Сегодня мы посетим большую анфиладу парадных залов Зимнего дворца.
От Посольской лестницы, чтобы пройти к главным залам- надо повернуть налево. Странное расположение, которое меня всегда удивляло.
Первый зал - Фельдмаршальский. Снова в светлых тонах. На стенах портреты фельдмаршалов, которые имели в своем имени прилагательные. Потемкин- Таврический, Суворов- Рымникский, Кутузов- Смоленский...
при Николае I рамы всегда были пустые знак того, что зал всегда ждет новых героев.
Именно в этом зале принято рассказывать о начале пожара в Зимнем. Задымление началось с простенка между Фельдмаршальским залом и Петровским. Стена второго была деревянная, для ускорения строительства.
То ли самовозгорание от камина, то ли искра, но дерево начало тлеть. Долго не могли понять в чем дело, и вернувшийся Николай приказал дворец проветрить.
Тушили 3 дня. Странное решение для императора- инженера.
Далее красивейший Петровский зал, который всегда нес декоративную функцию. Иногда там император принимал дары к Рождеству, но для приемов не использовался. Красивейшая обивка восстановлена в настоящее время по сохранившемуся заказу Ливонской мануфактуры. На новый бархат были перенесены сохранившиеся вышивки, дополнены утраченные фрагменты.
Далее потрясающий Гербовый зал. Гербы российских губерний расположены на люстрах, ранее они были еще и на флагштоках.
Изначально белоколлонный по решению Стасова, был позолочен по распоряжению Николая. Золота много, в солнечном свете зал сверкает. Здесь были основные палаты госпиталя, открытого с Зимнем в 1915 году. Здесь работал даже нейрохирург, в галерее был расположен рентген кабинет.
Галерея 1812 года. Все портреты удалось вынести во время пожара, интерьеры переделали. Добавили светильники, балконы- зал. Для каждого героя свое место, кто не доехал до художника- место так и пустует до сегодняшнего дня.
Большая церковь. Крест над ней сохранился первоначальный, пережил пожар, революцию, советское время и блокаду.
В ней венчался Николай II. Справа сохранилось царское место. Фонарик Екатерины. Ранее был соединен проходами с ее покоями, но сейчас проходы уже утрачены.
Ну и великолепный Георгиевский зал. Тронный зал с величественным троном Анны Иоанновны. Узор на паркете повторяет узор на потолке , но без гербов. По гербам не ходят. Говори, что паркет сохранился на 60 %, и мы топчем, кстати без бахил, исторический паркет.
Барельеф Георгия победоносца над троном не меняется в размерах для любой точки обзора в зале. Кстати, сам зал - это уже пристройка, выполненная Стасовым. Изначально в проекте его не было.
В советское время вместо трона была карта СССР, выполненная из минералов, которую и сейчас можно увидеть в геологическом музее.