Найти в Дзене
Воздушные бои

Истребительные полки ВВС СФ. Часть первая

ВВС Северного Флота Начнём мы с Северного Флота. К началу Войны всё ВВС СФ включало в себя два полка – 72 сап и 118 рап, вооружённый гидросамолетами, но он никак к нашему исследованию не относится. Поэтому разговор пойдёт о 72 сап. Полк этот имел в составе четыре истребительных и одну бомбардировочную эскадрилью. Естественно, современных истребителей на вооружении полка не было, три эскадрильи летали на и-153 и даже и-15бис, только одна – на и-16.  Командиром полка был Георгий Петрович Губанов, опытный и сильный командир. Он и начал постепенно превращать полк в элитное соединение.  Надо сказать, что полк, хотя и был вооружён не лучшими самолётами, был дисциплинирован, лётчики полка были весьма хорошо обучены, в боях демонстрировали слаженность действия. Активно в бою использовали РС, компенсируя ими недостатки бипланов. Успехи себя не заставили долго ждать.  Довольно символично, что первого немецкого опытного пилота сбили пилоты как раз и-15бис. Это был командир 14 отряда JG77, Аль

ВВС Северного Флота

Начнём мы с Северного Флота. К началу Войны всё ВВС СФ включало в себя два полка – 72 сап и 118 рап, вооружённый гидросамолетами, но он никак к нашему исследованию не относится. Поэтому разговор пойдёт о 72 сап. Полк этот имел в составе четыре истребительных и одну бомбардировочную эскадрилью. Естественно, современных истребителей на вооружении полка не было, три эскадрильи летали на и-153 и даже и-15бис, только одна – на и-16. 

Командиром полка был Георгий Петрович Губанов, опытный и сильный командир. Он и начал постепенно превращать полк в элитное соединение. 

Герой Советского Союза Георгий Петрович Губанов - человек, без которого, возможно, не было бы прекрасного 2 гиап ВВС СФ
Герой Советского Союза Георгий Петрович Губанов - человек, без которого, возможно, не было бы прекрасного 2 гиап ВВС СФ

Надо сказать, что полк, хотя и был вооружён не лучшими самолётами, был дисциплинирован, лётчики полка были весьма хорошо обучены, в боях демонстрировали слаженность действия. Активно в бою использовали РС, компенсируя ими недостатки бипланов. Успехи себя не заставили долго ждать. 

Довольно символично, что первого немецкого опытного пилота сбили пилоты как раз и-15бис. Это был командир 14 отряда JG77, Альфред фон Лоевски, участник боев в Испании, Норвегии и Англии. Правда, по имеющимся данным, пилот имел всего 3 победы на счету. 

29 июня Лоевски сопровождал группу ю-88 в район Мурманска. Группа была сначала обстреляна ЗА, а затем её атаковало звено и-15бис, ведя интенсивный огонь, в основном РС. Именно таким снарядом и был подбит Лоевски. Другие пилоты решили, что его подбили огнем ЗА. На подбитом самолете он сел на брюхо, пытался добраться до своих, но попал в плен. Ведущим звена в том бою был Уваров Семён Иванович, ветеран финской. Отметим, что большинство пилотов полка имело опыт боев с финнами. 

Конечно же, Губанов понимал, что для успешных боев полк нуждается в более современных самолётах, но в 41 году рассчитывать на получение новых советских истребителей не приходилось: все они были задействованы на более важных направлениях. Большим успехом стало приобретение десяти пилотов-черноморцев, которые вошли в состав полка на МиГах. Самым известным из них был Захар Артемович Сорокин, в будущем яркий ас полка. 

Но пока основную тяжесть боев на себя взяли пилоты устаревших самолётов. Всё лето они воевали с немцами, и воевали достаточно успешно. Конечно, для полка было большим плюсом, что в его составе воевал знаменитый ас Борис Феоктистович Сафонов. Это был настоящий лидер, вдохновлявший своими победами других пилотов. Интересно также отметить, что полк уже тогда старался действовать с позиции силы, в атакующем стиле. 

Так, 17 июля, отражая налет бф-110, опознанных как ю-88, и бф-109, пилоты полка сбили сразу двух асов, один из которых летал на бф-110, другой на бф-109. Сафонов сбил аса бф-110 Феликса-Марию Брандиса, который дотянул до своих позиций и совершил вынужденную, потеряв своего стрелка, а Афанасенков Иван Тимофеевич и Родин Василий Петрович сбили Ханса Малкуша, одного из ведущих асов JG5, которому удалось спастись. 

Продуктивен был для полка в смысле уничтоженных немецких асов август. 9 августа погиб в бою Хорст Вольтер, имевший 11 побед, причём сбил его Соколов Дмитрий Гаврилович, один из тех пилотов, которые летали на МиГах. Он и использовал преимущество своего самолета. В ходе боя с и-16 Вольтер совершенно не ожидал, что его сверху атакует скоростной и высотный советский истребитель. Вольтер был одним из лучших асов Заполярья на тот момент. А 23 августа в бою с группой и-153 погиб и другой выдающийся ас Заполярья – Ханс Малкуш, имевший 16 побед на счету. Он не осторожно вступил с «чайками» в маневренный бой и был сбит, на победу претендуют Плотко Фёдор Семенович, Амосов Дмитрий Фёдорович и Жданов Леонид Васильевич. Между этими эпизодами была победа над будущим асом JG5 Хансом Тецнером 13 августа, на которую претендуют Адонкин Василий Семенович и тот же самый Амосов. 

Эти бои показали, что у немцев не получится лёгкой прогулки в Заполярье. Само собой, полк тоже нес потери и потери существенные, но он не был разгромлен, напротив, окреп в боях, сохранил основной костяк, стали потихоньку появляться асы, которые в будущем блистали в небе Мурманска. Стоит отметить одну любопытную деталь: здесь совершенно не практиковались групповые победы. Это во многом способствовало воспитанию именно сильных индивидуально асов атакующего типа. 

15 сентября в бою пилоты полка сбили два бф-110, которые работали без сопровождения, но группа Сафонова уверенно показала им свой перевес, проведя слаженную атаку. Одним из сбитых был вновь Брандис, после гибели Шашке лучший ас Заполярья из летающих на бф-110. Причём снова сбил его, судя по всему, именно Сафонов. Брандис и на сей раз уцелел. 

Дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов и его самолёт с надписью "За Сталина".
Дважды Герой Советского Союза Борис Феоктистович Сафонов и его самолёт с надписью "За Сталина".

Осенью 41 года произошло перевооружение полка. Прямо скажем, очень помогли англичане, которые оснастили полк «Харрикейнами». Это был первый Советский полк, пересевший на авиацию союзников. И до конца Войны полк воевал на ленд-лизовской продукции. Хотя «Харрикейны» так же уступали бф-109, но как временная мера были очень кстати. 

Впрочем, некоторые пилоты полка продолжали летать на МиГах. В частности Захар Артемович Сорокин. Он был одним из заметных асов полка, имел уже 5 побед на счету. Но 25 октября он был сбит. Он занимался отражением налёта бф-110. «Разрушители» шли без прикрытия со стороны бф-109. Сорокин атаковал ведущего. Однако в момент атаки его сбоку атаковал другой бф-110, и вскоре Сорокин был подбит, посадил самолёт в тундре, потом долго добирался до своих. После этого случая он лишился обеих ног, однако добился возвращения в строй и, летая на протезах, сбил ещё 6 самолётов врага. Сбил его Феликс Брандис, которого уже дважды до этого сбивали пилоты 72 сап, но на сей раз он смог и сам добиться серьёзного успеха. 

Герой Советского Союза Захар Артемович Сорокин и его "МиГ"
Герой Советского Союза Захар Артемович Сорокин и его "МиГ"

В октябре было решено создать второй истребительный полк СФ – 78 иап, путем выделения группы лучших пилотов из 72 сап. Возглавил новый полк Сафонов, он взял с собой таких ярких пилотов, как Адонкина Василия Семеновича, Покровского Владимира Павловича, Алагурова Виктора Никитовича, Амосова Дмитрия Фёдоровича, Семененко Петра Михайловича. Полк, видимо, задумывался как элитное соединение, но, забегая вперёд, скажем, что элитным в итоге стал именно 72 сап. 

Именно в составе этого нового полка Сафонов сбил последнего немецкого аса за 41 год – 17 декабря в бою с его пятёркой сбит и ранен Альфред Якоби, имевший 8 побед на счету. Заявки оформили три пилота, но, конечно, в приоритете заявка Сафонова. 

Понес полк и тяжёлую потерю. 16 ноября погиб на «Харрикейне» один из лучших асов первого года Войны в ВВС СФ Семененко Пётр Макарович. Он уже успел одержать 11 побед. Обстоятельства его гибели прекрасно изложены в статье «Результативный сафоновец» в Мурманском вестнике. Статья эта доступна в интернете, и всем желающим мы её рекомендуем. Если вкратце, то он отправился на задание по разведке ведущим тройки, но вся тройка была уничтожена атакой группы бф-109, ведущим был известный ас Хьюго Дамер. 

В целом, если подводить итоги первого года Войны, то мы видим, что два полка ВВС СФ проявили себя с самой лучшей стороны, их пилоты одержали ряд побед над сильными немецкими асами, и именно эти полки, а не «сухопутники» в тот период на указанном участке фронта показали себя наиболее сильно. Особенно высоко оценивалась дисциплина и боевой дух этих полков. Выделилась и группа перспективнейших асов, из которых выбыл только Семененко, остальные были в строю. Упорное сопротивление ВВС СФ дало немцам понять, что здесь недостаточно спецгруппы JG77, требуется полноценная эскадра. Так была создана JG5, две группы которой работали на Мурманском направлении, а первая группа против англичан. 

Недостаток здесь был, по сути, всего один: матчасть. К концу 41 года здесь уже оба полка работали на «Харрикейнах», за исключением одной эскадрильи и-16, однако этот самолёт был слишком тяжёл, неманеврен, медлителен и плохо подходил для боя. Обзор тоже оставлял желать лучшего. И в 42 году полки начали переходить на Р-40, гораздо более совершенный самолёт. 

В структуре ВВС СФ в начале 42 года произошли изменения. Губанов пошёл на повышение, и выяснилось, что достойной замены ему на посту командира 72 сап, который был преобразован во 2 гсап, нет. Иван Константинович Туманов рассматривался как временный командир. И в марте 42 года, ко времени начала активных боев, которые на зимний период затихли, в полк уже в качестве командира вернулся Сафонов. С ним вернулись такие сильные пилоты, как Алагуров, Покровский, Амосов и ряд остальных. Теперь уже 78 иап оказался в положении проигрышном и, забегая вперёд, мы должны сказать, что именно этот полк стало начальство в будущем рассматривать как полк для черновой работы. А 2 гсап, ставший в конце 42 года 2-м гиап, рассматривался как элитный. Стоит заметить, что тогда, в марте 42 года, 2 гсап отдал в 78 иап в качестве своеобразного обмена молодого и очень талантливого аса Сгибнева Петра Георгиевича, которого удалось заполучить, в свою очередь, из ВВС КБФ. Сгибнев был не только ас, но и блестящий командир. Командиром 78 иап назначен был Туманов. Вдобавок в 78 иап «сбагрили» оставшиеся и-16, а 2 гсап теперь летал на Р-40. 78 иап так и летал на «Харрикейнах» и и-16, причём «Харрикейны» в этом полку задержались аж до осени 43 года. 

Р-40 - труженник Севера. Этот самолёт уступал "Кобре" по основным показателям пилотажа, вооружения и надёжности, но он был незаменим как штурмовик и обладал огромным ресурсом
Р-40 - труженник Севера. Этот самолёт уступал "Кобре" по основным показателям пилотажа, вооружения и надёжности, но он был незаменим как штурмовик и обладал огромным ресурсом

Увы, в этом была особенность отношения к полкам всех трех флотов. В составе каждого флота был свой элитный полк (КБФ повезло иметь сразу два таких полка), а к остальным отношение было утилитарное, как к полкам, которые выполняли всю черновую работу, включая вылеты на штурмовку кораблей и на бомбардировку вражеских объектов. Начальство не очень беспокоило, какие самолеты на вооружении этих полков и какие пилоты в составе. Поэтому разница в уровне между флотскими полками была огромная. Мы говорили, что в любой дивизии были полки более любимые начальством и менее любимые, но все же и такие полки имели в своём составе по крайней мере несколько опытных асов и вооружались нормально. Разница в отношении видна ярко уже по тому факту, что даже в 42 году лишь единичные советские полки воевали на «Харрикейнах», и то очень недолго: начальство, видя, что самолёт себя показал плохо, тут же уводило полки в тыл для перевооружения. 78 иап никто не перевооружал. 

Ещё одной особенностей было отсутствие унификации. Долгое время в составе одного полка могли быть разные истребители, такое имело место даже в 43 году. У «сухопутников» уже в 42 году такое было большой редкостью. Различная матчасть мешала нормальному взаимодействию в бою. 

Впрочем, 78 иап не был «грушей для битья». Наоборот, это был очень сплоченный боевой коллектив. На задания он почти всегда летал под прикрытием других полков, в бою пилоты компенсировали недостаток вооружения и таланта асов хорошей слаженностью действий и упорством. В ВВС СФ не было ни одного полка, который был бы плох в групповом бою. 

Иван Константинович Туманов. Это командир полков ВВС СФ не так известен, как Сафонов или Сгибнев, однако он был весьма хорошим командиром, мало уступавшим им и сделавшим многое для совершенствования 2 гиап
Иван Константинович Туманов. Это командир полков ВВС СФ не так известен, как Сафонов или Сгибнев, однако он был весьма хорошим командиром, мало уступавшим им и сделавшим многое для совершенствования 2 гиап

В марте 42 года был сформирован и ещё один полк на базе 2 гсап, вернее его устаревшей матчасти – 27 иап. Если 78 иап все же сохранил в составе толковых асов, например Адонкина (правда, почему-то вынужденного снова летать на и-16) и Сгибнева, то 27 иап попросту был способом избавиться от всех оставшихся и-16, и-153, все ещё числившихся на балансе 2 гсап, но фактически не летавших на задания, и «Харрикейнов», а также лётчиков из нового пополнения. Неблагодарную роль командования этим соединением принял на себя Николай Игнатьевич Хряшков, о котором известно немного. 

Николай Игнатьевич Хряшков
Николай Игнатьевич Хряшков

Итак, весной 42 года ВВС СФ включали в себя 78 иап, полк, не лишённый амбиций и хороших пилотов, но весьма разнородный в плане личного состава и вооружения, откровенно сырой 27 иап и элитный 2 гсап, летающий на Р-40, для того времени отличной машины, имеющий в составе опытных и сильных пилотов. Впрочем, и спрос с него был велик. Полк отражал удары врага, летал на сложные задания по разведке и сопровождению. Пилоты полка были универсальные воздушные бойцы. Впрочем, весной Р-40 ещё не хватало, и пилоты полка вынуждены были воевать на «Харрикейнах», постепенно осваивая прямо в ходе боев Р-40. Первыми эти самолеты получали, конечно же, наиболее сильные пилоты полка. 

Весной бои приняли характер ожесточённый. Так, 3 апреля советские лётчики предприняли удар по аэродрому Петсамо. Вылетевший на перехват 5 отряд JG5 понес потерю. Был сбит лейтенант Вольф-Дитрих Видовиц, в будущем – известный ас, уже имевший на счету несколько побед. При вынужденной посадке его самолёт сгорел. С Советской стороны на победу претендовали два известных аса из разных полков – Покровский Владимир Павлович из 2 гсап и Сгибнев Пётр Георгиевич из 78 иап.

17 мая североморцам удалось снять с неба одного из лучших асов эскадры. Дело было так. На штурмовку Советского аэродрома отправилась маленькая группа ю-88, сопровождали её одним звеном бф-109, но были перехвачены группой из восьми самолётов 2 гсап. Ведущим был Сафонов на новеньком Р-40, остальные пилоты летели на «Харрикейнах». Немцев втянули в не выгодный для них бой, был сбит ю-88 и бф-109. С бф-109 спасся пилот и попал в плен. Оказалось, это был второй на тот момент ас II группы JG5 оберфельдфебель Вилли Пфренгер. На счету его было 30 побед. Сбил его пилот Алагуров Виктор Никифорович, весьма опытный ас.

В целом, весной ВВС СФ ещё притирались к новой технике и, если в 41 году они по количеству побед «сухопутников» сильно превосходили, то весной 42 года уже прошедшие полное вооружение на Р-40 и приобретшие ещё более сильные P-39 «сухопутники» сбили больше немецких асов, чем североморцы. 

Асов СФ немцы тоже весной 42 года сбивали редко. Но потери пилотов были существенные, по указанным выше причинам. Так, 28 апреля был подбит в бою Покровский Владимир Павлович, имевший уже 15 побед на счету. Он летал на свеженьком «Киттихоуке», а его товарищи из 2 гиап действовали на «Харрикейнах». Напавшие внезапно немцы полностью расчленили группу, погибло 5 пилотов, а Покровский, раненый в руку, всё же дотянул до своих. Как водится, участвовавшие в бою пилоты II группы сильно завысили успехи, заявив 11 побед. Один только Рудольф Мюллер оформил четыре штуки, также пополнили счета Пфрэнгер, Карганико, Эрлер. Ещё и пилот 7 отряда унтерофицер Вернер Шумахер заявил две победы. Понятное дело, определить, кто же атаковал Покровского, невозможно.

Про бой 30 мая, где погиб Сафонов Борис Феоктистович, написано уже очень много. Добавим, что в том же бою, во второй его фазе, был сбит Амосов Дмитрий Федорович, тоже очень сильный ас, имевший на счету уже 10 побед, спасся с парашютом, приземлился в воду и был спасён. Немцы оформили 4 заявки, это сделали пилоты 6 отряда. Кажется, Сафонова сбил Рудольф Мюллер, и, возможно, добил малоизвестный пилот Тоде, а Амосова определённо сбил Ханс Дёбрих.

Причин такого неудачного боя несколько: плохая согласованность в ходе боя, ведомые Сафонова отвлеклись от основной задачи, тыл аса был оголен. Та же проблема была и в случае с Амосовым.

Конечно же, потеря Сафонова, лучшего аса СФ, да и едва ли не лучшего аса всех Советских ВВС, была тяжёлым ударом. Но эта трагедия оказала удивительное влияние, сразу же усилилась дисциплина в ходе боя в разы. Немцы раз за разом сталкивались с неудачами в боях против североморцев. Ограничивались уничтожением тех, кто подставился, ошибся, то есть новичков, но опытные пилоты североморцев не несли ущерба в ходе летних боев 42 года вовсе. В целом уменьшились потери весьма сильно. И, конечно, выросли успехи. 

Летом 42 года начальство, понимая, что трех истребительных полков для полноценной работы ВВС СФ мало, перебросило сюда специальную авиагруппу Николая Трофимовича Петрухина, которая весной 42 года работала на Волховском Фронте. В неё входило два дневных истребительных полка (был ещё полк для действий ночью, вооружённый Пе-3, но о нем рассказ не пойдёт). 20 иап воевал на «Яках», а 255 иап – на ЛаГГах и Яках, причём последний полк имел опыт боев в 41 году на Юго-Западном Фронте. Оба полка были укомплектованы хорошими пилотами, неплохо вооружены, а командовали ими опытные люди, которые были неплохими практиками воздушного боя: Исаак Маркович Уманский командовал 20 иап, Павел Алексеевич Панин – 255 иап. Что до 2 гиап, то его после гибели Сафонова вновь возглавил Туманов. 

Исаак Маркович Уманский - командир 20 иап. Он не очень известен, как и его полк, однако 20 иап был отличным полком ВВС СФ с высоким уровнем организации.
Исаак Маркович Уманский - командир 20 иап. Он не очень известен, как и его полк, однако 20 иап был отличным полком ВВС СФ с высоким уровнем организации.

13 июня сбит был начинающий ас Йозеф Кайзер «Харрикейнами» 78 иап. Видимо, сбил его Дижевский Алексей Яковлевич. 13 июля первого аса на Восточном фронте потеряла III группа. Был сбит лейтенант Ханс-Йоахим Бэр из 8 отряда, имевший 8 побед на счету. Как водится, списали всё на огонь ЗА. По советским данным, всё было иначе. Этот бой был за рамками нашего исследования, поэтому стоит его подобно описать. Пятёрка «Яков» 20 иап вела бой с группой «мессеров». Улучив момент, пара бф-109 внезапно атаковала ведущего группы. Его ведомый, Нужин Василий Васильевич, среагировал быстро, обстрелял одного из нападавших, тот отвернул в сторону. Второму повезло меньше, его самолёт был поврежден. Немец попытался спастись в пике, имитируя падение. Нужин спикировал следом и на бреющем догнал врага и добил. Таким образом, новенький 20 иап показал, что достаточно подготовлен к боям. Особенно стоит отметить отличную реакцию пилотов в том бою.

Вскоре 20 иап отличился вновь. 19 июля был сбит фельдфебель Леопольд Книр из 6 отряда, имевший 9 побед на счету. Он попал в плен. На победу претендуют три пилота 20 иап – Нужин Василий Васильевич, Крылов Николай Иванович и Бойченко Михаил Ильич. Бой североморцы вели четверкой, он шёл 30 минут. Скорее всего, победу одержал именно Крылов.

Неплохой бой провели североморцы 21 августа. Мы про него уже рассказали, но есть смысл напомнить его обстоятельства. Это был ожесточённый бой прямо над аэродромом Ваенга. Его атаковала большая группа бф-109. Однако к аэродрому на помощь поспешили несколько дежурных групп разных полков ВВС СФ. Бой получился несколько сумбурным, так как подразделения плохо взаимодействовали друг с другом. Особенно страдали пилоты полков, воевавших на отечественных машинах, так как они не имели радиостанции. Именно отечественным истребителям досталось крепко – было сбито два ЛаГГа и два и-16. Но немцам досталось куда крепче. Здесь сражался 6 отряд, получивший название «экспертенштаффель» благодаря наличию в составе нескольких ярких асов, и понёс значительные потери. Причём в ответ немцы назаявляли 13 побед. Тут они были в своём стиле. Так, 56 победу заявил фельдфебель Рудольф Мюллер. Однако после этого прямо в его кабину попал 20-мм снаряд. Пилоту повезло, так как он сам отделался лёгким ранением, а самолёт нуждался в небольшом ремонте. Тем не менее, это было серьёзное предупреждение для аса, что советские пилоты – это далеко не статисты. Другой фельдфебель, Альберт Бруннер, уже имевший уже 9 побед на счету, был подбит серьёзнее и, не дотянув до своих, решил прыгать с парашютом, но смог избежать плена. Наконец, командир отряда, оберлейтенант Ханс-Дитер Хартвайн, имевший 16 побед, погиб в том бою.

Советские пилоты почти точно оценили нанесённый ущерб в три сбитых и один подбитый. Большаков Павел Васильевич, Агейчев Валентин Александрович из 27 иап на и-16, Реутов Дмитрий Андреевич на «киттихоуке» из 2 гиап, плюс подбил вражеский самолёт Попов Сергей Петрович из 255 иап на ЛаГГе.

Конечно же, именно Попов чуть не завалил Мюллера. Хартвайн вёл бой с и-16, и сбили его Большаков и Агейчев. Ну, а самый опытный из претендентов на победу, Реутов, ветеран ещё финской, сбил Бруннера, в будущем выдающегося аса. 

Бой этот интересен тем, что в нем сошлись крупные силы немцев и пилотов СФ и, в принципе, немцы не смогли добиться успеха в бою. Ещё более любопытно, что пилоты 27 иап, который, конечно, считался главным «аутсайдером» СФ, одержали победу над сильным немецким асом. Вновь высокий класс продемонстрировали пилоты 2 гсап. 

Отметим, что пилоты СФ бой вели в качестве стороны атакующей. Хотя плохая координация между собой разных групп не позволила провести полноценно успешный бой, но к положительным качествам отнесены были действия каждой группы в отдельности, в бою все эти группы атаковали первыми, причём атаки получались резкие и успешные, в дальнейшем бою группы дрались слаженно и уверенно. 

Командир 255 иап Герой Советского Союза Панин Павел Алексеевич в кабине своего ЛаГГа
Командир 255 иап Герой Советского Союза Панин Павел Алексеевич в кабине своего ЛаГГа

5 сентября удалось снова сбить Бруннера, это было его второе поражение в карьере. На сей раз отличились пилоты 255 иап на «ЛаГГах», которые ещё не имели в активе сбитых немецких асов. Бруннер увлёкся групповым боем на виражах и был сбит, причём спасся с парашютом над Советской территорией и не без труда добрался до своих. Сбил его Сергей Егорович Юзов. 

Кроме этих побед, пилоты 78 иап имели прямое отношение к гибели одного из лучших асов JG5 Вернера Шумахера, имевшего 30 побед на счету. Этот ас 5 августа после боя в районе советского аэродрома Ваенга, куда он отправился на задание по разведке, заблудился, потерял ориентировку, наскочил на Советскую зенитную батарею, был сильно ранен и, совершив вынужденную посадку, попал в плен, где вскоре умер, в плен попали и двое других пилотов. В ходе боя заявки на победы оформили Абишев Хусин Имам-Алиевич и Коломиец Пётр Леонтьевич. Очевидно, они повредили самолет Шумахера. 

Пилоты 78 иап на фоне "Харрикейна". Эти самолеты активно использовались на Севере, но в целом они обладали целым рядом недостатков и в воздушном бою были очень уязвимы
Пилоты 78 иап на фоне "Харрикейна". Эти самолеты активно использовались на Севере, но в целом они обладали целым рядом недостатков и в воздушном бою были очень уязвимы

В конце 42 года ВВС СФ потеряли двух асов и, по злой иронии судьбы, это были именно те пилоты, которые сбили Бруннера. 30 октября погиб комэск Юзов из 255 иап, имевший три победы на момент гибели. Сбит он был во время отражения налёта ю-88 на Мурманск. Увы, отразить налет не удалось, немцы нанесли сильный ущерб городу и порту. Однако любопытно, как они оценили успехи в небе. Сбит был только Юзов в момент атаки на ю-88, но немцы с радости заявили 12 (!!!) побед. Один только Вайссенбергер оформил пять заявок, чуть скромнее был Дёбрих – он «сбил» всего три истребителя. Понятное дело, совершенно невозможно точно установить, кто же сбил Юзова, благо некоторые заявители вообще неизвестны. Понятно только, что сбил его пилот 6 элитного отряда. 

А 26 декабря погиб Реутов Дмитрий Андреевич, сбивший летом Бруннера, имевший 7 побед на счету. Он служил в управлении 6 иабр ВМФ. Это был очень опытный лётчик. Но сбит он был не истребителем, а своей же ЗА. Это был ожесточённый бой, и Советская ЗА крайне неудачно «помогала» советским пилотам: был сбит не только Реутов, но ещё и Владимир Павлович Покровский, успевший сбить Йозефа Кайзера, имевшего 11 побед. К счастью, Покровского и Кайзера союзники смогли спасти из воды (естественно, Кайзер попал в плен), а Реутова, увы, навсегда поглотили волны океана… 

К сожалению, в очередной раз лишился командира и 2 гсап. 6 ноября в катастрофе погиб Иван Константинович Туманов. На смену ему взяли Петра Георгиевича Сгибнева из 78 иап, которому было всего 22 года, но это был прекрасный организатор и ас в одном лице. Полк наконец избавился от бомбардировочной эскадрильи и стал 2 гиап, кроме того на его вооружение стали поступать «Кобры», и за зиму полк избавился от Р-40. 

В целом в 42 году ВВС СФ ещё не достигли своего рассвета, в отличие от 19 гиап. Было много новых полков, в составе которых были считанные единицы опытных пилотов. На вооружении ещё было слишком много устаревшей техники. Не была ещё отработана до автоматизма тактика при защите и при нападении. 2 гиап и 20 иап в этих боях показали себя лучше остальных, но другим полкам предстояло «подтянуться» до их уровня. И, тем не менее, кроме гибели Сафонова, ВВС СФ не пережили потерь своих ключевых асов в боях. Напротив, был подготовлен ряд сильных асов на перспективу, и в 43 году здесь уже недостатка в опытных пилотах не было. И этот сложный процесс обкатки боем новых опытных пилотов полки СФ прошли относительно легко, без фатальных потерь. Конечно, сказалось то, что немцы здесь тоже были далеко не те, что в небе Сталинграда или Ржева, особенно в 42 году. Немцы тоже проходили обкатку боем, и, если брать опытных пилотов, для них эти бои были куда более сложными. Пфрэнгер, Бэр, Книр, Хартвайн, Кайзер – эти достаточно сильные асы JG5 выбыли в боях с североморцами в 42 году, многие другие были сбиты, в частности дважды – Бруннер. Пилоты JG5 охотно шли в групповой бой, но в ходе такого боя они были гораздо менее внимательны, чем, к примеру, пилоты JG51 и JG54, да и групповое взаимодействие оставляло желать лучшего. В общем, они ничем особо, начиная с середины 42 года, в боях не превосходили пилотов СФ.