Впервые я увидела её на перемене в начале 5-го класса, когда мне было 10. Она легко впорхнула в наш класс, распространяя вокруг себя энергию жизнерадостности и дружелюбия. Я бы выделила основные корни слов, чтобы передать ощущение точнее: энергию Жизни и Любви.
— Привет, зайчики, — весело поздоровалась она с нами, — я ваш новый учитель по английскому. — И направилась к учительнице, которая вела наш следующий урок.
Это ласковое обращение закрепится за нами до самого выпуска. Да и после никуда не денется :)
Спустя столько лет я помню этот момент, потому что с первых секунд она сумела завоевать расположение, вызвать интерес и заставить понять, что за стремительностью движений кроется не нервозность, но живость, за улыбкой — не маска, но искренность, за словами — не сюсюканье, но открытость и теплота.
Детям не надо проходить многотысячные курсы от известных коучей, чтобы разобраться в людях и прочитать их. Они просто чувствуют и считывают информацию бессознательно.
Я ждала английского задолго до того, как у нас начались уроки. Ещё в предыдущем классе я старательно учила алфавит, играла в игры по учебнику сестры и пыталась делать для неё переводы (а она на 5 классов старше), пользуясь словарём и старательно выводя в тетрадку перевод каждого слова подряд, включая артикли (то есть на каждом месте, где встречались a/an и the, я писала в переводе «неопределённый артикль» и «определённый артикль» соответственно), уверенная, что в этом и заключается перевод, и гордясь проделанной работой 😁
Сочетание самого ожидаемого и интересного предмета с непередаваемой атмосферой от присутствия такого учителя, пожалуй, и определило во многом мою дальнейшую жизнь.
В 11 лет я провожала брата в армию, и мы разговорились о школе и учителях. Я рассказала про неё, и он спросил: «А, это такая невысокая?» На что я ответила: «Да почему невысокая, вполне высокая». Он засмеялся: «Ну это для тебя высокая» 😊 И только спустя годы, когда я подросла, я поняла его, потому что её хрупкая невысокая фигура вместе с задорным характером всегда делали её похожей на одну из учениц старших классов, которую до сих пор сложно выделить на фоне учеников при совместных фото :)
Практически с самого начала она чувствовала мои стремления и любовь к предмету, ненавязчиво и умело помогая развивать мои способности, давая более сложные задания, часто позволяя заниматься отдельно от класса и тратя собственное время на подготовку к олимпиадам или к другим мероприятиям.
Вообще, многие учителя так делали. (Не знаю, как сейчас, в эпоху репетиторов, когда за всё берут деньги.) Но если с другими это была необходимость, то занятия английским всегда были как хобби и отдых, позволяя наслаждаться каждым моментом и с нетерпением ожидать следующего занятия.
При всём радушии её нельзя обвинить в слабости характера или в неспособности управлять детьми. Добрая, но справедливая, мягкая, но при необходимости строгая.
Однажды мы всем классом перепутали кабинет её урока. Часть ребят пошла в дальний кабинет, мы пошли следом, и никому не пришло в голову перепроверить. Ведь раз пошли те первые, они не просто так пошли, они ведь чем-то руководствовались?.. И вот мы стоим, проходит 5 минут от звонка, затем 10, затем 15... Но её всё нет. Мы веселимся, болтаем (а какие ученики не радуются, когда учитель задерживается), некоторые смотрят из-за угла, стоят на стрёме. В какой-то момент один кричит: «Шухер!», мы притихаем, и вскоре из-за угла появляется завуч. От неё и выяснилось, что наш урок должен быть в другом крыле здания. А крик одноклассника она восприняла как подтверждение, что мы просто прячемся, хотя он был направлен на то, чтобы мы перестали галдеть. Отчитав нас, она привела нас в кабинет, где за столом одиноко сидела наша учительница.
Она спросила, почему мы это сделали, мы нестройно пытались объяснить, что кто-то перепутал, а мы... просто пошли следом, «как стадо баранов». Возражать было нечего, в тот момент я примерно так себя и чувствовала.
Было больно и обидно, что они не верили и решили, что мы прятались сознательно. Я бы никогда на такое не пошла. И я ответственно использую «никогда» (хотя «никогда не говори „никогда“»). Нет, только не по отношению к ней.
Урок продолжался, пришло время проверки домашнего задания. Спросили одноклассника, который сидел рядом. Я помогла ему, подсказала, потому что у нас были хорошие отношения и я не хотела ему неприятностей. На мою беду, моя помощь не осталась незамеченной. Будучи и так в не самом добром расположении духа после нашей выходки, моя любимая учительница подняла меня, назвала нахалкой и выгнала из класса. Первый и последний раз вообще за мою школьную историю. Сейчас я с юмором отношусь к этому событию, находя это стечение обстоятельств довольно забавным. Но на тот момент никогда ещё мне не было настолько стыдно. За то, что я так подвела, за то, что я разозлила и разочаровала человека, которого так уважаю. И я была совершенно потерянна, потому что — смешно — я не знала, как себя ведут выгнанные из класса. И я стояла у двери, не понимая, надо ли мне попроситься обратно, извиниться или уважать решение и остаться тут, а когда проходила какая-то учительница и спросила, что я тут делаю, я, сгорая со стыда и еле-еле борясь со слезами, ответила, что меня выгнали. Округлившиеся глаза учительницы мне нисколько не помогли справиться с эмоциями :)
И несмотря на тот случай, все воспоминания, связанные с ней, наполнены теплом и признательностью за то добро, которое мне было сделано, совершенно бескорыстно и с полной отдачей.
В 10–11-м классах, когда у меня в характере проснулось какое-то буйство и протест, только этот человек мог меня успокоить и заставить взять себя в руки. Как на подготовке к последнему звонку, когда я сцепилась с другой учительницей, которая меня раздражала, и на эмоциях начала высказываться (до сих пор считаю, что, хоть и было заслуженно, вела я себя неподобающе и зря так позволила себе говорить со старшей), только строгий окрик по имени вернул меня к реальности. А это кое-что да значит, потому что в том возрасте, захваченная эмоциями, я была самой себе неподконтрольна. Только глубокое уважение способно было меня вразумить.
Лишь благодаря её помощи и советам я решила поступать в иняз и записалась на курсы. Её работа со мной, поддержка и душевное участие сыграли огромную роль в том, что я поступила, отучилась сама и учила других. То есть в целом привели меня к тому, где я сейчас и какая я сейчас.
Не могу вспомнить, когда я стала по-особенному к ней относиться, не просто как к любимой учительнице. Бессознательно — наверное, с того самого первого дня. Сознательно — наверное, ближе к старшим классам.
Наши отношения, конечно, можно описать и как дружбу, как однажды в очередной мой приезд сестра ёмко охарактеризовала: «она приехала к подружке в гости» 😄
Но я ощущаю это как нечто большее. Так никогда и не побывав моим классным руководителем, этому прекрасному человеку задолго до выпуска удалось стать мне настоящей второй мамой (что не удалось сменявшимся классным руководителям). Потому что только от мамы можно чувствовать такую безусловную поддержку и любовь.
Мне хотелось бы рассказать всему миру, какое большое у неё сердце. Сколько в ней добра, света, любви, которыми она готова делиться со всеми, кто способен это почувствовать (что случится с каждым, кто не камень). Сколько она делает сверх того, что ожидается. Как увлекает энтузиазмом, какие интересные у неё всегда уроки, какие захватывающие рассказы, какие уютные посиделки, какая душевность от неё исходит.
Мне хотелось бы оградить её от всех несправедливостей и чёрствых людей, потому что её душа не заслуживает такого окружения. Конечно, я не могу, но всё горит во мне, когда только допущу мысль, что кто-то способен её обидеть или расстроить. Каждый раз думаю: неужели они слепые или совсем бесчувственные пни?!
В моей жизни в принципе очень мало таких людей. И я благодарю жизнь, в которой мы узнали друг друга и продолжаем поддерживать связь. Я искренне верю, что только на таких людях и держится мир.
- - -
За бесконечной поддержкой, которую она готова оказывать тем, кто в ней нуждается, за весельем и спокойствием скрывается чуткая, ранимая женщина, которой нужно, чтобы любовь и поддержка к ней возвращались. Так устроено в мире, что нельзя всё время только отдавать, нужно ещё и получать, подпитывать себя. И мне так хочется хотя бы чуточку этой любви и признательности вернуть.
Мне всей жизни не хватит, чтобы рассказать, как я благодарна Вам за всё. Как горячо люблю. Как желаю видеть здоровой, счастливой и довольной жизнью. Всех слов, которые я знаю на любом языке, не хватит, чтобы рассказать, что я чувствую. Потому что душа общается с душой без слов. Достойный Человек. Заботливая Мама. Добрый и верный Друг. Великий Учитель и Наставник.
🧡 Ольга Геннадьевна, от всей души поздравляю с Днём учителя! Вы навсегда в моём сердце 🧡 Вот такая вот, неизменно прекрасная, молодая и солнечная.
#благодарность #учитель #любимый учитель #с днем учителя #поздравление #поздравление #любовь #признательность