Часть 4. Переезд семьи герцога Мекленбург-Стрелецкого на Фонтанку, 46
Дом № 46 на набережной реки Фонтанки отмечен на картах двумя названиями: библиотека имени Маяковского и особняк графини Карловой. Сейчас это здание и правда занимает отдел литературы на иностранных языках. Но кто жил здесь раньше, в XIX, XVIII веках? Кто такая графиня Карлова? Чей герб находится на фасаде здания?
Попросили Елену Васильевну Конюхову, куратора «Мемориальной библиотеки князя Г. В. Голицына» поделиться секретами старинного особняка и рассказать о судьбах его владельцев.
Сегодня поговорим о том, как Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий стал хозяином дома на Фонтанке, 46. Почему он решил поменять Михайловский дворец на небольшой особняк? По каким критериям семья выбирала новое жилище? Сколько ещё домов в Петербурге могли бы носить имя графини Карловой? Елена Васильевна Конюхова поможет найти ответы на эти вопросы.
Где жила семья герцога Георгия Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого до переезда?
Семье Георгия Георгиевича Мекленбург-Стрелицкого принадлежал Михайловский дворец. Он был построен для дедушки герцога — великого князя Михаила Павловича — по проекту Карла Росси.
«По величию наружного вида дворец сей послужит украшением Петербурга, а по изящности вкуса внутренней отделки оного может считаться в числе лучших европейских дворцов... это роскошь воображения, которую искусство умело, так сказать, разлить на все части всего здания».
«Отечественные записки», 1825 год
После смерти великого князя в 1848 году дворец перешёл его вдове — Елене Павловне, а затем — к её третьей дочери — великой княгине Екатерине Михайловне, жене герцога Георга Августа Мекленбург-Стрелицкого и матери Георгия Георгиевича. Жилой корпус Екатерины Михайловны находился в правой части дворца. Сегодня эти помещения занимает Российский этнографический музей. Её дети с семьями жили в левой части, там, где теперь располагаются административные помещения Русского музея.
В 1894 году великая княгиня умерла, и дворец унаследовали Георгий Георгиевич, его старшая сестра Елена и младший брат Николай.
Почему дети Екатерины Михайловны решили переехать?
Содержать громадный дворец в центре города было абсолютно невыгодно. Здание требовало большого количества финансовых вложений и обслуживающего персонала. К тому же дворец плохо освещался. Одно из ярких воспоминаний детства Георгия Георгиевича — возвращение из уютного Ораниенбаума с маленькими светлыми залами в громадные пустые комнаты. Дети, вынужденные заново привыкать к полумраку, плакали от страха.
К концу XIX века часть залов Михайловского дворца стали были мемориальными. Когда скончался дед герцога и первый владелец дворца, великий князь Михаил Павлович, его вдова — Елена Павловна — «законсервировала» кабинет и библиотеку мужа. А когда умерла сама Елена Павловна, семья сделала мемориальными её комнаты. Эти помещения нужно было соответствующим образом поддерживать. Жить в них было нельзя.
Сыграло роль и изменение вкусов. В начале XIX века важны были помпезность, размер, высота помещений. Во второй половине, особенно к концу, стали цениться небольшие пространства — более уютные и камерные.
Первой о целесообразности владения Михайловским дворцом задумалась великая княгиня Екатерина Михайловна. Она поняла, что её детям будет не по карману содержать дворец, и она в 1891 году, то есть за три года до смерти, написала завещание, в котором чёрным по белому написала, что Михайловский дворец следует сдать под какое-нибудь полезное для России заведение, например, под национальный музей. То есть она первая сформулировала привязку музея русского искусства к своему дворцу.
Когда Екатерина Михайловна скончалась, то дети посовещались и решили, что сдавать этот дворец будет хлопотно, и решили продать его. А себе купить другую городскую резиденцию.
Как Георгий Георгиевич выбирал новую резиденцию?
У Георгия Георгиевича было два требования к новому дому — наличие сада и тишина. 12 адресов посмотрел управляющий его конторы, на какие-то «смотрины» выезжал сам герцог. Но его всё время что-то не устраивало: рядом с Юсуповским дворцом на Литейном уже вовсю громыхала конка, в других особняках — не хватало зелени.
Наконец, очередь дошла до особняка на Фонтанке, 46. Он оказался чудесным местом для герцогской резиденции: сад во внутреннем дворе, окна на тихую набережную реки Фонтанки, а через реку — Аничков дворец, где жила троюродная сестра Георгия Георгиевича — императрица Мария Фёдоровна.
Семья герцога получила преференции от такого соседства: возможность пользоваться дворцовой аптекой, телеграфом и электрической станцией. С разрешения Марии Фёдоровны по дну Фонтанки проложили кабель, и когда семья въехала в новый дом, во всех залах был электрический свет. Подключилась семья и к телефонной станции Аничкова дворца и получила один из первых телефонных номеров в городе. На Фонтанке, 46 было несколько аппаратов, которые стояли в разных помещениях.
Несмотря на нововведения и модификации, Георгий Георгиевич и его семья относились к особняку, как к большому памятнику архитектуры. Это был один из старейших домов в Петербурге, он принадлежал протоиерею Фёдору Яковлевичу Дубянскому, духовнику Елизаветы I и Екатерины II, а затем его родственникам по женской линии — Зиновьевым. Когда они продавали особняк, то писали о том, что здание было построена архитектором Растрелли. Мекленбург-Стрелицкие в переписке тоже отмечают, что покупают дом Растрелли и будут жить в «растреллиевском доме».
Документальных подтверждений авторства, к сожалению, не существует. Растрелли, как мы знаем, составил список всех своих работ, но дома на Фонтанке, 46 в нём нет. Но поскольку этот список вызывает у архитекторов и исследователей вопросы, то, возможно, рано или поздно специалистам попадётся материал об авторе особняка.
Читайте и слушайте следующие выпуски, чтобы узнать, как семья герцога Мекленбург-Стрелицкого устроилась на новом месте, какие залы и помещения появились в особняке и кто работал над их созданием.
Читайте также:
Часть 2. Герб на фасаде особняка на Фонтанке, 46
Часть 3. Наталья Фёдоровна Ванлярская — фрейлина великой княгини Екатерины Михайловны
Текст составлен по мотивам третьего выпуска подкаста «Особняк Графини Карловой», который посвящен истории здании библиотеки на Фонтанке, 46. Выпуски выходят раз в две недели в паблике «Мемориальной библиотекой князя Г. В. Голицына» ВКонтакте.