Настоящее искусство живет вечно. Это подтверждается и историей вышивки. Всем известно, что зародившаяся в глубокой древности вышивка и в настоящее время не потеряла своей актуальности. Вышивка — это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире. Сегодня многие занимаются ею не только потому, что это модно, но и по велению души.
Возродить и сохранить лучшие традиции вышивки, изучить развитие и совершенствование этого искусства — эти важные задачи много лет назад поставили себе организаторы этноклуба «Параскева» (Санкт-Петербург). И надо сказать, что они отлично справляются со своей миссией — за последние восемь лет при поддержке Российского Этнографического музея членами клуба и его учениками созданы уникальные коллекции, победившие в международных и всероссийских конкурсах и фестивалях.
Исторически сложилось так, что основной ремесленной темой работы этнологического клуба оказался традиционный текстиль: плетение, ткачество, узорное вязание, вышивка, традиционный народный костюм, лоскутное шитьё, традиционная кукла. Именно эти экспонаты составляют основную часть экспозиции в различных выставках, где мастерицы клуба на своем примере показывают нам как в ХХI столетии вышивка переживает второе рождение.
Основу коллекции этноклуба составляет традиционная народная вышивка конца ХIХ начала ХХ вв. разных регионов России (Архангельской, Вологодской, Ярославской, Костромской, Тверской, Новгородской, Тамбовской губерний, Карелии). Традиционные народные костюмы, украшенные разными видами швов, сарафаны, рубахи, передники, головные уборы – все украшено вышивкой. Помимо привычных глазу крестика и глади , ткани украшены вышивкой в разных техниках :
Двусторонний шов — роспись, досюльный (Заонежье), ранний ( Новгородская губ.), по выметке, отшивка, на оба лица, двуличная (Тверская губ.) – глухой счетный шов.
Один из древних вышивальных швов. Создает одинаковый рисунок на лицевой и изнаночной сторонах тканей. Основа — шов вперед иголку. Наибольшее распространение получил на Северо-Западе России. Двусторонний шов применяется и в других регионах страны, но не является преобладающим и чаще используется в сочетании с другими способами вышивки.
Тамбур — шов в цепки, в петлю, косичкой, в плетешок, тропка, мышиная тропка и др.
Глухой односторонний шов, выполняется по предварительно нанесенному на ткань рисунку. Можно вышивать иглой и крючком. В ХIХ веке для этой вышивки были введены круглые пяльцы. С натянутой на них тканью они напоминали верх барабана, по- французски «тамбура», что и привело к появлению нового термина — «тамбурное шитье». Может быть как самостоятельным видом вышивки, так и выполняющим в других видах вышивки роль контура.
Набор — бранье иглой, процяг (бел.), занизывание (укр.). Двусторонний счетный шов, выполняется стежками разной длины по счету нитей в зависимости от узора. Особенность: негативное изображение на изнаночной стороне. По фактуре напоминает бранное ткачество. Вышивают как горизонтальными, так и вертикальными рядами.
Строчка — по обвиве (Поморье); вязьба ( Мезень, Пинего); ребь (Каргопрль); строка, по перевити, по ведерге, в перевивку, повить, вырези и др. (Тверская губ.)
Шитье по разреженной ткани исполнялось в большинстве губерний России. В своей основе строчка всегда имеет сетку из перевитых нитей ткани. Под влиянием местных традиций создавались различные варианты этого шитья. Одни из них выполнялись лишь белой нитью. В другие вводили цветную нить, образующую контурную обводку рисунка. В третьих сетку перевивали цветными нитями плотно (цветная перевить).
Сотканные вручную костюмы поражают количеством вышитых деталей. За каждой работой стоит многолетний труд. Большая часть работ создана в небольшой мастерской, в которой можно пользоваться ткацким станком, прялкой и другим необходимым оборудованием. За много лет в клубе собрана обширная библиотека по этнографии, фольклору, традиционным ремеслам и самое главное — коллекция образцов, по которым современные мастерицы воссоздают старинные вышивки, ведь почти все экспонаты выполнены современниками. Участники Клуба, используя материалы Музея Этнографии, шьют традиционные костюмы и себе, демонстрируя окружающим свой профессионализм и любовь к родной культуре.
Предметы быта: полотенца, скатерти, куклы, инструменты и материалы для вышивки представлены в работах клуба столь же широко, как и костюмы. Обилие обережных узоров на домотканых полотенцах знакомит с региональными особенностями и свойственными каждому отдельному району орнаментами и сюжетами времен, когда на женщин была возложена большая миссия — вышить обрядовую одежду своим мужьям и сыновьям.
Тку — сплетаю с мигом миг...
Юргис Балтрушайтис
Как много смысла в этой строчке из стихотворения. Ткачество — женское занятие, древний символ космического творения, представленный как непрерывный процесс, в котором преходящие события — нити, вплетены в вечно меняющийся рисунок на неизменной основе. Нити, их переплетение — основа всех текстильных технологий: ткачества, кружевоплетения, узорного вязания, вышивки. Невидимые нити этнокультурных традиций гармонизируют пространство, сохраняют целостность существования человека в мире природы и культуры.
(подготовлено по материалам Этноклуба «Параскева»)
Данный материал моего авторства был опубликован в журнале Burda special «Burda Пэчворк» в августе 2018 года.
С вами была Катерина, канал «Рукоделие в УСАДЬБУШКЕ».
Держите руку на пульсе событий в мире рукоделия — подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!