Найти тему
Исследуем Кавказ

Кавказский Алмосту - демон или снежный человек?

Оглавление

«Что сказать вам о племенах Кавказа? О них так много вздора говорили путешественники и так мало знают их соседи русские...»

А. Бестужев-Марлинский.

В начале XX века В. Прёле записал в Карачае: «Алмосту — черный шайтан с длинными волосами; человека он сводит с ума. Алмосту живет в сарае или на старой мельнице».

Женщина - демон

Горцы верят в реальность демонического существа Алмосту. Представления о них встречаются у большинства народов Евразии— практически у всех тюрков, монголов, иранцев и таджиков, удмуртов, марийцев, народов Дагестана и Северного Кавказа.

Образ Алмосту у кавказских народов схож: чаще всего это существо представляется в образе обнаженной женщины с безобразным лицом и длинными распущенными волосами.

«Алмосту» бытует у северокавказских народов под разными именами: у кумыков – Албаслы къатын, у ногайцев – Албаслы, у балкарцев и карачаевцев – Алмосту, у осетин - Лагсирдеу, агульцев и рутульцев – Албасти, у лезгин – Албаб, у лакцев – Сухасулу, у аварцев – Рохдулай, у татов – Дедей-ол, у адыгов – Алмасты, у чеченцев и ингушей – Алмасы, Алмазы.

Эмегенша - жена нарта

У балкарцев существует легенда, согласно которой Алмосту считался потомком древних воинов нартов и эмегенов – существ, напоминающих циклопа. Нартский богатырь по имени Алауган женился на девушке из рода эмегенов.

Жена оказалась очень плодовитой - каждые два месяца рожала по два-четыре ребенка, но тут же съедала их.

Обеспокоенные нарты решили спасти детей. Они обманули эмегеншу и заставили ее взобраться на крышу сакли и рожать детей в дымоходное отверстие. Когда трое новорожденных упали на очаг, одна из женщин схватила их и побежала в сторону Минги тау. Устав, она оставила двух из них у дороги, а третьего спрятала в ледниках Минги тау.

Двух малышей унесла волчица, она выкормила их своим молоком, они выросли в стае среди волков. Вот так от детей, вскормленных волками, пошли Алмосту — существа громадного роста, длинноволосые, с телом, покрытым густыми волосами.

-2

Они не умели разговаривать, но зато понимали язык людей. Им было все равно — тепло или холодно. Они не разбирали — пища сырая или вареная. Обитали они на стойбищах, в пещерах, в темных, грязных местах, где не было людей.

По поверьям кабардинцев, Алмосту живет в оврагах, чащобах, кустарниках, нередко посещает заросли полей, особенно кукурузные плантации. Ингуши же считают, что обитают эти существа вдали от людских поселений в чаще леса, на высокогорьях.

В древности наши предки из-за уважения к памяти нартов, прежде чем начать есть, в первую очередь выделяли из своих котлов долю алмосту. Ее оставляли у порога, или в углу сарая, в дыре каменной ограды. Они верили, что съев пищу в благодарность демон не станет вредить людям.

Встреча с Алмосту

Путешественники записали несколько рассказов информаторов, которые утверждали, что встречали Алмосту. С их слов, они безобидные существа, без причины никому не вредят.

По народному поверью, это существо не показывается смелому человеку, чтобы не оказаться его пленником. Старается не попадать на глаза очень трусливому, чтобы не напугать его до смерти.

Считалось, что Алмосту-женщина становится рабой человека, который сумел вырвать клок ее волос и спрятать под порогом дома. Этнографы полагают, что в волосе находится душа алмосту.

-3

Покорный дух

Вот какой рассказ записал Г.-Ю. Клапрот в Карачае в 1808 году:

«…как и все горцы, очень суеверны и рассказывают бесчисленные небылицы о злых духах и домовых, обитающих, по их словам, в горах; образчиком может служить следующая история. Зловредный дух в женском обличий, с очень длинными волосами, которого они именуют на своем языке Салмасты, живет, по их словам, в некоем лесу. Где-то двадцать пять лет назад один из жителей села поймал домового, принес к себе домой и отрезал его волосы, кои тщательно спрятал и чем превратил дух в покорного себе.

Однажды он приказал ему сделать немного боза; тогда домовой поставил котелок на огонь, сварил горох, и, пока суп готовился, хозяин и хозяйка вышли из дома, оставив в нем лишь двух маленьких детей. Скоро они стали просить духа дать им что-нибудь поесть.

Тот пообещал сделать это, если они скажут, где спрятаны его волосы. Не успели дети указать на место, где лежали волосы, как демон схватил их и тем самым освободился от покорности своему хозяину. После этого он бросил двух детей в котел с кипящей боза и убежал назад в лес, где, как утверждают, он все еще и живет…».

Схожие сюжеты с небольшими отличиями бытуют у осетин, чеченцев и ингушей.

Рассказывают также об одном человеке из княжеского рода Урусбиевых, который, встретив в лесу Алмосту, убил ее, несмотря на мольбы, и был перед смертью проклят демоном: "Бир жыл алгъа болугъуз, бир жыл артха болугъуз!"— «Один год двигайтесь вперед, а следующий — назад». После этого Урусбиевы, якобы, в один год богатели и процветали, на другой беднели и их преследовали неудачи.

Существует и поверье, что алмосту любят ездить на лошадях, выводя их тайком ночью из конюшни. Еше совсем недавно в горных селах случалось, что неизвестные силы заплетали гриву коня в такие мелкие косички, что расплести их было делом очень сложным.

#Алмосту #Кавказ #йети #снежныйчеловек #балкарцы #Осетия #Чечня #Ингушетия