Самосвал, казалось бы, самый привычный нам тип грузовика, в свое время был тоже технологической инновацией. Причем, государственного уровня. Сейчас в это сложно поверить, но эпоха индустриализации и великих строек раннего СССР, прошла почти без его участия. Первые отечественные самосвалы появились только в 1935 году.
Решение для производства грузовика задней выгрузки напрашивалось само собой. В 1932 году, в Нижнем Новгороде заработал крупнейший автомобильный завод построенный под эгидой американских технологов. Установленное на нем профильное оборудование было расчитанно на выпуск автомобилей на базе моделей фирмы Ford. Одна из них - знаменитая "полуторка" ГАЗ-АА, скопированная с грузовика Ford-AA. На этом же шасси делался и один из самосвалов закупавшийся СССР в США. Поэтому, самосвал решили не изобретать, а сделать саморазгружающуюся "полуторку".
Первые несколько самосвалов на базе ГАЗ-АА были сделаны в 1935 году. Горьковские инженеры усовершенствовали конструкцию кузова - он откидывался назад под тяжестью груза, а возвращался назад под собственным весом. Грузоподъемность самосвала не превышала 1200 кг. Пройдя испытания работой, в следующем году начался серийный выпуск "опрокидки". Так машину, вполне официально, называли в заводских документах.
По сути, выпуск самосвала был совместным "творчеством" двух предприятий. Базу выпускал ГАЗ, а самосвальную установку - механический завод им. Я.Свердлова. Сборка осуществлялась в автобусном цехе ГАЗа. Поэтому название новой машине дали по справедливости - ГАЗ-С1. Буква С - это сокращенно "свердловец".
Конечно, самосвал ГАЗ-С1 не был лишен недостатков. Однако, из-за своих габаритов и технических данных, он был невероятно маневренным, а время выгрузки составляла всего 8 секунд. Из-за этого, он почти сразу стал очень популярным на всех стройках коммунизма. Бойкий, юркий и быстрый самосвальчик заметно выигрывал у самосвалов других марок. Особенно, тяжелых.
Интересно, что за участие в производстве популярного самосвала развернулось настоящее сражение. Так, завод им. Я.Свердлова всеми силами пытался удержатся в процессе и был заинтересован в увеличении производства. А ГАЗ, в свою очередь, пытался оптимизировать свою работу и сбросить баласт в виде "свердловцев".
В Итоге, спустя нескольких лет подковерной борьбы на всех уровнях, ГАЗ прекратил заказывать кузова на механическом заводе и начал выпускать их самостоятельно. В 1941 году, ГАЗ изменил название самосвала, выбросив из названия раздражавшую "горьковчан" букву С. Отныне самый популярный самосвал назывался ГАЗ-410.
Начало войны почти не уменьшило количество выпускаемых самосвалов. Их продолжали собирать, даже когда ГАЗ подвергался бомбежкам. Как и другие модификации "полуторок", опрокидки военного времени упрощали. У каких то не было передних тормозов, у других - всего одна фара. Вместо металла нередко использовалось дерево и брезент.
Во время Великой Отечественной войны ГАЗ-410 был единственным самосвалом, продолжавшим выпускаться в стране. Однако, натоящий пик производства он пережил после Победы. Восстановление страны тоже легло на крепкие кузова юрких самосвальчиков. Известно, что за пять лет послевоенного выпуска, этих машин было сделанно больше, чем за все предыдущие годы. Последний ГАЗ-410 покинул заводские ворота в 1950 году, уступив свое место более современным самосваламм.