Каждый ученик уникален. У него свои цели, темп обучения и предпочтения. Как создать урок, который приведет к результату?
Ответ на этот вопрос волнует многих преподавателей и учеников. Татьяна Фанштейн, создатель и руководитель онлайн школы и методист, которая обучила уже более 5000 учителей, поделилась личным опытом создания уроков английского языка, которые помогут вам достичь поставленных целей.
Какой он, результативный урок английского языка?
Результативный урок для каждого человека будет разный, так как для каждого результат отличается. Перед началом работы всегда задавайте вопрос: «А что такое результат для вас?».
В первую очередь, чтобы понять, что такое результативный урок, надо узнать, что такое результат для каждого конкретного ученика, если вы работаете со взрослым. А если вы работаете с ребенком, то необходимо узнать, что такое результат не только для ученика, но и для его родителей. Для этого поинтересуйтесь у них, как он себе представляет занятие и что такое для него результат. Это надо сделать, чтобы свериться с ожиданиями от занятий и понять, можете ли вы привести ученика к ним и при каких условиях. Получается, что результативный урок – это когда вы знаете, какого результата хочет ученик, а вам, как учителю понятно, как он измерим. Например, часто к преподавателям обращаются ученики с запросом, что они хотят заговорить на иностранном языке. Этого недостаточно, чтобы зафиксировать результат. Задайте больше наводящих вопросов, чтобы выяснить, что такое заговорить по-английски для него, так как для одного говорить по-английски значит сказать фразу: «My name is Vasya», а для другого – выступить на конференциях по медицинской теме. Преподавателю важно понять, какой конкретный результат нужен, насколько он достижим в рамках занятий и самое главное, как вы оба поймете, что идете к результату.
Результативный урок состоит из 3 основных составляющих: понимание цели конкретного ученик, фиксация конкретного показателя измерения результата, к которому он идет, и показ ученику его достижений (что было и что стало или результаты до и после занятия).
Как вы интегрируете современные технологии в процесс обучения?
Сейчас очень много разных современных технологий. Одна из быстроразвивающихся – искусственный интеллект и программы на его основе: Chat GPT и подобные. Интегрировать их в обучение стоит в зависимости от задачи.
Если ваша задача – найти текст, или сделать текст с пропусками, которые будут заполнять ученики, то можно прибегнуть к помощи искусственного интеллекта. Он отлично справится, а главное – быстро.
Если вы проводите занятия онлайн, то вам понадобится платформа для проведения занятий с онлайн-доской, видеозвонком и желательно, конструктором игр, например. В зависимости от вашей задачи подбирайте ту платформу, что вам ближе.
Я считаю, что любые инструменты, которые вы используете в работе, должные не усложнять, а упрощать вашу работу. Даже если методически грамотно выбрать учебник для занятий, в принципе, дополнительных инструментов не потребуется. Все инструменты должны быть функциональны и применимы для вас.
Какие основные принципы и требования учитывать преподавателю при планировании урока?
Для планирования урока нужно понимать, к чему вы хотите прийти, и поставить четкую и понятную цель себе и ученику. Когда вы готовитесь к уроку, обязательно задавайте себе вопрос, какой результат вы хотите получить от урока и какой результат будет у вашего ученика. Отталкивайтесь от конкретного задания, которое надо выполнить для достижения результата.
Также учитывайте свои возможности преподавателя. Есть разные периоды развития в жизни преподавателя. Первый – когда вы только начинаете, и вам очень хочется что-то новое привнести в свою работу, изучить максимально больше новых инструментов, и у вас есть на подготовку урока неограниченное количество времени. Второй – когда у вас настолько плотное расписание занятий, что на подготовку есть всего 15 минут. В обоих случаях вам нужно четко понимать задачу: успеть быстро подготовиться к занятию или изучить и посмотреть все, что есть по вашей теме за 2 часа. Но помните, что подготовка и работа во время занятия должна упрощать процесс, а не усложнять его как ученику, так и преподавателю. Исходите из принципа, как с наименьшими потерями и с максимальным результатом можно решить мою задачу.
Как ставить цель ученику?
Целеполагание является неотъемлемой частью работы любого преподавателя. Перед учеником должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. Хорошо, когда сам ученик участвуют в постановке целей. Они должны знать, чему именно они научатся и как этого достичь.
В нашей школе со взрослыми и детьми мы ставим большую цель и маленькие цели, к которым они идут. Есть такая фраза, которой мы руководствуемся в работе: «Teach a student, not the book» («Учите человека, а не книгу»). Если одному ученику подойдет целеполагание каждое занятие, то другому это может быть вообще не нужно. Адаптируйте целеполагание под ученика или его эмоции, например. Узнайте, как ученик себя чувствуете до и после занятия, смещая фокус на личность ученика. Ведь самое ценное на уроке, на мой взгляд, это контакт ученика с преподавателем, а не изучение грамматики и обучение чтению. Большинство людей приходят именно за хорошим отношением к себе и остаются, потому что с преподавателем комфортно. Изучение языка и процесс обучения – это построение долгосрочных отношений между учеником и преподавателем.
Как помочь ученику найти цель и мотивацию читайте в полной статье.
Как преподавателю составить структуру урока?
Структура урока должна быть обязательно и она основывается на методах и подходах, которые вы применяете.
Классическая структура урока включает:
- Организационный момент: тема, цель, результаты.
- Разогрев или проверка выполнения домашнего задания (в случае, если вы его задаете).
- Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
- Презентация нового материала и решение учебной задачи.
- Проверка понимания нового учебного материала (контроль с тестом и заданиями) и закрепление изученного.
- Обобщение и систематизация знаний: контроль и самопроверка знаний.
- Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
Узнайте о наиболее важных частях занятиях.
Как вовлечь учеников в процесс обучения?
Ориентируйтесь на ученика. Главный лайфхак – это следить за процессом и делать выводы. С одной стороны, не создавайте завышенные ожидания, потому что сейчас люди многозадачные, и ожидать, что ученик на уроке будет уделять преподавателю 100% своего внимания – невозможно. Всегда есть множество отвлекающих факторов во время онлайн и офлайн уроков. Это норма современного мира. Именно поэтому те преподавателей, которые стремятся создать вау-урок и тратят на его подготовку огромное количество времени, ждет разочарование. Задача современного урока в том, чтобы ученик взял максимум от него, находясь в комфортной для себя обстановке, например, когда он лежит, ест, растягивается или прыгает.
Как сделать оценку знаний учеников объективной и справедливой?
Когда есть измеримая цель, например, подготовка к экзамену или учебная программа, по которой вы следуете, чтобы через полгода добиться цели заговорить на определенные темы, тогда это понятный критерий оценки. Тогда следует сверяться с целью в конце каждого модуля. Подумайте, как именно вы будете это делать, будет ли это оценка или обратная связь. Подробнее читайте тут.
Какие советы вы могли бы дать преподавателям для создания результативного урока уже сегодня?
Во-первых, устанавливайте четкие и измеримые цели.
Во-вторых, планируйте урок с учетом ваших ресурсов и времени.
В-третьих, сверяйтесь с ожиданиями и реальностью.
В-четвертых, ставьте себя на первое место и сохраняйте баланса между работой и отдыхом.