Найти в Дзене
Сириус.Курсы

Преподаватель Олег Южаков: «Не нравится, когда школьник занимается математикой, только чтобы взять диплом на олимпиаде или поступить в вуз»

Ежегодно в Образовательный центр «Сириус» приезжает множество талантливых школьников со всей России. На несколько недель они погружаются в любимый предмет и получают полезные знания, которые потом можно применить как в учёбе, так и при подготовке к олимпиадам. Перед началом каждой программы ученики заполняют анкеты, где указывают своего наставника. За пять лет фамилию Олега Южакова, преподавателя из Кургана, назвали 113 человек. Поговорили с Олегом Ивановичем о том, какая цель должна двигать ребёнком при занятиях в кружке, существует ли секрет успешного выступления на олимпиадах и зачем в жизни вообще нужно математическое мышление. — Олег Иванович, вы уже 20 лет возглавляете Центр дополнительного математического образования. Помните, как появилась идея его создать? В начале 2000-х я работал преподавателем математики в Курганском государственном университете (КГУ). Приходилось участвовать в работе жюри областной олимпиады, вести спецкурсы и факультативы в нескольких курганских школах. К
Оглавление

Ежегодно в Образовательный центр «Сириус» приезжает множество талантливых школьников со всей России. На несколько недель они погружаются в любимый предмет и получают полезные знания, которые потом можно применить как в учёбе, так и при подготовке к олимпиадам.

Перед началом каждой программы ученики заполняют анкеты, где указывают своего наставника. За пять лет фамилию Олега Южакова, преподавателя из Кургана, назвали 113 человек.

Поговорили с Олегом Ивановичем о том, какая цель должна двигать ребёнком при занятиях в кружке, существует ли секрет успешного выступления на олимпиадах и зачем в жизни вообще нужно математическое мышление.

Никаких шаблонов

— Олег Иванович, вы уже 20 лет возглавляете Центр дополнительного математического образования. Помните, как появилась идея его создать?

В начале 2000-х я работал преподавателем математики в Курганском государственном университете (КГУ). Приходилось участвовать в работе жюри областной олимпиады, вести спецкурсы и факультативы в нескольких курганских школах. Когда стал интересоваться, что существует в сфере дополнительного образования в других городах и регионах, то узнал: для ребят проводят летние школы, турниры математических боёв, кружки и олимпиады. Мне захотелось сделать так, чтобы и у курганских школьников была возможность углублённо заниматься математикой и участвовать в подобных мероприятиях.

-2

Поэтому в 2003 году появился математический кружок при КГУ, а через год прошла первая Курганская летняя математическая школа. Но в те годы это направление не было интересно ни региональным властям, ни университету. Пришлось брать всё в свои руки и создавать Центр дополнительного математического образования (ЦДМО), учредителем и директором которого я и являюсь до сих пор.

— Чем вы занимаетесь сейчас как математик?

Преподаю в ЦДМО, вхожу в состав жюри и предметно-методической комиссии ВсОШ и некоторых других олимпиад и турниров, бываю в Образовательном центре «Сириус» в качестве преподавателя на математических сменах и курсах повышения квалификации для учителей. Вся моя профессиональная деятельность в данный момент связана с дополнительным математическим образованием школьников.

— Были ли у вас другие варианты развития карьеры или вы всегда знали, что будете преподавать?

Думаю, что у всех в жизни бывают такие моменты: измени что-то — и вся дальнейшая жизнь пойдёт совсем по другому пути. Я, например, какое-то время обучался на факультете физической культуры. Но история не терпит сослагательного наклонения. Спортсменом я не стал, однако уже более тридцати лет работаю педагогом и не жалею об этом.

-3

— Вы очень много работаете со школьниками. Что вас мотивирует в этой работе и что самое трудное в ней?

Мотивирует, когда видишь прогресс школьника в процессе обучения. Ещё нравятся свобода и творчество: ведя кружок, я не скован шаблонами, почасовой программой и могу выбирать, чем и как заниматься. С другой стороны, это же и самое трудное, ведь каждый раз для следующего кружка учебный процесс приходится выстраивать заново.

Успех из мелочей

— А вы помните, как сами заинтересовались математикой?

Всё получилось довольно естественно, я любил решать задачи и читать книги. В кабинете математики в шкафу у моей учительницы Ирины Витальевны Роговой хранились все выпуски журнала «Квант», которые я с удовольствием изучал. Поэтому, когда в девятом классе после собеседования на областной олимпиаде меня пригласили в Специализированный учебно-научный центр при Новосибирском государственном университете (тогда ещё Физико-математическая школа № 165), я поехал не раздумывая. Прошёл вступительные испытания и остался там учиться.

-4

— Какие цели преследуют школьники, когда записываются в математические кружки?

В младших и средних классах детям чаще нравится соревновательный аспект — участвовать и выигрывать в математических турнирах, если получается. С возрастом внутренняя мотивация вытесняет внешнюю, и всё большее значение начинает иметь интерес к предмету. Может быть, главная задача преподавателей заключается как раз в том, чтобы как можно большее количество способных школьников сумели преодолеть эту черту — от внешней мотивации к внутренней. Но стопроцентного попадания здесь не будет. Как показывает опыт, в кружки приходит много пяти- и шестиклассников, но к концу обучения в школе их посещает в разы меньше ребят.

— Каким вы видите подходящий возраст для ребёнка, чтобы увлечься математикой, записаться в кружок и принять участие в олимпиаде?

Увлечься математикой можно в любом возрасте, да и олимпиады сейчас проводятся, начиная с начальной школы. Так что принять участие можно когда угодно. Главное — чтобы процесс решения задач зацепил ребёнка и подтолкнул к дальнейшему изучению математики уже на кружке, в компании таких же увлечённых детей. Среда и окружение очень много значат.

-5

Аналогии между аналогиями

— Что вы обычно говорите детям, которые просят открыть секрет победы на олимпиадах?

Пытаюсь донести, что лучшая подготовка — это регулярные и систематические занятия. Школьнику важно изучать новое, решать задачи и получать удовольствие от процесса, а успехи на математических соревнованиях — это результат развития его математической культуры. Мне не нравится подход, когда ученик занимается математикой, только чтобы взять диплом на олимпиаде или поступить в вуз. Ключ к успеху — это искренний интерес к предмету.

— При этом даже серьёзная подготовка часто не гарантирует призового места на Всеросе?

Конкуренция действительно сильно выросла за последнее время. Начиная с регионального этапа ВсОШ, это уже большой спорт. Если 20 лет назад среди приезжающих на финал Всероса школьников реально претендовать на диплом могли чуть больше половины, то сейчас ситуация другая: практически все участники заключительного этапа подготовлены так, что способны занять высокие места. Да и на региональном этапе нередко могут срезаться те, кто по своему уровню достоин диплома финала. Так что на этом уровне мелочей просто не бывает.

-6

— Математическое мышление или просто увлечение математикой в целом помогает в жизни?

Безусловно помогает. Школьник учится видеть причинно-следственную связь, понимает, что такое доказательство, привыкает обнаруживать аналогии. Не зря в цитате, приписываемой польскому учёному Стефану Банаху, говорится, что математики видят аналогии между доказательствами, аналогии между теориями и даже аналогии между аналогиями. Так что увлечение математикой помогает лучше понимать, как устроен мир вокруг.

— Математики считаются очень разносторонними людьми. Чем вы увлекаетесь, кроме математики?

Как говаривал Козьма Прутков, «односторонний специалист подобен флюсу», поэтому стараюсь разнообразить жизнь. Люблю путешествовать и заниматься спортом (в молодости играл в футбол).

Одно из моих самых затратных по времени хобби — интеллектуальные игры.

В детстве я любил смотреть телевизионную передачу «Что? Где? Когда?», пытался отвечать на вопросы. Узнав во взрослом возрасте, что, оказывается, есть сообщество людей, которые играют в спортивную версию ЧГК и другие интеллектуальные игры, с огромным удовольствием втянулся в этот процесс. Сейчас и сам играю, и школьников тренирую. С одной стороны, это прекрасный вид досуга. Недаром в тех же летних математических школах интеллектуальные игры — это один из наиболее популярных видов внеучебных мероприятий. С другой стороны, это спорт, хотя и интеллектуальный. Проводятся чемпионаты школ и вузов, городов и областей, даже чемпионат России, и конкуренция там тоже весьма высока.

-7

— Вы дважды приезжали на съёмки передачи «Своя игра». Впечатления во время записи сильно отличаются от ощущений простого зрителя перед телевизором?

Разительно отличаются. Во время съёмок трудно избавиться от мандража и в нужный момент вспомнить то, что знаешь. Ещё там очень важно подстроиться к кнопке. В спортивной версии обычно отвечает знаток, который быстрее сообразил. Но для телеверсии главный — зритель, поэтому нажать на кнопку игрок может только тогда, когда ведущий дочитает вопрос до конца, а человек у экрана поймёт его суть. Так, примерно в половине случаев участники, прочитав вопрос, соревнуются в реакции, мучительно ожидая, когда же загорится лампочка и можно будет дать ответ.

Наши курсы не похожи на программы из телевизора. В онлайн-школе ученики не соревнуются между собой: занятия только в своём темпе, только удовольствие от получения новых знаний.

Прямо сейчас на главной странице Сириус.Курсов доступны онлайн-программы по семи направлениям. Изучайте обновлённое расписание и планируйте обучение на год вперёд!