Всем привет. В советское время мотоциклетная культура была куда более развитой, нежели автомобильная. Это было обусловлено тем, что предприятия не справлялись со спросом на машины и поэтому желающие их купить, простаивали в многолетних очередях на получение заветного четырехколесного транспорта. Причем цены на них были высокими – что же, дефицит всегда рождает подобное явление. Но вот, с мотоциклами было куда проще. Благо, отечественная промышленность успела наладить выпуск таких «колес» в немалом количестве и приобрести себе мотоцикл мог даже, гражданин с не самым высоким уровнем дохода – даже начинающий специалист, что уже было хорошо. Впрочем, на фоне советского мотопрома всегда выделялся чехословаций. В частности – Jawa. Данный производитель стал культовым в СССР с 1970-го года – когда привез в Союз свою Ява 350-634.
Такой мотоцикл был самым настоящим откровением на фоне советских аналогов. Хотя, если говорить честно, аналогов ему особо, и не было. Да, был Иж Юпитер-2 – ближайший конкурент, но на момент дебюта Явы, такой мотоцикл воспринимался уже морально устаревшим, причем по всем параметрам, поэтому советские граждане отправили его на второй план.
И действительно, зачем нужна морально устаревшая техника, если заплатив чуть побольше, можно было получить его – Jawa 350/634. На момент 1970-го года это был восторг: мощный двигатель, современный и презентабельный дизайн.
Говоря об оформлении, стоит отметить обилие хромированных элементов на навесных панелей и на бензобаке, а также о спидометре с тахометром, красивых зеркалах, крыльях. Ява привлекала всеобщее внимание за счет своей изящества и красоты, и оспорить этого не мог никто.
Кроме того, еще одной сильной чертой модели было качественное исполнение. Вот уж, воистину, европейский и долговечный продукт. На этом мотоцикле отправлялись в дальние поездки и никто не боялся того, что можно встать из-за поломки посреди дороги – надежность была вполне неплохой, а все проблемы владелец мог устранить своими силами.
При этом, еще одно достоинство 350-634 – это сбалансированные ездовые качества. Мотоцикл послушно вел себя на высоких скоростях, управлялся предсказуемо, при этом обеспечивал неплохой комфорт при езде по неровностям.
Все это и обеспечило Jawa 350/634 повсеместный успех в Советском Союзе. Это был самый настоящий символ «семидесятых» и когда данный мотоцикл был снят со сборочного производства, то вместе с ним ушла и целая эпоха.
Но на смену пришел преемник – более совершенный 350/638. Такая Ява стала продаваться в СССР в 1986-м году, однако уже с самого начала стало понятно, что коммерческий успех предшественника новинка не повторит. Это была лишь, бледная тень того, что случилось полутора десятком лет ранее и ничего более, впрочем, почему все так случилось?
Да, силовой агрегат у новой Явы претерпел изменения – получил, наконец, более надежный и более производительный 12-Вольтовый генератор, улучшенную топливную систему, систему охлаждения. Но он по-прежнему, выдавал 26 лошадиных сил с 350 «кубов», поэтому ни о каких изменениях в динамике не шло и речи – печально, ведь во времена позднего СССР в него стали проникать подержанный японские мотоциклы и европейские, которые превосходили Явы по многим параметрам.
Второй момент – это слишком уж, лаконичный дизайн. Он лишился эпатажа и стал «будничным», утратив свою изюминку. Таким образом, модель превратилась в заурядную и это привело к падению спроса на нее, при этом цену никак нельзя было назвать низкой.
Вот вам и закономерный итог, друзья. Легенда перестала быть таковой – из-за нежелания производителя сделать преемника более прогрессивным. Впрочем, в самой Чехословакии, уже к середине 80-х годов, назревал кризис, что и отразилось на производителе Ява – и решить этот кризис удалось лишь мирным разъединением Чехии и Словакии в 1993-м году. Впрочем, это уже другая история.
А вам нравится Ява 350-638? Напишите в комментариях. Также, ставьте лайк и подписывайтесь на канал – это позволит вам видеть свежие его публикации в своей верхней части ленты рекомендаций. Спасибо.