Его называли «цыганом № 1» и соперником Михая Волонтира: если Волонтир прославился благодаря роли Будулая, то Григоре Григориу стал известным после выхода фильма Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Этот малоизвестный актер из Молдавии стал узнаваемым даже в самых удаленных уголках Советского Союза: фильм оказался ярким, трогающим душу и с захватывающим сюжетом, который невозможно было посмотреть лишь один раз — зрители вновь и вновь посещали кинотеатры, чтобы насладиться цыганскими песнями, пережить историю любви Зобара и Рады и полюбоваться талантливыми актерами.
Григоре никогда не обучался актерскому мастерству. Выросший в небогатой семье, он самостоятельно освоил игру на гитаре и стал желанным гостем на сцене местного театра. Родители настраивали его на серьезную работу на железной дороге, где можно было неплохо зарабатывать и, возможно, со временем занять пост начальника станции. Однако юноша не послушался их. Он узнал, что в городе Бельцы идет набор актеров для драмтеатра, и отправился туда, будучи уверенным в своем принятии. И его действительно приняли! Несмотря на то что ему не исполнилось еще 18 лет, он стал «артистом драмы», как значилось в официальных документах.
Да, он был неопытным и не имел специального образования. Да, он часто допускал ошибки. Однако он обладал огромным желанием играть, и только играть! Как вспоминал впоследствии старший сын Григоре:
«Недостаток мастерства он с лихвой компенсировал внутренним жаром и нежностью. Казалось, сама природа "говорила" через Григоре Григориу. Это был угрюмый атлет с огнем в глазах».
Девушки были без ума от него — не удивительно, ведь он был красавцем с огненным взглядом и невероятным магнетизмом! Но ему не нужны были многочисленные поклонницы. У него появилась «дама сердца», завоеванию которой он посвятил все свои усилия. Григоре Григориу выбрал самую красивую, гордую и неприступную, подобно своему герою Лойко Зобару.
На одной сцене с ним играла Екатерина Ботнарюк. За этой красавицей ухаживали многие, среди них был даже Петр Лучинский, который впоследствии стал президентом Молдовы. Однако девушка не отвечала взаимностью никому. Единственным, кто смог привлечь ее внимание, стал Григоре. 24-летняя актриса вскоре влюбилась в 19-летнего провинциала, стремившегося стать звездой. Они сыграли свадьбу, у них родились двое сыновей — сначала Октавиан, затем Траян. Молодому актеру казалось, что он не может быть более счастливым.
Однажды в театре появился Эмиль Лотяну. Актерам было объявлено, что режиссер киностудии «Молдова-фильм» подбирает актеров для своего нового фильма. Григоре очень хотел вернуться домой к семье, но приказ был строгим: всем необходимо явиться на встречу с режиссером. Лотяну сразу обратил внимание на этого яркого красавца.
«Я бы тебя взял, но твои локоны мне не слишком подходят. А ведь постричься почти налысо ты, наверное, не захочешь», — задумчиво произнес режиссер, не сводя глаз с актера.
На следующее утро Григоре явился в театр без своих известных смоляных локонов, заменив их короткой стрижкой в стиле «ежик». Режиссер оценил этот шаг, пригласив Григоре на съемки своего фильма «Красные поляны». Хотя ему была отведена второстепенная роль, впоследствии Григоре стал одним из любимых актеров Эмиля Лотяну. В этом фильме также дебютировала Светлана Фомичева, будущая звезда под псевдонимом Светлана Тома, прославившаяся ролью цыганки Рады.
Работа с Лотяну была непростой. Режиссер славился своими строгими методами: он будил актеров в пять утра, не отпускал с площадки до ночи и часто кричал на них, называя бездарями и лодырями. Многие актеры обижались, однако Лотяну знал, что делает: актеры находились в состоянии постоянного напряжения, на грани истерики, что придавало его фильмам захватывающий и эмоционально насыщенный характер. Григоре Григориу не понравилась с первого взгляда его походка. «Ты слишком легко ступаешь!» — кричал он молодому актеру. Затем, без лишних раздумий, привязал ему гири к ногам и заставил несколько дней ходить с этим грузом. В результате Григоре выработал тяжелую, неторопливую походку, соответствующую требованиям его персонажа.
«Красные поляны» оказали значительное влияние на карьеру Григоре: во-первых, он «заболел» кино, а во-вторых, его заметили другие режиссеры. За три года он снялся в восьми фильмах, в том числе и у Лотяну в «Лаутарах». Позже режиссер вновь пригласил его на съемки, начав работу над фильмом «Табор уходит в небо». Для достоверного исполнения роли Лойко Зобара Григоре по указанию режиссера провел несколько недель в настоящем цыганском таборе, где каждый день начинался с песен и танцев, а заканчивался алкоголем, драками и насилием. Во время съемок Лотяну не жалел ни Григоре, ни Светлану Тому: во время знаменитого танца двух влюбленных под их босыми ногами находился раскаленный лист железа, который не попадал в кадр. Таким образом, Лотяну добивался искренней страсти и отчаяния в глазах героев.
В финальной сцене, где Зобар убивает Раду, вонзая бутафорский нож в грудь Светланы, Григоре чуть не испытал ужас: ему на мгновение показалось, что он действительно зарезал актрису. Режиссер использовал весь накал эмоций: в тайне от актера он в последний момент прикрепил под одежду Светланы мешочек с «кровью». В результате получился невероятно сильный кадр, на лице Зобара зритель видит неподдельный ужас: «что же я наделал!».
«Табор уходит в небо» быстро завоевал популярность в прокате. Особенно его полюбили цыгане, которые выкупали все билеты и занимали кинотеатры целиком, искренне полюбив образ Рады в исполнении Светланы Тома. За 35-летним Григоре Григориу следовали толпы восторженных поклонниц, однако артисту никто не был нужен — у него была его Катя. С каждой гастроли он привозил жене дорогие подарки, украшения и платья. Единственное, что он не дарил — это цветы, так как не мог переносить их увядание и последующее выбрасывание.
После выхода фильма «Табор...» Григоре Григориу стал настоящей звездой, и режиссеры начали активно предлагать ему различные роли, от некоторых из которых ему приходилось отказываться. Однако он был готов сниматься у Эмиля Лотяну в любое время. Лотяну предоставил ему второстепенную роль в своем фильме «Мой ласковый и нежный зверь», а затем Григориу исполнил эпизодическую роль в фильме «Анна Павлова». Со временем советский, а вместе с ним и молдавский кинематограф столкнулся с кризисом. Последней работой Григориу стала роль короля в румынском фильме-сказке «Мария, Мирабела». Он мечтал о том, чтобы сам поставить фильм, задумываясь о постановке пушкинских «Маленьких трагедий», но осуществить эту мечту ему не удалось.
Ситуация становилась все более сложной: финансовые ресурсы истощались, и предложения о съемках перестали поступать. Григориу соглашался на любую подработку, включая концерты и встречи с зрителями, а также участие в конкурсах. В 1996 году его семье пришлось пережить трагические утраты: он потерял мать и жену, любимую женщину, с которой прожил 30 лет. Она скончалась после переливания зараженной крови, и Григориу долго мучился чувством вины, считая, что не смог спасти ее. Он замкнулся в себе и прекратил общение с окружающими. Возможно, новая роль могла бы вернуть его к жизни, но предложений не поступало. Лишь в 2001 году Григориу получил приглашение на фестиваль «Киношок», где встретил старых друзей и коллег, однако это не помогло ему найти работу.
Еще через два года он потерял человека, которого считал своим крестным отцом в кино — Эмиля Лотяну. Актер впал в глубокую депрессию. Однажды друг пригласил его на охоту, и Григориу согласился, надеясь отвлечься от печальных мыслей. Ранним утром, ожидая остальных участников охоты в автомобиле «Волга», они стали жертвами аварии: в их машину на высокой скорости врезалась «Мазда», водитель которой не заметил препятствия и выехал на встречную полосу. Григориу и его друг погибли на месте, как и все пассажиры «Мазды», кроме водителя, который остался инвалидом.
Старший сын актера, Октавиан, присутствовал на судебном заседании, однако он не смог потребовать строгого наказания для выжившего водителя, поскольку это означало бы окончательно добить уже покалеченного человека. Октавиан тихо покинул зал суда и не узнал о приговоре виновного в трагической аварии.
«Цыгана № 1», Лойко Зобара, несравненного Григоре Григориу, провожали в последний путь представители цыганских общин. Несколько сотен человек из различных таборов собрались на месте гибели актера и провели, согласно цыганским традициям, трехдневные поминки и панихиду. Для них он навсегда остался кровным братом — конокрадом Зобаром, отчаянным и бесстрашным.