонваль, Нина Вырубова, Иветт Шовире и другие.
В 1955 году Лифарю вручили Золотую медаль города, а также "Золотую туфельку" — главную награду в балете.
Лифарь был премьером, педагогом и балетмейстером Гранд-Опера вплоть до 1956 года. Он поставил около 200 балетов, большинство — в собственной хореографии. Среди них — "Послеполуденный отдых Фавна", "Аделаида, или Язык цветов", "Любовь-волшебница", а также "Вакх и Ариадна", где партнершей Лифаря была русская балерина Ольга Спесивцева. Его спектакли оформляли известные художники и сценографы Пабло Пикассо, Леон Бакст, Марк Шагал, Александр Бенуа.
После ухода из Гранд-Опера Лифарь стал преподавать — учил студентов в Сорбонне истории и теории танца. Позже его избрали ректором Университета танца в Париже и почетным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО. За возрождение балета во Франции постановщику вручили орден Почетного легиона.
Лифарь также писал картины. Он любил изображать балерин, танец, движение. Выставки этих графических работ с успехом прошли в начале 1970-х годов в Париже, Каннах, Венеции и Монте-Карло.
Еще одним увлечением артиста балета были книги. Он тратил много денег на пополнение книжной коллекции Дягилева, которую выкупил у французского правительства. Помимо дягилевской библиотеки, в собрании Лифаря были старопечатные книги XVI–XIX веков, оригиналы писем Александра Пушкина Наталье Гончаровой.
Еще в 1959 году Лифарь женился на своей давней поклоннице — Лиллан Алефельд-Лаурвиг. Вместе они прожили около 30 лет. После смерти балетмейстера Лиллан Алефельд передала часть его коллекции отделу искусств Публичной библиотеки имени Леси Украинки в его родном Киеве. Похоронили Лифаря в пригороде Парижа на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Сегодня его имя носит один из репетиционных залов в Гранд-Опера.
/
Книжная Подборка:
/
Мемуары Икара / Серж Лифарь
В "Мемуарах Икара" Серж Лифарь, знаменитый танцовщик, "звезда" парижской Оперы, известный во всем мире хореограф, талантливый новатор, реформатор французского балета, теоретик и неутомимый пропагандист искусства танца, подводит итоги своей деятельности, формулирует свое творческое кредо.
/
"Скрипка Энгра".
Второе призвание. XX век : каталог выставки
В каталоге представлены работы всемирно известных деятелей художественного мира - крупнейших музыкантов, писателей, артистов, танцовщиков, драматургов, кинематографистов.
/
Дягилев: [монография] / С. М. Лифарь
Книга состоит из трех частей. В первой - "Молодой Дягилев" - рассматривается родословная Сергея Павловича, описываются его детские и юношеские годы. Вторая часть - "Эпоха "Мира искусства" - посвящена созданию художественного объединения, одноименного журнала и его художественным выставкам. Наиболее развернута третья часть "Русский балет". Это первые сезоны в Париже в 1909 году, принесшие мировую славу русскому искусству.
/
С Дягилевым: Монография.
Публикуемая книга представляет собой вторую часть монографии С. Лифаря, изданной на русском языке в Париже в 1939 году в количестве 615 экземпляров (первая часть — "Дягилев" — переиздана издательством "Композитор" в 1993 году). Всемирно известный танцовщик и балетмейстер, близкий сотрудник Дягилева, С. Лифарь делится в книге воспоминаниями, о последних годах жизни Сергея Павловича. Написанные вскоре после внезапной кончины Дягилева в 1929 году, воспоминания необычайно живо передают черты облика легендарного основателя Русского балета. С неменьшим интересом читаются страницы, посвященные артистическому становлению Сергея Лифаря, его первым сценическим успехам. В приложениях впервые публикуются в нашей стране в переводе с французского воспоминания Лифаря о детских и юношеских годах.
/
Аллюр Коко Шанель / Поль Моран
В книге известного французского писателя Поля Морана - одной из наиболее привлекательных среди созданного им - сменяют друг друга портреты С.Дягилева, И.Стравинского, Миси Серт, Эрика Сати, Сержа Лифаря, Жана Кокто, П.Пикассо, герцога Виндзорского, Черчилля и др. Но главный персонаж волшебной прозы этого великолепного рассказчика - это сама Коко Шанель. Знаменитый кутюрье Карл Лагерфельд, на протяжении многих лет, возглавлявший модный дом "Chanel", осенью 1996 года создал к тексту Поля Морана иллюстрации, которые вошли в данное издание книги.
/