Что такое мудрость в житейском смысле и в зеркале веры? Равно ли многознание мудрости? Об этом зашла речь в беседе с настоятелем Александро-Невского храма в Лиепае (Латвия) протоиереем Игорем Трофимовым.
«Начало мудрости – страх Господень»
Батюшка, кого можно назвать мудрым человеком? Каковы отличительные черты мудрости?
– Берусь рассуждать о мудрости, но сам себя мудрым не считаю. Поэтому начну со слов преподобного Нила Синайского: «Мудр тот человек, который прежде совершённого покаяния не перестаёт со скорбью памятовать о грехах своих и о праведном за них взыскании в вечном огне».
А вот что говорит Библия: «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах» (Сир. гл. 39:1).
И древнегреческий философ Платон также признавал: «Душа человека бессмертна. Все её надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни».
В нашей беседе, конечно, уместно сказать о разном мудровании – плотском и духовном. Так об этом пишет святитель Тихон Задонский: «Плотское мудрование – такое, когда делается то, что хочет плоть, духовное мудрование – когда делается то, что дух хочет. Мудрование плотское – это гордость, высокоумие, сластолюбие, невоздержание, блуд, нечистота, сребролюбие, хищение, роптание, злословие, вражда, ссора, злопамятство, месть и прочее, что закону Божию противится. Мудрование духовное – это смирение, воздержание, целомудрие, чистота, терпение, мир, кротость, непамятозлобие и прочее, что закон Божий хочет. Плотский человек весь ум свой и замыслы направляет только к приобретению временных благ, а духовный всегда стремится к вечным».
И апостол Иаков также поясняет, чем отличается настоящая мудрость: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17).
Итак, можно сделать вывод, что мудрость приходит только от Бога: «Начало мудрости – страх Господень, разум верный у всех, исполняющих заповеди Его» (Пс. 110: 10).
В чём заключается мудрость учителя, наставника, священника?
– Мудрость всех старших заключается в том, чтобы научить, показать пример, открыть истину, не дать погибнуть, помочь пресекать страсти.
Учителя передают знания, накопленные предыдущими поколениями. Но очень важно сейчас не заблудиться в потоке информации. Профессор Пётр Калиновский в своей книге «Переход» пишет о том, что в наше время происходит рост знаний при потере мудрости.
Мудрость и знание – это разные вещи. И человеку необходим наставник. Первые наставники – это родители: если возле ребёнка не будет мудрых взрослых, он превратится в Маугли. И, конечно, в человеке надо восстанавливать образ и подобие Божии – этим и занимаются Церковь и священники. В крещении подаётся благодать, которая и помогает человеку уподобляться Богу. Разумеется, нужно прикладывать и собственные усилия, а ещё опираться на поддержку крёстных и самой Церкви.
Духовные наставники учат иноков монашеской жизни, тому, как идти по пути спасения. И священники занимаются этим же, но только уже на приходах. Задача пастыря – открыть в себе мудрость и умело направлять верующих к вечности, в Царство Небесное, и самое главное – ко Христу!
А что значит мудрый руководитель?
– Наглядный пример руководителя – это капитан корабля. Корабль должен пройти через море или океан, все пассажиры должны остаться живыми, а груз должен быть доставлен целым и невредимым и, конечно же, вовремя.
Каждый руководитель, которому доверены души человеческие, берёт за них ответственность и должен со знанием дела управлять коллективом, сколько бы там ни было людей: может быть, один человек, а может, миллион. Главное – мудро управлять с помощью Божьей. Ведь никто сам не может взять в руки управление, но только если Господь поручит…