Найти в Дзене
Радио Калина Красная

«Тарковер не хочет снимать с этим сталкером». Как создавался фильм «Сталкер»

19 мая 1980 года в советский прокат вышла одна из самых знаменитых картин Андрея Тарковского «Сталкер». Это был пятый фильм режиссёра. Но, можно сказать, что и шестой одновременно, потому что его пришлось переснимать целиком. Действие происходит в охраняемой, заповедной Зоне, образовавшейся вокруг места падения метеорита примерно за 20 лет до показанного момента. Эта территория не подчиняется привычным законам природы: Зона соблазняет своей загадочностью и может исполнить самые сокровенные желания человека. Главные герои — Писатель (Анатолий Солоницын), Учёный (Николай Гринько) и Сталкер (Александр Кайдановский) — бредут в поисках таинственной Комнаты, претворяющей мечты в жизнь. И в поисках себя. В основу сценария легла повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Первоначальный вариант писателям пришлось сильно переделать: требовательный Тарковский постоянно вносил правки. В итоге книга и текстовая подложка фильма очень разнились, но кино всё равно привлекло внимание люд
Кадр из фильма "Сталкер" (1979), соцсети
Кадр из фильма "Сталкер" (1979), соцсети

19 мая 1980 года в советский прокат вышла одна из самых знаменитых картин Андрея Тарковского «Сталкер». Это был пятый фильм режиссёра. Но, можно сказать, что и шестой одновременно, потому что его пришлось переснимать целиком.

Действие происходит в охраняемой, заповедной Зоне, образовавшейся вокруг места падения метеорита примерно за 20 лет до показанного момента. Эта территория не подчиняется привычным законам природы: Зона соблазняет своей загадочностью и может исполнить самые сокровенные желания человека. Главные герои — Писатель (Анатолий Солоницын), Учёный (Николай Гринько) и Сталкер (Александр Кайдановский) — бредут в поисках таинственной Комнаты, претворяющей мечты в жизнь. И в поисках себя.

Кадр из фильма "Сталкер" (1979), соцсети
Кадр из фильма "Сталкер" (1979), соцсети

В основу сценария легла повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Первоначальный вариант писателям пришлось сильно переделать: требовательный Тарковский постоянно вносил правки. В итоге книга и текстовая подложка фильма очень разнились, но кино всё равно привлекло внимание людей к повести и к другим произведениям Стругацких, не обладавших до премьеры широкой славой.

Аркадий и Борис Стругацкие, соцсети
Аркадий и Борис Стругацкие, соцсети

По словам Бориса Стругацкого, им с братом приходилось действовать методом проб и ошибок и «угадывать картинки, которые стояли перед глазами Тарковского». Из вороха предложений по сценарию (было создано девять вариантов) авторам только пару раз удалось отстоять свою позицию — режиссёр был очень избирателен.

«Брат Аркадий приехал в Ленинград со съёмок — тогда снимался восьмой вариант сценария — и сказал мрачно: “Тарковер не хочет снимать с этим сталкером. Нужен другой”. — “Какой?” — “Не знаю. Другой”. — “Какой именно, [непереводимая на другие языки игра слов]?!” — «Не знаю [непереводимая на другие языки игра слов]! И он сам не знает какой...” После этого содержательного разговора мы думали два дня и придумали другого сталкера — юродивого», — Борис Стругацкий.
Андрей Тарковский за камерой на площадке "Сталкера", kinopoisk.ru
Андрей Тарковский за камерой на площадке "Сталкера", kinopoisk.ru

За «издевательства» над писателями Тарковскому позже вернулся бумеранг: на «Мосфильме» загубили несколько тысяч метров плёнки с практически готовым фильмом. Удивительно, но режиссёр собрал всю команду вновь, чтобы сделать фильм заново.

Съёмки проходили у заброшенной электростанции под Таллином. Рядом стояла целлюлозно-бумажная фабрика, которая умертвила своими отходами речку Ягала. Пейзаж вырисовывался что надо.

Кадр из фильма "Сталкер" (1979), kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Сталкер" (1979), kinopoisk.ru

Закрытый показ «Сталкера» состоялся в мае 1979 года и через год при минимальном вмешательстве цензуры вышел в широкий прокат. Интерес со стороны зрителей был приличный — всего в СССР было продано 4,3 млн билетов, чего не скажешь об интересе со стороны прессы. Но в 1981 году, когда фильм получил приз Каннского фестиваля и сделал имя Тарковского широко известным в Европе, газеты и журналы оживились.

Про «Сталкера» вспомнили и через 5 лет, после Чернобыльской аварии. Слово «Зона», имевшее до весны 1986-го понятный тюремный смысл, заиграло новыми красками.