Найти в Дзене
Старый конь 2.0

Битва "хвостовых плавников": Как американский автопром потерял чувство меры, но подарил нам эпоху безумного стиля

Привет, друзья! Сегодня я расскажу вам об одном из самых безумных периодов в истории автомобильного дизайна — о той самой эпохе, когда машины стали похожи на космические корабли с огромными хвостовыми плавниками. И знаете что? Это было чертовски круто! В 1941 году Америка, как и многие другие страны, внимательно следила за тем, что происходило в Европе. Тогда Соединенные Штаты официально занимали нейтральную позицию, хотя экономически активно поддерживали своих будущих союзников, поставляя им оружие, продовольствие и другие ресурсы. Однако их прямое участие в войне началось лишь после атаки Японии на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года. Эта атака стала переломным моментом для США. Они объявили войну Японии, а вскоре — и Германии. С этого момента страна полностью перешла на военный режим. Автомобильная промышленность не стала исключением: все производственные мощности были переориентированы на выпуск военной техники. Кадиллак начал изготавливать двигатели для танков, Форд — детали для са
Оглавление

Привет, друзья! Сегодня я расскажу вам об одном из самых безумных периодов в истории автомобильного дизайна — о той самой эпохе, когда машины стали похожи на космические корабли с огромными хвостовыми плавниками. И знаете что? Это было чертовски круто!

-2

Начало истории: от мира до войны

В 1941 году Америка, как и многие другие страны, внимательно следила за тем, что происходило в Европе. Тогда Соединенные Штаты официально занимали нейтральную позицию, хотя экономически активно поддерживали своих будущих союзников, поставляя им оружие, продовольствие и другие ресурсы. Однако их прямое участие в войне началось лишь после атаки Японии на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года.

Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года
Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года

Эта атака стала переломным моментом для США. Они объявили войну Японии, а вскоре — и Германии. С этого момента страна полностью перешла на военный режим. Автомобильная промышленность не стала исключением: все производственные мощности были переориентированы на выпуск военной техники. Кадиллак начал изготавливать двигатели для танков, Форд — детали для самолетов, а Джип стал настоящим символом американской армии.

-4

Про гражданские машины можно было позабыть! Последний гражданский автомобиль сошел с конвейера в феврале 1942 года. После этого наступила тишина. Люди привыкли покупать новые машины каждые несколько лет, но теперь вынуждены были ездить на старых, ремонтируя их снова и снова.

Когда война закончилась, все ожидали революции в автомобильном мире. Ведь экономика США значительно окрепла благодаря военным заказам, и казалось, что теперь наступит время расцвета. Но, не тут-то было.

После войны: дефицит и скромность

После окончания войны производители столкнулись с серьёзной проблемой: нехваткой материалов, особенно стали. Вы думаете, что автомобили сразу стали современными и красивыми? Ха! Вот Chevrolet 1942 года — ничего особенного, правда?

Chevrolet Coupe, 1942
Chevrolet Coupe, 1942
Chevrolet, 1946
Chevrolet, 1946

А вот Chevrolet 1946 года - согласитесь, практически то же самое. Бамперы? Раньше они были хромированными, теперь просто покрыты краской. Даже деревянные детали начали использовать вместо металла. Такие дела.

Автомобили с деревянными частями кузова
Автомобили с деревянными частями кузова

Первый шаг к безумию: Cadillac и его самолётные мечты

Переломный момент случился в 1948 году, когда Cadillac решил показать всем, как надо делать автомобили. Они представили новую линейку с «понтонным» дизайном (нет, это не те понтоны, которые вы представляете), отказались от порогов и добавили хвостовые плавники. Откуда взялась идея? Из самолёта Lockheed P-38 Lightning, конечно же. Просто в компании кто-то сказал: «А давайте возьмём заднюю часть самолёта и приделаем её к автомобилю». Звучит безумно, да? Но это сработало.

Cadillac и Lockheed P-38 Lightning
Cadillac и Lockheed P-38 Lightning

Cadillac был явно впереди планеты всей. Остальные производители пытались подражать, но их попытки выглядели смешно. Например, небольшие хромированные детали на багажнике — это даже не плавники, а просто какие-то украшения.

-9

Chrysler вступает в игру: "Future Look"

В 1954 году ситуация начала меняться. Chrysler, который всегда славился своими надёжными, но скучными машинами, решил измениться. Знаете, что говорили люди в то время? «Автомобили Chrysler проектируют инженеры, а не дизайнеры.» Чтобы избавиться от этого образа, компания наняла Вирджила Экснера из Studebaker и запустила новое направление под названием "Future Look". (в переводе — "Взгляд в будущее")

Chrysler
Chrysler

И знаете что? Это сработало. За три года автомобили Chrysler превратились из высоких и квадратных в длинные, широкие и низкие. Особенно заметным элементом стал именно хвостовой плавник. Cadillac был явно недоволен: «Эй, Chrysler, ты украл нашу идею!» Но Chrysler не обращал внимания — он добился успеха.

Рекламный плакат 1960 г., PLYMOUTH
Рекламный плакат 1960 г., PLYMOUTH

1957 год стал настоящим триумфом для Chrysler. Модель Plymouth Belvedere стала хитом. На рекламных щитах появилась фраза: «Вдруг настал 1960!» Люди осаждали дилерские центры Chrysler по воскресеньям, чтобы увидеть эти невероятные автомобили.

GM решает ответить: больше хрома и ещё больше плавников

Pontiac
Pontiac
Chevrolet
Chevrolet

Ford и General Motors не могли оставаться в стороне. Ford ограничился небольшими изменениями, а вот GM решил пойти другим путём — он загрузил свои автомобили хромом. Особенно примечательными стали модели 1958 года: Chevrolet, Pontiac, Oldsmobile и Buick. Cadillac же продолжал удивлять всех своими гигантскими плавниками высотой 22 сантиметра. Машина превратилась в настоящий космический корабль на колёсах.

-14
-15

Конец эпохи: "плавники" сходят на нет

Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. К 1960 году ситуация начала меняться. Почему?

1. Производители сами поняли, что может быть перебор с размером плавников.

2. Хвостовые плавники оказались сложными и дорогими в производстве.

3. Общественность и автомобильная пресса устали от этой моды.

4. Плавники мешали видимости при парковке.

5. Безопасность вызывала вопросы: люди, в особенности дети, часто получали травмы от острых краев плавников.

Plymouth 1960 г
Plymouth 1960 г
Plymouth 1961 г
Plymouth 1961 г

Поэтому плавники начали исчезать. Например, у Plymouth они исчезли практически сразу, а Cadillac постепенно снижал их размеры, пока те совсем не растворились к 1965 году.

Акульи плавники Cadillac
Акульи плавники Cadillac

Золотой век дизайна

Так закончилась эпоха «войны хвостовых плавников». Конец 1950-х считается золотым веком американского автомобильного дизайна. Машины того времени стали символом своего времени, как например Элвис Пресли или рок-н-ролл.

-19

Спасибо, что дочитали эту историю до конца! Если вам понравилось, подписывайтесь на мой канал. Впереди ещё много интересных тем: от «гонки лошадиных сил» 1960-х до голландского автопрома. До встречи в следующем выпуске!