Найти тему

Философия – что же это такое, всё-таки? И как приобщить философию к медицине?

ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФАРМАЦИИ
Информация в медицине и фармации. Философия медико-фармацевтической реальности

Что же такое, всё-таки философия? Совершенно нельзя уйти от цитирования, так как наш труд требует наглядности, примеров и так далее. «Философия – это такая форма духовной культуры, которая стремится в наиболее общих чертах объяснить всё существующее. Как видим, философия отличается от других форм духовной культуры, прежде всего, более широким охватом вещей, объектов, событий, явлений – как мироздания, так и человеческой жизни».[1] Философия стремится именно объяснить, как мироздание, так и жизнь, прежде всего, с объективной точки зрения, исходя из определения. Но объяснение есть рассуждение или же определённый способ мышления. Также можно сделать вывод, что философия, объясняя мироздание и жизнь, представляет собой, в некотором смысле, взгляд на мир (мировоззрение) и взгляд на жизнь. Оба варианта взглядов – удел психики человека. Но для философии крайне важно правильно мыслить, иначе можно попасть далеко в мир вымыслов. Кроме того, а если взгляд – это действие? Тогда, как мировоззрение, так и взгляд на жизнь – динамические системы знаний. Философия предпринимает действия с помощью своих взглядов объяснить мир и жизнь, природу и культуру, материю и сознание. Философия неотрывно связана с мышлением. Скорее всего, философия – это некий метод субъективного познания (пока так выскажемся), который строится на фактах, добытых методом объективного познания (наукой). Философия без объективного восприятия мира отсутствует. Но философия не наука. Разные просто методы познания окружающей действительности? Или что-то ещё? Между тем, сознание, как своеобразный «флюгер», сосредотачивается в разных направлениях. Оно вполне может быть направлено, как в ощутимый нами, хорошо знакомый объективный мир, так и в сугубо внутренний субъективный мир. Вот только знания мы получаем объективно. Наука и философия идут нога в ногу в процессе познания физического мира. В отличие от науки, философия, как метод субъективного познания (условного познания), строит нам глазки, то есть, нет, строит нам взгляды – объективное мировоззрение и субъективный взгляд на жизнь. И философия - это глубокие рассуждения и осмысления реальности. При определённых условиях, философствуя, можно даже «зацепить» вечные идеи!

Вполне будет понятно, если сказать, что объективная наука предоставляет данные для рассуждений философии. Эти данные собираются вместе, и из них философским методом извлекается какой-либо смысл. Очень хорошо, однако философия всё же страдает нехваткой данных об окружающем мире, так как она сильно в этом моменте зависит от науки. «Философ всегда осуществляет собственную философскую деятельность в условиях принципиального дефицита знаний. Он должен ставить проблемы и давать ответы на них, осознавая всю неполноту и относительность таких ответов».[1] Почему же философию нельзя взять и «вылечить» от подобного страдания? Тут нужно этимологически. То есть, как известно, слово «философия» происходит от двух слов греческого происхождения, phileo, означающего «люблю» и sophia, которое переводится как «мудрость». Любовь к мудрости получается, но что такое мудрость? «Это, если очень просто, наверное, - знание обо всём на свете, а мудрец – это тот, кто обладает таким знанием. Таким образом, философия представляет собой стремление к знанию обо всём, или стремление во всём разобраться, всё понять, проникнуть в самую суть вещей и событий, ответить на некие предельные вопросы, т.е. широкие, глобальные, сложные, не имеющие однозначных ответов, или, как их называют, - вечные вопросы».[2] Где вечные идеи, там и вечные вопросы. Но разве можно знать обо всём на свете, учитывая громадные пробелы в науке? Нет, поэтому вечные вопросы вечно остаются неразрешёнными проблемами философии. Дефицит знаний, так сказать. Но вот путь, это да, путь сей одобряется. Кстати, философия – снова путь? Иными словами, философия – это путь познания или метод познания или часть метода познания? Если в общих чертах так, то философия, как метод вряд ли в ближайшее время избавится от недостатка знаний, тут науке, условно говоря, повезло больше. «Наука – это то, что мы знаем, философия – это то, чего мы ещё не знаем».[3] Судя по всему, до мудрости нам ещё далеко.

Бывает так, что мы мало чего знаем, но философствуем. «Состояние незнания и сомнения становится отправной точкой для начала философии и философствования».[4] Это как? Просто у человека черта такая, если он чего-то не знает, то обязательно стремится узнать (в хорошем познавательном смысле). Конечно, кто-то вообще ничего не хочет знать, но это другой вопрос. Философия, если сказать не в полной мере, метод субъективного познания, наполняется поиском смыслов, зачастую в абстрактной субъективной реальности. Поэтому без фактов объективной реальности, любезно предоставляемых наукой, по-настоящему философия выглядит блеклой, и может вовсе скатиться в мир иллюзий, в воображаемую реальность. Незнание – стимул к познанию, однако дефицит знаний не решит до конца задачу познания. Даже в широком поле современного общественного сознания не часто можно «натолкнуться» на необходимое знание. Здесь поднимаем ещё один важный вопрос, касающийся философии как условного метода субъективного познания. А в чём дело?

Дело в том, что когда человек предаётся размышлениям, он неявным образом функционирует в режиме влияния общественного сознания. Всякие мысли, например, лезут в голову. Вкрадывается впечатление, что философствовать люди могут сообща, подобно тому, когда человек, не полагаясь лишь на собственные знания, ищет дополнительную информацию в интернете. Между тем, в научном дискурсе присутствует мнение, что философия является «коллективным мышлением». Почему? «Во-первых, философия есть именно мышление, а не познание, не чувствование, не верование, не воление, не действование. Во-вторых, философия не просто мышление, а со-мышление, т.е. такое мышление, которое предполагает мыслящее общение людей или мышление людей сообща. В-третьих, исходным и конечным пунктом философствования является не знание, не благо, не красота, а мысль, имеющая смысл - для других-многих людей, прежде всего для самих философов».[5] Коллективное стремление к знаниям, выходит такой путь к мудрости демонстрирует философия. Но чем коллективное познание науки отличается от коллективного мышления философии? На наш взгляд, «линия раздела» проходит в особенностях познания. Наука представляет объективный метод познания, базирующийся на непосредственном восприятии объектов изучения, а философия, где абстрактное мышление главное, становится субъективным продолжением объективного метода познания с привлечением к размышлениям абстрактных объектов. «Наука есть форма коллективного познания, в то время как философия есть форма коллективного мышления людей».[6] Да, просто разные уровни метода познания. Безусловно, философия не метод непосредственного объективного познания, поэтому философия и не наука. «Она лишь осмысляет ход и результаты познания (и не только познания, а и практики, искусства, вообще всего человеческого опыта). Наука производит знания. Философия же вырабатывает и разрабатывает идеи».[7] Философия находит себя на поприще идейном, субъективном. И к мудрости, когда все идеи будут доступны каждому, нужно идти сообща.

Хорошо, философия в методологическом отношении путь к всеобщему знанию. Методологический аспект также имеет и наука. Мы говорили, теории и гипотезы – это научные методы познания. Наука также уполномочена объяснять полученные в ходе опытов факты объективной реальности. Поэтому в психологическом смысле строятся мысленные системы (на основании полученных фактов). Речь идёт о построении научного мировоззрения посредством методов науки. Научное мировоззрение – это, по большому счёту, собрание гипотез и теорий. Раз всё так замечательно получается, мир познаётся, зачем же нужна философия? Тут сразу чётко обозначим ещё раз, наука оперирует только объективными данными, не принимая всерьёз какие-то абстрактные, не подтверждённые опытным путём результаты мышления. И чего? Зачем нужна философия? «Ответ на этот вопрос заключён в содержании тех функций, которые способна выполнить философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под «функцией» при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач. Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру».[8] Как видим, философия выполняет функции в формате мышления. Но основной функцией мышления является, по многим утверждениям, - понимание. В науке ведь систематизируют факты, делают выводы. Такая общая тенденция в мышлении и приводит к появлению мировоззрения у человека. Взгляд на мир присущ любому человеку, научный взгляд просто более систематизированный. Однако другой способ действия в сфере мышления, философский, вводит в оборот, так сказать, недостоверные факты. В философии больше крутится «проблем без решения». Так как философия, всё-таки, больше субъективность в методе познания, хотя и факты науки философия с удовольствием принимает. Здесь хотелось бы отметить, что в психике человека наряду с взглядом на мир (объективным), формируется и субъективный взгляд на жизнь.

Субъективность метода познания даёт нам картину жизни (взгляд на жизнь). Это положение больше характеризует философию. Но философия не обходится полностью и без научного взора. Поэтому мы полагаем, что философия может представлять два уровня единого познавательного подхода, но где преимущество имеет, как бы то ни было, субъективность. Думается, что философия – это часть общего познавательного процесса человека, который ориентируется на внешний мир в силу своих способностей к восприятию. Но философия происходит целиком в уме, тогда как наука занимается непосредственным изучением, ставит опыты, экспериментирует с объективной реальностью. Наука и философия – один большой метод познания действительности. Выделение науки из философии произошло, скорее всего, в силу того, что люди стали больше опытным путём искать знания в окружающем их мире. Но именно философия в самом начале на пути от незнания к знанию зажгла у человека стремление знать и экспериментировать с тем, что под рукой. В этом, кстати, нужность философии. «Философия нужна для того, чтобы стимулировать человека к познанию нового и неизведанного, чтобы человеческое познание непрерывно развивалось».[9] Философия нужна для развития разума, той способности мышления, которая бы спровоцировала желание человека заниматься наукой. Из субъективного всегда проявляется объективное. «Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии – настоящая школа творческого мышления. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру».[10]

Мировоззрение – это корневая система каких-то первичных знаний, представлений о мире, оно может базироваться на вере (не являясь научным) и быть во многом эмоциональным. Это так. Но эволюция в мышлении человека дала возможность развивать образное мышление, когда человек, абстрагируясь от ощутимой объективной реальности, всё больше размышлял. Так человечество приобретало взгляд на жизнь, сугубо субъективно, вместе с тем, взирая объективно на мир. И сразу произошло рождение философии. Философия – это метод развития разума, который способствует тому, чтобы познавать мир. Философия – совершенствование метода познания, ведущего по пути к мудрости. Философиявсеобщий метод познания без отрыва от реальности, в объективном и субъективном аспектах, поэтому не отделяется полностью от науки, не будучи самой наукой. Добавим, именно философия превращает факты естествознания в понятия, придавая им смысл.

Что же можно взять, принимая во внимание, что философия нужна наравне с наукой в процессе познания? Какой обстоятельный вывод сделаем? Медицина и фармация, в научном, так сказать, амплуа – это методы объективного лечения, основанные на научных методах познания. Но это только объективный взгляд, без учёта глубокого философского осмысления. Добавить философии? Если да, получим жизненное пространство для субъективных идей, которые бы обогатили современную медицину и фармацию новыми методами лечения и новыми знаниями о здоровье. Философию здоровья следует, по нашему мнению, понемногу внедрять в общую культуру или общественное сознание.

[1] Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 12

[2] Основы философии. Популярное учебное пособие: Учебное пособие / Д.А. Гусев. - М.: Прометей, 2021. С. 14

[3] Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 12

[4] Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 13

[5] Балашов Л.Е. Философия: Учебник (систематический курс). - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2019. С. 14

[6] Балашов Л.Е. Философия: Учебник (систематический курс). - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2019. С. 15

[7] Балашов Л.Е. Философия: Учебник (систематический курс). - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2019. С. 17

[8] Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 4

[9] Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 12

[10] Балашов Л.Е. Философия: Учебник (систематический курс). - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2019. С. 13

[1] Основы философии. Популярное учебное пособие: Учебное пособие / Д.А. Гусев. - М.: Прометей, 2021. С. 14