Найти в Дзене
Надежда Емельянова

КУБИНСКИЙ ХУДОЖНИК РАУЛЬ МАРТИНЕС

Рауль Мартинес. Четыре портрета Марти. 1967, смешанная техника, плотная бумага, наклеенная 
 на картон
Рауль Мартинес. Четыре портрета Марти. 1967, смешанная техника, плотная бумага, наклеенная на картон

Публио Амабль Рауль Мартинес (1 ноября 1927 г. – 2 апреля 1995 г.), более известный как Рауль Мартинес – кубинский художник, дизайнер, фотограф, муралист и график. Он известен своими красочными портретами ведущих кубинских политических деятелей, включая Хосе Марти, Фиделя Кастро, Че Гевары.

Рауль Мартинес Гонсалес родился в кубинской провинции Сьего-де-Авила в семье рабочего сахарного завода и школьной учительницы. После школы учился живописи в Академии Сан-Алехандро в Гаване, а затем в Школе Института искусств Чикаго.

После Кубинской революции 1959 года Мартинес участвовал в основании таких учреждений как Кубинский институт кино (ICAIC), Американский дом (Casa de las Américas) и Кубинский институт книги, где работал внештатным художником-графиком.

Награды и признание

Рауль Мартинес преуспел практически в каждой форме искусства, которой занимался: от ранних абстрактных картин до более поздних репрезентативных; от фотографии до коллажа; от трафаретной печати киноафиш до внештатного графического дизайна для государственных учреждений, таких как ICAIC.

Его работы участвовали в коллективных и персональных экспозициях и биеннале в Мексике; Сан-Паулу (Бразилия); Венеции (Италия); Париже (Франция).

Он был награжден Серебряной медалью на Кубинской выставке живописи, 1960; Бронзовой медалью Международной выставки искусства книги (WENT), Лейпциг, Германия, 1965 г.; Национальной премией пластических искусств Национального союза писателей и художников Кубы (UNEAC), 1995 г.

Государственный совет Республики Куба наградил его знаком отличия за заслуги в области национальной культуры (1981 г.); медалью Алехо Карпентьера (1983 г.) и орденом Феликса Варелы (1988 г.).

Рауль Мартинес Натюрморт с трубкой табаком и грецкими орехами 1943. г.
Рауль Мартинес Натюрморт с трубкой табаком и грецкими орехами 1943. г.

Революция, работа и жизнь

До 1962 года революция не влияла на творчество Мартинеса. Но когда началась блокада Кубы Соединенными Штатами, постепенно Мартинес начал включать в свои работы тематические революционные заголовки. Постепенно от рекламных щитов в 1964 году он перешел к абстрактным картинам, в которых стали всё чаще проявляться революционные символы.

Рауль Мартинес. Шторм, 1959.
Рауль Мартинес. Шторм, 1959.

Большая проблема Мартинеса заключалась в его нетрадиционной ориентации. Во время борьбы против этого явления на Кубе в 1960-х и 1970-х годах Мартинес потерял работу преподавателя в школе архитектуры в Гаване. Он продолжил свою карьеру в качестве внештатного дизайнера, следуя своему уже сложившемуся стилю.

Рауль Мартинес. Люсия, 1968 г.
Рауль Мартинес. Люсия, 1968 г.

К 1965 году Мартинес начал терять интерес к абстракции, но не вернулся к идеалам «живописи ради живописи» «Магия всегда была важна для меня, магия поверхности и магия экспрессивной жизни, преобразованной на ней. Но магию я определяю как процесс поиска неизвестного, что я всегда и делал», - сказал Мартинес в одном из своих интервью.

Революционная иконография и советский стиль

В 1960-х годах, когда Куба находилась под сильным влиянием социализма и СССР. Советская тематика оказала сильное влияние на развивающуюся художественную жизнь Кубы, сделав социальный реализм высшей формой искусства. Это было оправданно, за десятилетие в кубинском обществе произошел творческий взрыв, который многие оценивали как «литургическое пробуждение общества». Масштабную перестройку претерпела система образования: в течение 12 лет уровень грамотности среднего взрослого населения вырос с 20% до 75%.

Когда позже Мартинеса спросили, почему в то время он не пошел в социалистический реализм, он ответил, что «кубинские художники строили на том, у чего пока еще не было базы, они могли экспериментировать, но они не могли развить это в должной мере.

Рауль Мартинес Революция 1968 г.
Рауль Мартинес Революция 1968 г.

Но неизбежным и закономерным в развитии Мартинеса стал стиль революционной иконографии. Влияние таких личностей, как Че Гевара и Фидель Кастро на развивающуюся кубинскую культуру было огромным, их образы, наряду с другими историческими революционными персонажами стали темой работ художника.

Работы Рауля Мартинеса выставлялись и до сих пор выставляются в музеях по всему миру. Национальный музей изящных искусств Кубы посвящает большое пространство в залах постоянных коллекций Раулю Мартинесу. Мартинеса исследуют, о нем пишут книги.

2 апреля 2025 года Куба отметила тридцатилетие его ухода из жизни серией выставок и публикаций. Мы рады ознакомить российского читателя с творчеством этого уникального кубинского художника.

© Надежда Емельянова, 2025

Рауль Мартинес. Холст, масло. Бд.
Рауль Мартинес. Холст, масло. Бд.
Рауль Мартинес. Розы и шипы.
Рауль Мартинес. Розы и шипы.
Рауль Мартинес. Дерево с персонажами. 1980 г.
Рауль Мартинес. Дерево с персонажами. 1980 г.
Рауль Мартинес. Товарищ Че
Рауль Мартинес. Товарищ Че
Рауль Мартинес. Че Гевара, 1970
Рауль Мартинес. Че Гевара, 1970
Рауль Мартинес. Мальчик и бабочка, 1987.
Рауль Мартинес. Мальчик и бабочка, 1987.
Рауль Мартинес. Хосе Марти, 1980 г.
Рауль Мартинес. Хосе Марти, 1980 г.
Рауль Мартнес. Цветы и фрукты, 1978 г.
Рауль Мартнес. Цветы и фрукты, 1978 г.
Рауль Мартинес. Афиша выставки.
Рауль Мартинес. Афиша выставки.