«В таком случае можете не приводить больше внука!» – драматично заявила свекровь, словно вершила судьбу целой империи. Ей бы в исторические драмы сниматься – с таким пафосом любое семейное собрание превращается в финальную сцену «Игры престолов».
Честно говоря, мне уже не хотелось разбираться, кто кому больше помог. В конце концов, если разобраться, я могла спокойно работать, оставляя ребенка на попечение няни. И знаете, это оказалось куда проще, чем бесконечные выяснения отношений, где я, по неписаным законам жанра, вечно оказывалась виноватой.
«Конечно, с нянями тоже случаются сюрпризы», – размышляла я, лениво размешивая чай. – «Они могут заболеть, забыть прийти на работу или внезапно осознать, что их труд стоит дороже. Но мы нашли ответственную, по рекомендации. Надежная женщина. Ну, насколько вообще можно быть уверенным в человеке, который добровольно соглашается сидеть с чужими детьми».
В любом случае, у меня теперь есть спокойствие. Я заплатила – услуга выполнена. Никаких манипуляций, никаких обидчивых вздохов, никаких сцен в духе «я всю жизнь положила, а вы...» Просто деловые отношения, сухие и надежные, как банковский договор.
А свекровь? О, я так устала от ее капризов за этот год, что словами не передать. Возможно, через пару лет мы отдадим сына в детский сад, но пока… пока пусть будет няня. Пусть меня называют бездушной карьеристкой, но я выбираю стабильность, а не эмоциональные качели с участием взрослой женщины, которой вечно «обидно до слез».
Муж не возражал. Впрочем, он и не горел желанием спорить. «Может, попробуем еще раз поговорить с мамой?» – робко предложил он, явно надеясь, что я скажу «да» и тем самым избавлю его от необходимости принимать решения.
Я пожала плечами: «Конечно, дорогой. Только в этот раз ты сам с ней разговариваешь, сам отвозишь ребенка и сам там сидишь, если она снова устроит спектакль».
После этого он задумался… а потом как-то резко передумал что-то обсуждать.
Свекровь, конечно, такого поворота событий не ожидала. Но, как говорится, хотела контроль – получила независимость. Долго пугала нас, ставила ультиматумы, играла на эмоциях. И вот теперь сама оказалась в непростом положении.
Что ж, пусть теперь попробует найти замену для своего любимого хобби – драматических сцен на семейной кухне.
«Ну что, теперь жалуется, что рассчитывала на помощь и что у нее нет средств для жизни», — рассказываю я мужу, лениво покачивая ложечку в кофе. — «Знаешь, я бы, конечно, сочувствовала… если бы у меня было соответствующее настроение. Но, увы, в нашем договоре нигде не значилось, что Раиса Олеговна имеет право выносить мне мозг, если у нее вдруг начнутся финансовые проблемы. Может, стоило чуть раньше задуматься о будущем, а не заниматься эмоциональными торгами? Ну, а теперь — удачи. Будем наблюдать, как она справится».
Муж молчал. Вернее, делал вид, что очень внимательно рассматривает свою чашку. О да, он прекрасно понимал: те деньги, которые раньше «по умолчанию» утекали к его маме, теперь идут на оплату няни. И точка. Решение принято, обсуждению не подлежит. Тем более что, ну… зарабатывать больше он уже не зарабатывает.
Кстати, интересный факт: Жанна вернулась на работу год назад, когда Максимке исполнился годик. По стечению обстоятельств ей предложили должность, от которой сложно отказаться. А точнее, невозможно. Ну, разве что в случае внезапного удара молнии.
Компания переживала серьезные перестановки, и освободилось местечко, о котором раньше она даже мечтать не смела. Да-да, Жанна, мать-героиня, прямиком из декрета получила предложение стать заместителем генерального директора по финансам.
Зарплата? Такая, что можно не просто погасить ипотеку, а заставить её замолчать навсегда.
Кредит за машину? Пфф, да на сдачу можно еще велосипед купить, вдруг в будущем решит вести здоровый образ жизни.
Но главная фишка — это даже не деньги. Это возможности. Горизонты. Ощущение, что жизнь идет вперед, а не топчется на месте между подгузниками и детскими пюрешками.
Жанна — карьеристка. И ей это нравится.
Она не мечтала стать хранительницей очага. Она, конечно, попробовала… и очень быстро поняла, что у нее аллергия на бытовуху.
Так что, когда поступило предложение — никаких мучительных раздумий. Никаких драматических сцен в духе: «Ах, но как же моя крошка без меня?!» Максимка отлично жил, когда мама варила брокколи и рыдала в подушку по ночам от усталости. Прекрасно поживет и сейчас, когда мама варит сделки и рыдает только от смеха в бухгалтерии.
Вот так и получилось: няня вместо бабушки, новая работа вместо скучного декрета… и никаких истерик, манипуляций и ультиматумов.
Раиса Олеговна, конечно, хотела контроль. А получила независимость. Нашу.
И знаете, это даже забавно.
Муж поддержал эту идею, но времени на подготовку было катастрофически мало — всего две недели. Срочно нужно было решать вопрос с ребенком. Начались поиски няни.
— Я предложила мужу взять декретный отпуск, — рассказывает Жанна. — Но он даже слушать не стал. Видите ли, ему тоже не хочется заниматься домашними делами.
Ну да, конечно. Кто бы мог подумать, что забота о ребенке — это не веселая прогулка, а полноценная работа без обеденного перерыва и права на личную жизнь. Правда, получается, что если Жанна этим занимается, то это нормально, а если муж — то нет. Удобно.
Зато эту идею с энтузиазмом подхватила его мама.
— Как же так! Какая няня?! Разве можно доверить ребенка чужому человеку, когда есть родная бабушка? — возмущалась Раиса Олеговна.
Ну да, действительно. Зачем платить профессионалу, который знает, как ухаживать за детьми, если можно бесплатно получить человека, который воспитает твоего ребенка так же, как тебя. А потом ты будешь платить психологу, чтобы исправить этот результат.
Честно говоря, Жанна предполагала, что подобный разговор случится. Но не думала, что все зайдет так далеко. Муж тогда настаивал: няня — это слишком дорого.
Свекровь Жанны — женщина с характером. Громких скандалов за четыре года совместной жизни у них не было, но поступки Раисы Олеговны порой вызывали у Жанны легкое недоумение.
Например, взять кредиты на ремонт и покупку новой техники за пару месяцев до выхода на пенсию — блестящая идея, правда? Особенно если после этого поссориться с начальством, хлопнуть дверью и уйти в никуда сразу после дня рождения. Ну, чтобы жизнь не казалась слишком предсказуемой.
Разумеется, потом пришлось срочно искать подработку. В итоге свекровь устроилась гардеробщицей в спортклуб и уборщицей в маленьком салоне красоты в своем доме. Денег катастрофически не хватало, и она все чаще намекала, что неплохо бы зятю с невесткой немного поучаствовать в семейном бюджете… В её бюджете.
Но проблема была в том, что и у Жанны с мужем на тот момент хватало своих забот: автокредит, ипотека, ребенок.
А потом свекровь увидела в этом возможность.
Раз уж сын с невесткой взяли на себя её долги и коммунальные платежи, то зачем ей вообще работать? Она радостно уволилась с подработок и торжественно объявила: теперь она будет сидеть с внуком.
Ну, чудесно! По всем законам семейных драм сейчас должно было последовать «и жили они долго и счастливо», но у жизни всегда есть свои планы.
Жанна начала возить сына к бабушке — так мужу было проще добираться на работу.
Поначалу всё было более-менее мирно. А потом начались претензии века.
— Почему вы так поздно?! Я сильно устаю с вашим ребенком!
Жанна моргнула. Поздно? Восемь часов вечера. Что дальше — комендантский час для молодых родителей? Или штраф за каждую минуту опоздания?
— У нас было совещание, я не могла уйти раньше. Муж тоже не успел бы. Но если бы он приехал на 15 минут раньше, что бы это изменило?
Спойлер: ничего.
С каждым днем список претензий рос, как снежный ком, который катится вниз и при этом еще громко возмущается.
То свекровь качала головой:
— Максимка плохо ест. Готовьте ему сами, а я просто буду разогревать.
О, отлично. Пятизвездочный ресторан превращается в забегаловку с самообслуживанием.
То неделю не выходила с внуком на улицу:
— Максимка носится, а я уже в возрасте. Мне тяжело.
Ну да, внук неожиданно оказался ребенком. Кто бы мог подумать?
И наконец — финальный аккорд:
— Если тебя что-то не устраивает, можешь завтра не приводить внука. Я не прислуга. У меня нет обязательств!
Ах, вот оно что. Они оплачивают ее счета, покупают продукты, гасят долги, а в ответ получают фееричное:
— Я вам помогаю, а вы еще и недовольны!
Жанна задумалась. Если Раиса Олеговна делает это из доброты души, то почему каждый раз напоминает об этом таким тоном, будто читает обвинительный приговор?
Они с мужем просто хотели работать и не переживать, что их сын окажется с няней, которую видит впервые. А получили в комплекте с бабушкой сервис упреков, драму на ровном месте и постоянное ощущение, что они — неблагодарные тираны.
Можно начинать выпускать мемы: «Свекровь отказалась от подработок ради внука, а теперь требует компенсацию морального ущерба».
И вот он, решающий момент:
— Делайте что хотите, но больше не приводите внука! Если так, я с Максимом сидеть не буду!
Жанна только вздохнула. Ну конечно. Классика жанра: угрозы, манипуляции, финальный ультиматум. Следующий шаг — полное игнорирование и молчаливое страдание в течение трех дней, а потом драматичное «ну ладно, привозите его».
Сын несколько раз пытался поговорить с матерью. И что же? Магия работала безотказно:
— Ой, ну я просто так сказала. Мне было обидно. Вы со мной обращаетесь как с прислугой, все время подгоняете… Ладно, привозите Максима. Я посижу.
Вот уж правда, театр одного актера. В этой постановке Раиса Олеговна исполняла сразу все роли:
Жанна все отчетливее понимала: пора искать няню. Пусть это удовольствие и не из дешевых, но лучше уж платить профессионалу, чем каждое утро получать свежий выпуск «Санта-Барбары» от свекрови.
Она нашла идеальную кандидатуру — спокойную, добрую женщину, которая, к тому же, жила неподалеку. Максим с ней уже познакомился и явно был не против.
А вот свекровь посвящать в этот план не стали.
Вечером, как обычно, Жанна пришла за сыном. Еще не успела открыть рот, а Раиса Олеговна уже стояла на пороге с лицом, на котором было написано: «Я одна, слабая женщина, тащу на себе весь мир». И, конечно, свежая порция претензий прилагалась:
— Я устала. Завтра можете Максима не приводить.
Ну что ж, прекрасно! Желание свекрови исполнено.
На следующий день Жанна спокойно занялась своими делами, а с Максимом осталась няня.
Прошло всего пару часов — и раздался звонок.
— Где вы пропали? Неужели заболели?
Жанна усмехнулась. Ну конечно! Стоило исчезнуть из поля зрения свекрови, как включился тревожный режим уровня «код красный».
А дальше — классика жанра: звонки, нервные сообщения, попытки дозвониться до Максима… В какой-то момент Жанна даже задумалась: может, свекровь установила скрытые камеры?
Апогеем стало заявление Раисы Олеговны:
— Из-за вас я оставила выгодную работу и отказалась от приличных подработок!
Ох, ну конечно. Ради внука она пожертвовала карьерой, состоянием и, возможно, личным самолетом, который вот-вот должен был доставить её в светлое будущее. Как же без драмы?
А вечером случился разговор с мужем.
Жанна уже заранее закатила глаза. Она знала этот сценарий наизусть: свекровь включает режим «обиженная женщина», тонкие намеки превращаются в душераздирающие истории, где она — несчастная жертва, а молодое поколение — неблагодарные потребители.
Вот только в этот раз Жанна решила не поддаваться на спектакль.
— То есть сначала нас попросили не привозить сына, а теперь мы виноваты? Как интересно! Если хочешь, можешь сам её расспросить. Только предупреждаю: этот сериал не закончится никогда.
Муж вздохнул, почесал затылок и надолго задумался.
Жанна же взяла чашку чая, устроилась поудобнее и мысленно поздравила себя с победой. Хотя бы на этот раз. Но нет, все осталось так, как удобно Жанне.
— Да и какие трудности! — подумала она с невинным выражением лица.
Свекровь, как оказалось, имеет всего лишь небольшой кредит. А подработка по уборке полов? Почему бы и нет? Отличный вариант для пенсионерки, которая наверняка ищет себе что-то, чтобы заполнить время, кроме как обвинять молодое поколение в неблагодарности.
Жанна твердо решила: зависеть от свекрови больше не будет.
Достаточно. Спасибо. Прощайте!
Ирония в том, что все это следовало бы сделать еще с самого начала. Но кто ж знал, что проблемы свекрови станут таким эпопеей?
Муж, конечно, был не в восторге. Он завел свою привычную песню о дороговизне няни, о том, что маме нужно помочь — мол, какая-то женщина справится с внуком хуже, чем она.
А Жанна в ответ просто кивала. И ничего не говорила.
Тем временем Раиса Олеговна, не желая сдаваться, продолжала названивать сыну, настойчиво утверждая, что никакая посторонняя женщина не справится с внуком лучше, чем она.
— Ну да, как же! Это ж совсем не тот случай, когда чужой человек может быть более адекватным, чем ты! — усмехалась Жанна про себя.
Жанна даже не вмешивалась в разговоры, не пыталась оспаривать мнение свекрови. Она просто не общалась с ней.
Зачем? Пусть теперь убеждает кого-то другого. Например, кассира в магазине или случайных прохожих в парке. Пускай ходит по городу и рассказывает всем, как она жертвует всем ради внука.
Спасибо что дочитали, ставьте лайк подписывайтесь на канал