Найти в Дзене

Юнгианский анализ: 4 минуты из фильма «По семейным обстоятельствам»

Уважаемый читатель, сегодня я хочу проанализировать смысловую нагрузку одного короткого четырёхминутного эпизода из фильма «По семейным обстоятельствам». Это сцена, когда молодая героиня встречает на лестнице старичка, который несёт в своей авоське минеральную воду. Пока они поднимаются по лестнице происходит диалог, который я буду рассматривать как самодостаточный сюжет. Не будем уходить ни в предысторию, ни в то, что происходит после. Вот сама сцена: Давайте рассмотрим её шаг за шагом через психологию в целом и юнгианский подход в частности. И первое, о чём мы можем говорить с точки зрения юнгианства, – это сам путь, который проделывает героиня. Она спускается вниз, что можно интерпретировать как погружение в бессознательное. Здесь она встречает старца. И мы можем посмотреть на это как на встречу с архетипом Мудрого Старца. Обратите внимание, она с ним практически не спорит, она лишь выражает некие сомнения, а сама впитывает то, что он до неё доносит. Когда мы совершаем трансовое пу
Оглавление

Уважаемый читатель, сегодня я хочу проанализировать смысловую нагрузку одного короткого четырёхминутного эпизода из фильма «По семейным обстоятельствам». Это сцена, когда молодая героиня встречает на лестнице старичка, который несёт в своей авоське минеральную воду. Пока они поднимаются по лестнице происходит диалог, который я буду рассматривать как самодостаточный сюжет. Не будем уходить ни в предысторию, ни в то, что происходит после. Вот сама сцена:

Путешествие туда и обратно

Давайте рассмотрим её шаг за шагом через психологию в целом и юнгианский подход в частности. И первое, о чём мы можем говорить с точки зрения юнгианства, – это сам путь, который проделывает героиня. Она спускается вниз, что можно интерпретировать как погружение в бессознательное. Здесь она встречает старца. И мы можем посмотреть на это как на встречу с архетипом Мудрого Старца. Обратите внимание, она с ним практически не спорит, она лишь выражает некие сомнения, а сама впитывает то, что он до неё доносит. Когда мы совершаем трансовое путешествие к Мудрому старцу в качестве гипнотической техники на какой-то жизненной развилке, то такое путешествие происходит как раз по такому сценарию. Даже лестница транса совпадает. Далее знание вместе с героиней идёт в обратную сторону, поднимается из бессознательного в сознание.

Давайте дальше двинемся по цитатам Старца.

«Странные эти люди – люди. Неужели им так плохо вместе?»

И это интересный вопрос, который приводит нас к вопросам целостности и расщепления. Разъезд по разным квартирам из одного вместилища психики формирует 2. И это прямая аналогия столкновения двух аспектов: объединяющего аспекта Самости и распадающегося в кризисный момент сознания. Неожиданная встреча с мудрецом может говорить нам о том, что Самость посылает героине помощь в этот критический момент – архетип Мудреца.

Кроме того, мы можем посмотреть на данный процесс как на попытку вытеснения. Героине мешает одна её внутренняя часть, и она стремится от неё избавиться. Вероятно, можно думать о том. Что психика уже пользовалась таким методом ранее. Возможно, ранее это было жизненно необходимо. Но сейчас психика в состоянии трансформационного кризиса, и бессознательное активно противостоит такой попытке. Кстати, даже символ газеты про обмены, которую героиня несёт вниз, в бессознательное, уже намекает на попытку вытеснения и части, и, что важнее, ситуации внутреннего конфликта.

«У Вас нет большого стола»

Интересная фраза. И она напрямую относится к ситуации внутреннего конфликта. По сути, бессознательное говорит, что у героини маленький контейнер. С её контейнером она не выдерживает ситуации внутреннего конфликта. И это прямой посыл к тому, чтобы развивать в себе способность выдерживать конфликтные ситуации, способность смотреть на них осознанно, из позиции наблюдателя. И здесь демонстрируется самонадеянность сознания, которое пытается возражать, мол, есть у меня большой стол-контейнер.

«Когда за таким столом вечером собирается вся семья»

Вот оно приглашение бессознательного к диалогу частей. Обратите внимание и на время суток – вечер! Это не день-сознание и не ночь-бессознательное, это соединение дня и ночи в оном месте, в канале между сознанием и бессознательным, который и символизирует стол. Это возможность диалога между тремя поколениями внутренних частей. То есть это и части, рождённые в первичной семье, и части, родившиеся вне такой семьи, в период активной социализации, и части, родом из коллективного бессознательного. А как иначе их обозначить? Старцы, Взрослые и Дети – прекрасная, на мой взгляд, метафора. Наш же старец произносит «дети, внуки, правнуки» и ориентирует на «3-4 поколения». Меня такое сопоставление приводит ещё к включению в процесс божественного. И тогда мы приходим к аккуратному приглашению в целостность четверичности, в которой представлены все возможные внутренние структуры: божественное, которое не называется, дети как базовые архетипы коллективного бессознательного, внуки как вторичные структуры, опирающиеся на реальность, типа Эго-комплекса и правнуки как комплексы-субличности, сформировавшиеся в личной истории индивида.

«Сейчас уже не делают столов, сейчас делают столики, за которыми и вдвоём то давка»

И это одна из моих любимых фраз, оставшаяся со мной со времён первого просмотра фильма. И вот это уже обращение к архетипу Персоны. «Сейчас», то есть мы сразу попадаем из вечности в трендовую реальность. И мы попадаем в то, что все вокруг потеряли терпимость друг к другу, в то, что даже внутри пары быть тяжело вместе. Мы попадаем во всеобщее разобщение. Мы попадаем в интроецируемые идеалы индивидуализма. И вот тут подождите бросаться меня ругать. Я отнюдь не против познания собственной уникальности и её признания. Но это путь первой половины жизни, так скажем, путь подростка. «Сам с усам, против всех и суперпуперуникальный». По всей видимости, сюжет строится на развитии психики уже на следующем этапе. И если Старец эти слова произносит, то, значит, психика готова это услышать. Тут как-бы происходит разворот от внешних ориентиров к внутренним, активация интроверсии взамен экстраверсии.

«Малогабаритные квартиры, малогабаритная мебель и, прошу меня простить, малогабаритные семьи»

И тогда мы говорим о неразвитом сознании как малогабаритных квартирах, малогабаритная мебель как слабые инструменты сознания для работы с перевариванием внешней и внутренней ситуации. И в результате малогабаритные семьи, то есть бедный внутренний мир с неразвитой способностью к принятию своих внутренних частей, а значит склонностью к примитивной защите – вытеснению. Увы, такова наша плата за бесконечное поглощение медийного контента как поколения. Мозг, который потребляет информацию, не способен в этот момент рождать чего-то нового. Либо один процесс, либо другой. То, что мы погрязли именно в потреблении – ни для кого не секрет. И если кому-то кажется, что потребление развивает сознание, то вынуждена огорчить. Развивает переваривание, внутренняя модификация и рождение чего-то нового. А значит, 15 минут послушал, потом пару часов повари внутри, потом роди что-то новое (не пересказ), идущее за пределы услышанного / узнанного. И прямой результат обозначенной проблематики – «от этого даже души становятся малогабаритными». Собственно, человек, в котором есть только «я великий» и имеет малогабаритную душу, так и есть.

«Независимость от кого? ... Тогда зачем вообще нам наши близкие?»

И тут есть 3 аспекта. Первое – это сепарационный процесс. Да, можно подтвердить, что переезд ребёнка в другое место может как внешний фактор запустить сепарационный процесс. Однако, работа всегда должна быть выполнена внутри. Я, к примеру, знаю мужчину 75 лет, который жил отдельно с молодости, родители которого умерли больше 10 лет назад, и который до сих пор не сепарирован психически. Он живёт их идеалами, их оценками, их стремлениями. Самостоятельно практически ничего из жизненных ориентиров не осмыслено, а родители стоят на пьедестале непогрешимости. Я считаю, что мало даже интернализировать родительскую фигуру, внутренний родительский объект должен кардинально измениться – прийти к архетипическим родительским фигурам.

Второй аспект – это разговор о попытке упрощения психической реальности. Старец будто говорит «ты что пятилетняя девочка, что можешь складывать только два кубика?». И это правда, упрощение внутреннего мира оно про психический регресс во внутреннего ребёнка. Взрослая позиция – это принятие многомерности мира внешнего и мира внутреннего.

Третий важный аспект. Здесь мы видим противопоставление внешнего отреагирования внутренней работе, когда наш старец говорит: «менять квартиру – последнее дело. Конечно сейчас, наверное, легче поменять квартиру, чем вот здесь (и показывает на область груди, сердца)». И это про глубинный смысл, смысл психотерапии в том числе. Недавно мне предложили обсудить кинокартину, смысл которой заключался в поиске себя взрослой героини через опыт промискуитета. Гениально! Фильм американский, и у меня сразу возник вопрос, а как же вторая святая фигура для американца – психолог? И мне откровенно не захотелось обсуждать детсадовское поведение внешне взрослого человека. Мне здесь, конечно, вспоминается Ганди, который считал, что метод достижения желаемого имеет такое же значение, как и цель, само желаемое. Метод измены для меня обесценивает все достижения героини (которые весьма сомнительны), даже если они есть. Наш Старец призывает к внутренней работе, которая сложнее и дольше, но внутренняя работа души соответствует как метод цели духовного развития.

«Своему сыну»

Коротенький диалог, в котором наш Старец говорит, что водичку минеральную он носит своему сыну. Здесь мы можем увидеть аспект психической энергии, которая содержится в бессознательном, в первую очередь. И это про ресурс. Также воду мы вполне можем интерпретировать как намёк на трансформацию, на трансформационную среду. И интересно, что он несёт её сыну, которого ещё не знает героиня. Мы можем здесь увидеть намёк на Анимуса, который вот-вот будет готов выйти из тени бессознательного. Здесь ещё есть одна ресурсная фраза: «я от него это делаю тайком». В эриксоновском гипнозе мы часто говорим на выводе клиента из транса: «работа, которая должна быть выполнена сейчас, может быть выполнена, и мы знаем, что бессознательное продолжит свою работу и после выхода из транса». Здесь вот такое же гипнотическое метафоричное внушение: твой внутренний мир может делать тебе добро, даже когда ты об этом не знаешь.

Вот такая статья-разбор у меня получилась из анализа, по сути, 4 минут видео 😊.

Для меня самой этот эпизод – главный во всём фильме. И сейчас, проанализировав его максимально досконально, я поняла почему. Как много может быть глубинных смыслов всего в 4-х минутах не особо нагруженного словами диалога.

Я желаю Вам хранить в сердце вот такие же бриллианты сюжетов, в которых можно обрести глубину и равновесие в любой момент!

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/