Продолжение вчерашнего поста со списком моих любимых книг для подростков, написанных современными российскими писателями. (Конечно, любимые книги для подростков зарубежных писателей у меня тоже есть, но про них как-нибудь в другой раз.)
11. Анна Старобинец. Цикл "Зверский детектив" (М.: Клевер-Медиа-Груп, 2015-1016). Сейчас цикл выходит в издательстве "Абрикобукс".
Первые три части этого цикла вышли в одном издательстве, потом мы долго-долго ждали продолжения, потом цикл переехал в другое издательство, которое выпустило под одной обложкой три предыдущих и заключительную, четвертую повесть. То есть не заключительную, потому что еще через год появилась пятая, "Боги манго", а потом еще сборник сказок родом из той вселенной, где происходит действие. Совсем недавно из печати вышел уже шестой том "Зверского детектива", который я еще не успела прочитать.
Эти книги - изящные и остроумные нуар-детективы (точнее их изящная имитация), в которых обаятельные стереотипные сыщики - уставший от жизни и работы барсук и страдающий от искаженной идентичности кот, считающий себя барсуком - расследуют разные преступления, а параллельно раскрывают собственных скелетов в шкафах и бездны во внутреннем мире.
12. Станислав Востоков. Праздник поворота рек (М.: Время, 2019).
Очень долго ждала, пока эта рукопись превратится в книгу!
У Востокова я особенно люблю юмористическую повесть "Ветер делают деревья", дневник детсадовца. Ничуть не меньше мне нравятся его автобиографические повести, где он рассказывает о своей работе с животными (напомню, что их три: "Остров, одетый в джерси", "Брат-юннат" и "Праздник поворота рек"). В "Празднике поворота рек" речь идет о том, как Востоков с другом поехали в Камбоджу, чтобы помогать там спасению диких животных, но что-то в их путешествии пошло не так (и это смешно и немного грустно).
13. Анастасия Строкина. Кит плывет на север (М.: КомпасГид, 2016).
Очень поэтичная философская сказка, в которой главный герой ищет свой путь и заодно узнает, что значит учиться чему-то, приобретать опыт. В этой сказке автор придумывает фольклор алеутов (у них оказывается нет сказок, или они пропали до того, как кто-нибудь успел их разыскать и записать), в сюжет вплетаются небольшие истории-притчи, которые становятся ответами на вопросы главного героя.
Еще мне нравится, что книжку здорово издали, и в целом текстам Строкиной всегда везет на иллюстраторов.
14. Мария Пастернак. Золото Хравна (М.: Розовый жираф, 2017).
Исторический роман о Норвегии XIII века, который сочинила художница, стал единственным в своем роде, этот жанр вообще сейчас как будто не слишком востребован. Кажется, его место занято более простыми переводными фэнтези, авторы которых заимствуют пару-тройку расхожих мифологических/исторических элементов и накручивают вокруг них приключения, магию и спасение мира. В романе Пастернак тоже есть немного фантастики, но в целом он очень добротно воссоздает эпоху и верования, он одновременно фундаментальный по проработке историко-культурных деталей и увлекательный по сюжету. Может это и хорошо, что он - не часть тренда, а один в своем роде. Так легче заметить и понять, в чем его достоинства. Напомню, что в этой зимней истории 17-летняя Вильгельмина вместе с другом отправляется на поиски своего отца, который, как ей сообщили, погиб, а на самом деле нет.
Недавно я писала о другом романе Марии Пастернак. Тоже замечательном!
15. Евгения Басова. Деньги, дворняги, слова (М.: Детская литература, 2017).
Довольно трудно выбрать самый любимый текст Евгении Басовой, поскольку они все очень хороши, но я сама чаще всего обращаюсь вот к этой повести про девочку Валю и про ее работу в приюте для собак. В истории нет никаких душещипательных сцен про погибающих щеночков, обычный такой приют, устройство которого узнаваемо всеми, кто хоть раз был внутри. При этом не сказала бы, что книга именно про приют, она про девочку и ее непростую семейную ситуацию. Евгения Басова очень убедительно умеет рассказывать про жизнь в провинции, про то, как принимать непростые решения и прощать то, что, говорят, нельзя прощать (особенно чтобы "сохранить семью"), но в жизни вот так получается.
16. Игорь Малышев. Маяк (М.: Мир детства, 2018).
В этом издательстве время от времени выходят тексты И. Малышева и всегда с очень подходящими им иллюстрациями В. Чугуевского. В прозе Малышева немного Гоголя и немного Грина, а все же она совсем особенная, по форме это вроде бы сказки, но многослойные, на полутонах, не для маленьких читателей.
Об этом книге писала отдельно, сошлюсь старый пост:
17. Сергей Кузнецов. Живые и взрослые (М.: Livebook, 2019).
Фундаментальная книга-мир, вроде "Мутангелов" Аи Эн или "Дома, в котором..." Мариам Петросян. Тоже рассказывала уже о ней здесь, вот тут ссылка на материал:
18. Екатерина Мурашова. Гвардия тревоги (М.: Волчок, 2020).
Повесть сначала появилась в издательстве "Самокат", а через несколько лет она вышла в "Волчке" с другой обложкой и моим послесловием.
В самом начале читателю кажется, что перед ним еще одна книжка с типичной и неустаревающей фабулой "в класс приходит новенький". Правда новеньких оказывается целых три, а класс кажется слишком уж странным. Потом происходит много удивительного, а в конце мы понимаем, что это еще одна история о том, как подростки оказались лучше, чем взрослые. Они не спасают мир, зато они каждый день делают что-то важное, чтобы в итоге его не пришлось спасать.
19. Лариса Романовская. Сиблинги (М.: Самокат, 2019).
Моя любимая тема путешествий во времени в этой повести закручена совершенно по-особенному и в то же время в духе опять же любимой советской гуманитарной фантастики. Девять подростков живут в некоем отдельном от нашего мире и путешествуют оттуда к нам, чтобы менять прошлое. Когда-то они уже прожили жизнь, что-то в ней сделали, а нынешнее состояние - некая вторичная итерация этой жизни, когда они в один момент выходят, допустим, из своего школьного класса и оказываются в этом самом отдельном мире. Дальше мы наблюдаем, как складываются отношения у этих "вырванных из мира" подростков и чем они занимаются. Повесть небольшая, но очень насыщенная по смыслу, переживаниям, по-моему, недооцененная какая-то.
Журнальная версия публиковалась в журнале "Октябрь", номер 11, 2017.
20. Анна Анисимова. Гутя (М.: Волчок, 2020).
Самая новая в этом списке книга, хотя, казалось бы, 2020 год, уже два года прошло. Но так уж бывает с любимыми книгами: сначала им нужно отлежаться в глубине сознания, а потом я пойму, вросла в меня эта история или нет.
Это повесть о дружбе, точнее о потере друга. У главной героини умерла лучшая подруга, девочка, которая помогла ей по-новому взглянуть на мир и открыть совсем неожиданное в себе самой. А теперь вот ее не стало и Гутя проживает эту потерю. И заодно старается врасти в новую себя, понять, как жить в таком мире и виновата ли она в случившемся. Текст очень хороший, люблю, когда написано поэтично и образно, но при этом легко, без излишеств, громоздящихся друг на друга метафор и множества определений.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
#книги для подростков #young adult #современная литература #современная русская литература #читает_шафферт