Найти в Дзене
Смотрящий в Бездне

ПОСЛЕДНЕЕ СРАЖЕНИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

В.Г. КАРЕЛЬСКИЙ, публицист, независимый исследователь История средневековой Руси содержит загадки, которые не теряют актуальность в свете современных реалий. Враги используют любые «пробелы», чтобы очернить и переписать нашу историю на свой лад. Один из таких «пробелов» относится к ордынскому периоду русской истории. Мне со школьной скамьи не давал покоя вопрос: отчего Александр Невский скончался по возвращению из Орды, и чем он там занимался больше года? Информация о том периоде жития благоверного князя отсутствует. Учебники излагают единственную версию, мол, дорога из Каракорума была трудной, не сдюжил доблестный князь. Не верю! Факты подтверждают, что татары-монгалы пришли в Русь не из азиатской глубинки, а из Валахии и Далмации, в самый разгар Крестовых походов [1, 6]. Будучи славянским народом, пострадавшим от иноземного вмешательства, татары принимали активное участие в войнах с католическим Орденом. Батыево нашествие огненным смерчем прокатилось по Руси. Казалось бы, конец «княж

В.Г. КАРЕЛЬСКИЙ, публицист, независимый исследователь

История средневековой Руси содержит загадки, которые не теряют актуальность в свете современных реалий. Враги используют любые «пробелы», чтобы очернить и переписать нашу историю на свой лад. Один из таких «пробелов» относится к ордынскому периоду русской истории. Мне со школьной скамьи не давал покоя вопрос: отчего Александр Невский скончался по возвращению из Орды, и чем он там занимался больше года? Информация о том периоде жития благоверного князя отсутствует. Учебники излагают единственную версию, мол, дорога из Каракорума была трудной, не сдюжил доблестный князь. Не верю!

Факты подтверждают, что татары-монгалы пришли в Русь не из азиатской глубинки, а из Валахии и Далмации, в самый разгар Крестовых походов [1, 6]. Будучи славянским народом, пострадавшим от иноземного вмешательства, татары принимали активное участие в войнах с католическим Орденом. Батыево нашествие огненным смерчем прокатилось по Руси. Казалось бы, конец «княжеской вольнице»! Но, после нашествия князья продолжали бороться за власть и уделы точно так же, как их деды и прадеды. Ярослав II, заполучивший титул великого князя на «острие меча», подтвердил свой статус в Орде спустя 6 лет. Александр Ярославович наладил с Ордой партнёрские отношения. Церковь благоденствовала...

Что примечательно, нашествие «монгол» по времени точно совпадает с разгромом крестоносцев, падением Латинской квазиимперии и реставрацией Византийской империи. Можно утверждать, что Золотая Орда служила провизантийским военно-политическим штабом, обеспечившим вовлечение русских княжеств в борьбу с латинской экспансией (подробнее в [1]). После освобождения Константинополя от крестоносцев (1261г.) началась новая эпоха в Русско-Византийских отношениях, а Невский играл в ней едва ли не главную роль. Папа был в бешенстве – он призывал Орден к новым походам на схизматиков. В этой ситуации участие Александра Ярославовича в делах Византии, как исконного партнёра Руси, имело особое значение. Однако, подробности о княжеских посольствах в Орду отсутствуют во всех летописях, и русских, и монгольских (!).

Если предположить, что благоверный князь исполнял какую-то тайную миссию, то события выглядят совсем в ином свете, нежели в учебниках. Парадоксально, но факт: Византия была заинтересована в ослаблении княжеской власти. У Иловайского точно подмечена эта особенность: «...тогда не замедлила возыметь своё действие обычная политика Византии – сдерживать соседних варваров, посевая между ними раздоры (наследованное от древнего Рима: «divide et impera»[1]). Императоры заключали сепаратные союзы с князьями варваров против их же соплеменников, осыпали их подарками…» [2]. Карамзин не оставил без внимания подробности: «Во княжении Невского начались в Волжской или Кипчакской Орде несогласия, бывшие предвестием её падения. Ногай, как один из главных воевод татарских, надменный могуществом, не захотел повиноваться хану и сделался в окрестностях Чёрного моря владетелем независимым. Он заключил союз с Михаилом Палеологом, императором греческим, который в 1261 году, вернув Константинополь и восстановив древнюю монархию византийскую, и не устыдился выдать побочную свою дочь, Евфросинью, за сего мятежника» [3]. Образ «сего мятежника» заслуживает особого внимания.

Историки пишут, что Ногай был джучидом (родовитым монголом) и военачальником высокого ранга – мариархом (как, латынь в Монголии?). Подтверждением этого бреда служит (якобы) его монгольское имя. Вернадский переводил имя «Ногай» с монгольского как «собака». Чтобы загладить оскорбительный оттенок перевода, он утверждал, что собака была тотемным животным «монгол». Но, простите, никаких тотемов у пастухов, исповедующих буддистскую веру, не было! Это понятие характерно для Древнего Египта и Центральной Америки. К тому же «собака» по-монгольски звучит «нохой», что вяжется с оригиналом не очень. В татарском «ногай» означает «овощ». Для полководца такие прозвища не комильфо. Зато в индо-шумерской мифологии упоминаются Наги – существа-полубоги, тотемом которых служит «премудрый змей». Тогда, какой же он монгол?

Обратим внимание ещё на один нюанс. Как написано у Вернадского, Ногай упоминается в египетских источниках под именем Иса-Ногай, где Иса – его собственное имя, а Ногай – клановое прозвище [4]. Замечу, Иса – это сокращение от имён Исаак и Исайя. Отсюда, Ногай имел, скорее, не монгольское, а тюрко-семитское происхождение. Если учесть, что известно о происхождении татар (подробности в [1]), так вообще всё сходится, ибо «валахи называют друг друга еврейскими именами…» (из книги рабе Вениамина). Ногайская орда со временем именовалась «Ногайским казачеством», которое то бунтовало, то присягало русскому самодержавию. Слово «казака» имеет адекватный перевод только в иврите («сильный»). В XIV веке ногайцы, отделившись от крымской Орды, мигрировали в междуречье между Волгой и Яиком – на земли иудейской Хазарии (Заволжская или Синяя орда). Впоследствии ногайским казакам суждено было поставить «жирную точку» в истории Крымского ханства (Каракорума).

Реставрация Византии привела к обострению противоречий в Орде, поскольку её значение резко снизились. Орда имела династические и военные связи с северо-западной Русью, которые были задействованы при разгроме крестоносцев. Эта Орда находилась в симбиотической зависимости от Владимиро-Суздальской федерации, которая начинала переформатироваться в Московское царство. После 1261 года приоритеты сместились в иную плоскость. Византии оставалось только удерживать Русь в имперской «колоде» ради одной своей выгоды. Укреплению государственности Руси способствовало усмирение «буйных соседей»: покорение Булгарии, изгнание половцев за Терек и поражение тевтонского Ордена. Внимание княжеской ставки было перенаправлено на Запад, откуда угрожали Литва и Швеция. Объединяющим Русь началом стала греческая патриархия с подчинёнными ей митрополиями. В Сарае оставалась только паразитирующая знать, обречённая на вырождение. Совсем другие дела творились в крымской Орде под вывеской «Каракорум» (Кара-Кырым). Власть в той Орде принадлежала хазарским ханам и генуэзским наместникам, которые неплохо зарабатывали на войнах и работорговле. Крымская Орда и генуэзская «пятая колонна» всегда были проблемой для Византии и Московии. Этот конфликт удалось разрешить после Мамаева побоища, путча Тохтамыша и окончательного свержения «монгольского ига».

В Руси имелись запасы корабельной древесины, квалифицированная рабочая сила, сырьё и ресурсы. У Византии – огромный опыт в оружейном и морском деле. В условиях войны Орда имела для Византии важное значение и играла роль системного администратора, который заставлял князей не враждовать, а служить интересам империи. Невский лично принимал ответственные решения и взаимодействовал с царедворцами напрямую, без оглядки на ханов. Все его поездки в Орду совпадают с самыми переломными моментами в войне империй. В то время происходили значительные изменения в тактике боя и вооружениях. На смену стрелам появились первые образцы огнестрельного оружия – «огненные трубы» (модфы), которые чугунным ядром навылет пробивали «стальной кулак» (излюбленный строй рыцарей). Это оружие появилось у мавров и мамлюков в начале XIII века. Мог ли князь-воин отсиживаться в стороне от всего этого?

Византия проводила дальновидную политику и отвоёвывала утраченные позиции, выкачивая из Руси необходимые ресурсы. Ей удалось восстановить силы, и потеснить соперников на морских коммуникациях. В это же время русские дружины (те самые «монголы»!) громили крестоносцев в странах Восточной Европы. В итоге, Палеологи одержали победу над Латинской квазиимперией, но, подчеркну особо, эта победа была невозможна без участия русских дружин и ограбления «до нитки» русских народов. Этот важный аспект замалчивается и не получает должной оценки историков, как и истинная роль Александра Невского в прекращении религиозных войн, развязанных Ватиканом. Реставрация Византии была невыгодна латинским униатам и вассалам Рима. Возник конфликт интересов, который вполне мог служить причиной устранения самодержавного князя. Его заманивали на Каракорум, но князь не хотел повторять роковую ошибку отца. Он предпочитал обсуждать дела с царевичем Берке, титул которого говорит о его приверженности православию. Монголы к тому времени приняли буддизм и никаких царевичей среди них отродясь не было. Неслучайно Александру Невскому суждено было наведаться на Каракорум для выполнения какой-то особой миссии. Эту версию подтверждает хронология событий:

1260 год. Великий «монгольский» хан Хулагу развязывает войну на Ближнем Востоке против мамлюков, но терпит поражение. Ирония судьбы заключается в том, что воинственные мамлюки, служившие египетскому султану, сплошь были тюрками и славянами, проданными в рабство крымскими хазарами. Царевич Берке, будучи мусульманином, решительно поддержал египетского султана, поэтому отношения между Берке и Хулагу становятся враждебными.

1261 год (освобождение Константинополя). Войско Хулагу вторгается на Северный Кавказ и одерживает победу над кыпчаками возле Дербента. Противостояние между ханами переходит в стадию вооружённой борьбы. В русских княжествах недовольство «игом» перерастает в восстание.

В 1262 году между египетским султаном Бейбарсом и царевичем Берке устанавливаются союзные отношения. После трудных переговоров Михаил VIII Палеолог разрешил ордынскому посольству проезд в Египет через Константинополь. Это была ловушка! Под тот же год Невский был призван ко двору Берке. Что послужило причиной? Нет никакого подтверждения связи между антиордынским мятежом и этой поездкой. По мнению Насонова причиной вызова были мобилизационные мероприятия, что в общем-то соответствует обстановке, сложившейся после смерти Батыя [5]. Но, это не та проблема, на которую можно было потратить целый год, не покидая Орду. Тогда же, весной 1263 года, Берке направляет посольство в Египет. Предмет обсуждения заключался в организации совместного отпора Хулагу. Византийский император усмотрел в союзе кыпчаков и мамлюков угрозу своим интересам [4]. Возможно, он опасался ослабления вассалитета Руси и руководствовался тем же имперским принципом.

Летом 1263 года отношения между Михаилом VIII и Берке резко ухудшились. Посольство кыпчакской Орды и египетские посланники были арестованы в Константинополе на обратном пути. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно. Под тот же год Хулагу впервые терпит сокрушительное поражение. В этом сражении впервые проявил себя полководец Ногай, а на стороне кыпчаков сражалась русская дружина. Известно только, что в ноябре 1263 года Александра Невского привезли из Орды измученным и смертельно больным. 23-го числа князь преставился в Городце на Волге, сохранив посмертную тайну. Замечу особо, князя привезли водным путём. Ясно, что не из Монголии, но Константинополь не упоминается.

В 1264 году последовал «ответный удар»: Берке рвёт союз с Палеологами и оказывает помощь болгарскому князю Тиху, который воюет с византийцами во Фракии. Его главный враг, Хулагу, погибает в 1265 году. Вскоре умирает и сам Берке (причина смерти неизвестна). Тогда же борьбу кыпчакской Орды против Византии возглавил Ногай, который впоследствии был убит русским дружинником (явно заказное убийство!).

Из хронологии следует, что в ходе последнего визита Александра Невского в Орду произошла эскалация конфликта между ордынскими ханами и Византией. В то же время царевич Берке получает подкрепление, а его войском начинает командовать отлично обученный и энергичный полководец. И вновь наблюдается столкновение имперских амбиций! С одной стороны – коалиция Михаила VIII Палеолога с ханом Хулагу (Белой ордой), с другой – союз Берке с султаном Байбарсом и Владимиро-Суздальской Русью. Александр Невский оказался меж двух огней: он не мог рвать отношения ни с той, ни с другой стороной. Хронологические совпадения и череда смертей главных персонажей позволяют предположить, что князю пришлось участвовать в тех жестоких разборках. Его отравление было подстроено под хроническое недомогание. А ведь князь был в самом расцвете сил – чуть больше сорока! Как и при отравлении Ярослава II не осталось никаких подробностей, а свидетели только подтвердили отравление – основной способ умерщвления неугодных личностей. И то, и другое события происходило в Крымской Орде. Ярослава II подставил предатель по имени Ярунович (явно не монгол!). Кто подставил Невского и дал ему яд, мы уже никогда не узнаем.

Александр Невский, как потомок Рюриковичей, приходился императору родственником и пользовался большим авторитетом. Но, как известно, у Византийской знати никакой авторитет не гарантировал безопасность. Поэтому участие князя в переговорах наверняка скрывалось. К тому же князь слишком много знал о тайной подоплёке «ига». Этим обстоятельством воспользовались его тайные и явные недруги. Одного навета императору было достаточно, чтобы обвинить князя в измене и заточить в константинопольском застенке «до выяснения». Любые свидетельства этого «грязного дела» давно уничтожены. Имперская канцелярия не могла допустить, чтобы на Руси стала известна подоплёка тех событий и причина смерти благоверного князя. Так Византия обеспечивала себе благовидную парсуну для истории и «запасной окопчик» ради сохранения имперского статуса за счёт возвеличивания Московии. Вмешательство Византии откликалось на Руси смутой и заговорами. Но, всякий раз находились здоровые силы, которые их преодолевали.

Александр Невский, будучи дипломатом и полководцем, внёс достойный вклад в Победу над супостатами, но величие его подвига современники ещё не осознают. Этот подвиг служит выдающимся историческим примером! Все нападения на Русь имели скрытую подоплёку, в которой усматривается противостояние чуждых имперских амбиций и титульных теократий. На все посягательства Русь отвечала сокрушительным ударом и только так смогла сохранить и укрепить свою государственность. Ибо нам отступать некуда: за нами – Правда!

ЛИТЕРАТУРА

1. Карельский В.Г. Русская правда против монголо-татарского ига. М. «У Никитских ворот», 2019, 232 с. ил.

2. Иловайский Д.И. Начало Руси («Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю») / М.: АСТ, «Астель», 2003. – 629с.

3. Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» / М.: «Правда», 1988 г. – 765 с.

4. Вернадский Г.В. – Монголы и Русь / Тверь.: ЛЕАН, 2000. – 476 с.

5. Кривошеев Ю.А., Соколов Р.А. Александр Невский: эпоха и память. Исторические очерки. Изд. второе, испр. и доп. / СПб.: «Изд. Олега Абышко». 2018. – 304 с.

6. Карельский В.Г. «Монголы никогда не завоёвывали Русь!» – Дзен, 2025г.

[1] «Разделяй и властвуй» - главное кредо имперской политики (лат.).