Найти в Дзене
РР-Новости

На круглом столе в ТПП РФ обсудили, как российским IT-компаниям пробиться на глобальный рынок

Оглавление

В условиях стремительного развития технологий российским IT-компаниям важно не просто адаптироваться, но и активно расширять свое присутствие за рубежом. Именно этим вопросам был посвящён круглый стол «Инвестиции в российские IT-проекты: новые вызовы и перспективы выхода на зарубежные рынки», собравший ведущих игроков отрасли, зарубежных партнёров и представителей экспертного сообщества на площадке ТПП РФ.

Мероприятие организовала Комиссия по финансированию инновационных проектов Таксономии технологического суверенитета Совета ТПП РФ, Экспертный совет по развитию проектов ИИ, Международный консорциум БРИКС и группа компаний «ДЗ-Системс». Модераторами стали Сурен Варданян, зампредседателя Совета по внешнеэкономической деятельности ТПП РФ, и Дмитрий Завалишин, гендиректор «ДЗ-Системс».

Четыре барьера экспансии

Первое, что прозвучало от спикеров — четкое понимание, в чём именно сегодня проигрывает экспорт российский IT-технологий. Один из представителей экспертного сообщества привел следующие факторы:

  1. Финансирование. Для прорывных технологий нужны долгие деньги, которые готовы ждать результата — но таких мер поддержки компаний пока не предусмотрено государством.
  2. Конкуренция. На международных рынках доминируют американские и китайские компании. Как отметил один из участников: «Наши продукты часто игнорируются, хотя в некоторых случаях они технологически сильнее. Необходимо уметь упаковывать и защищать своё УТП».
  3. Регуляторика. Санкционные барьеры, запутанная система нормативов, нестыковки между законами и подзаконными актами создают “правовой туман”, в котором компаниям сложно ориентироваться.
  4. Брендинг и узнаваемость. Российские IT-решения на глобальной арене остаются «темными лошадками»: «Они просто неизвестны. А если ты не в Google и не в рейтинге Gartner — считай, тебя нет», — констатировал один из участников.

Кейсы продвижения IT-компаний

Однако, на круглом столе прозвучали и успешные кейсы. Своим опытом поделились Андрей Свириденко из компании «Видеомост», Максим Лапшин из «Флуссоник», Хусейн Аз-зари из «CDC», Олег Арсеньев из корпорации «ITG», Ольга Чернокоз из IT медиахолдинга «Регионы России», Александр Инвалев из компании «ИБИК» и другие.

Так, Андрей Свириденко рассказал о выходе компании на более чем 100 стран, включая Японию, Корею, Китай, Индию, США и страны Европы: «Выход на зрелые рынки невозможен без мировой инновации. Мы конкурировали с лидерами, потому что делали движки, которые были быстрее, надёжнее и дешевле. Но ни один инвестор в России не готов вкладываться в фундаментальные технологии с горизонтом больше года».

По его словам, инновации — это длинная дорога, и здесь без поддержки государства никак не обойтись.

Другой кейс представил Максим Лапшин из «Флуссоник», чьи видеотехнологии пользуются спросом в США, Европе, Латинской Америке и Азии. «В пике — 80% видеосетей мира гоняют контент через наши сервисы. Но никто не знает, что это сделано в России, даже сами пользователи», — говорит спикер, что лишний раз доказывает необходимость продвижения IT-решений.

Также на круглом столе Ольга Чернокоз, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, рассказала про разработки с искусственным интеллектом в холдинге. Они как раз помогают запустить PR-кампании и повысить узнаваемость российских брендов. Кроме того, она сделала акцент на том, что ее компания может создать ИИ-решение под индивидуальные запросы и внедрить его в систему бизнеса.

Дружелюбные рынки и выход за рубеж

В рамках программы выступили вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, член Правления ТПП РФ Владимир Гамза, председатель комиссии по финансированию инновационных проектов Юлия Красноруцкая, председатель комиссии по финансированию инновационных проектов и директор «Агентства 10» промышленного консалтинга Консорциума ФПК.

Большое внимание уделили партнерству в рамках БРИКС. Представители Индонезии, Вьетнама и Филиппин подтвердили: интерес к российским решениям есть, особенно в сферах кибербезопасности, умных городов, телекоммуникаций и ИИ. Соорганизатором круглого стола стал Международный консорциум БРИКС, которым руководит Елена Галибина, член совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ.

Спикеры затронули и тему участия в международных выставках для представления высокотехнологичных продуктов и услуг. В ходе обсуждения представили цифровой выставочный комплекс BRICS+ — масштабную метавселенную с трехмерными павильонами, живыми трансляциями, аналитикой и возможностью виртуальных делегаций. Это дает компаниям возможность стать экспонентами в гибридном формате.

Как пояснил автор проекта, это экосистема, где участник, например из Индии, может в 3D-пространстве увидеть решения компании из Саратова, поговорить с ней и запустить пилот — без виз и перелетов. Это технологичное будущее, которое позволяет продвигать свой бизнес в разных частях мира без дополнительных расходов.

Итоги встречи: что требует рынок

Эксперты Торгово-промышленной палаты отметили, что ключевая проблема – координация усилий. В качестве мер поддержки и изменений участники круглого стола предлагают создать Национальную программу продвижения российских IT-продуктов — по аналогии с программами в Китае и Южной Корее. Также запустить цифровую платформу координации мер поддержки — единый центр, объединяющий все программы, акселераторы, агентства.

Кроме того, необходимо упростить участие в международных выставках и миссиях, в том числе за счет цифровых форматов и виртуальных стендов, сфокусироваться на конкретных нишах, где российские технологии давно опередили рынок — видео, AI, кибербезопасность, промышленное ПО, а развивать экспорт IT-продуктов — через локальных партнеров.

Главное, что стало понятно из обсуждений: компетенции и готовые продукты  есть, не хватает только системной упаковки для развития бренда и координации усилий. Если этого не сделать — рынок займут другие компании, а российские решения так и останутся малоизвестными в глобальном масштабе.

-2

]]>