На связи команда FMT.JETLAG!
В июле к нам на почту прилетело письмо следующего содержания: «Привет, это Universal Music India, и мы хотим с вами снять хип-хоп клип!», что забавным образом совпало с моментом нашего выхода на индийский рынок — буквально за пару недель до этого мы собрались лететь в Дели на проект. Получив письмо, подумали — судьба!
Выйдя на звонок с продюсерами Universal Music, мы узнали, что на самом деле это не совсем случайность. Оказалось, что эти ребята следили за нами уже несколько месяцев, знали каждую нашу работу. Буквально — даже не удалось чем-то похвастаться и удивить — на все кейсы был ответ: «да-да, конечно, мы видели!» Более того (спойлер), через месяц, сидя с ними, задыхаясь в слезах от острой индийской еды, мы узнали, что этим продюсерам пришлось запитчить нашу команду двенадцати (!) вышестоящим инстанциям в лейбле. Но это уже отступление от темы.
Пойдем по порядку?
На первой встрече нам подробно рассказали о предстоящем релизе трека (You Know The Drill – Fotty Seven ft. Ellde Fazilka), о каждом слове в читке, значении и всех культурных отсылках. Что интересно, текст трека был транскрибирован латиницей на языке панджаби, его нельзя было просто так вбить в переводчик в гугле — поэтому мы получили подробный транскрипт с пояснениями от профессионалов.
Нам рассказали, что для любого индийского артиста важны его корни, принадлежность к определенному региону / штату страны, внутренней культуре родного места. И даже гангстеры, зачитывающие про то, как они сидят в своих тонированных черных машинах — не исключение. Прямо по тексту нашего трека — в одном и том же предложении артист Fotty Seven говорит не только о своей банде, татуировках, оружии, но и о трех индийских богах, которые его охраняют: Сай, Хануман, Шива. Помимо этого, рэпер упоминает важные места в его штате — Панджабе (вспомнили про Punjabi MC?), читает про индийского борца за справедливость и постукивает серебряными браслетами Када, которыми местные воины раньше защищались от ударов мечом.
Ребята из Universal Music завалили нас большим количеством других культурных референсов, которые мы с огромным интересом рассматривали всей командой. В частности, штат Панджаб известен отчаянными водителями тракторов, которые разгоняются, в движении ставят машину вертикально — и в таком положении начинают дрифтить на задних колесах! Это стало решающим фактором в нашем согласии на всю авантюру. Бюджет на проект был символический, но когда еще нам выпадет шанс оказаться ночью в индийском поле и увидеть панджабских трактористов, исполняющих трюки?
В поездку мы решили отправиться с Азаром Страто — легендой российского андеграунда. Через призму его взгляда искушенный зритель всегда заметит много необычных деталей, которые ловит камера Азара (среди работ: "Lotion Boy", "Нарушители Пустоты", "Бритва" и другие). Наш с ним проект Lotion Boy, снятый в Лондоне для британского рэп-исполнителя Octavian, запал в душу продюсерам Universal Music India. Оказалось, что команда лейбла — фанаты музыки Октавиана, съемки Азара и проектов Джетлага. Недолго думая, таким составом мы и решили ворваться.
Мы стали первой зарубежной креативной командой, которую большой индийский исполнитель пригласил для создания клипа. Нам была дана полная творческая свобода. Мы поставили перед собой почти документальную задачу, показать этот кусочек Индии максимально настоящим, аутентичным, без лишнего лоска Болливуда, который проглядывается в каждом индийском клипе. Для этого мы наняли трех локальных продюсеров — искать такие локации в Дели и Панджабе. Но наш формат оказался им непонятен.
Местные продакшн-команды привыкли к другому: арендовать павильон, выставить там свет, постановочную массовку и снимать на огромную кинокамеру. Поэтому весь месяц подготовки до нашего приезда в Индию стал битвой подходов — вместо пестрых, наводненных людьми, грязью и тук-туками (местными трехколесными такси-кабинками) улочек Дели мы получали фотографии пустых фабрик и студий. В ответ на нашу просьбу собрать комплект с Sony A7s3 и Red Komodo нам предлагали большие кинокамеры. Но, в итоге, очень помогли ребята из Universal Music, взяв на себя разбирательство с индийскими уловками и организовав нам практически все, что мы хотели.
Итак, ранним утром 14 сентября мы оказались в аэропорту имени Индиры Ганди.
Съемки шли шесть дней: три дня — в Дели (столице страны), три дня — в Чандигаре (столице штата Панджаб). По одному дню в каждом городе мы посвятили артистам, в остальное время скаутили локации и снимали саму Индию. Все дни мы были в постоянном движении, на ходу. Проезжали сотни километров в день, выходили, быстро снимали и снова ехали, чтобы увидеть как можно больше. Честно говоря, мы уже в первые два дня получили столько материала, что по объему можно было и из него собрать полноценный, достойный клип.
Работали маленькой командой. Почти все снято на обычную Sony AS73, и несколько кадров было сделано на Red Komodo и GoPro 11. Для нас было важно оставаться мобильными, иметь возможность остановиться посреди дороги и снять большую стаю голубей — или забежать в метро, чтобы проехать на поезде по мосту и запечатлеть огромную статую бога Хануман — или загрузить команду в тук-туки и буквально лететь по дороге без правил дорожного движения на главный рынок города.
Увы, не все было идеально: в Индии мы столкнулись с разницей в менталитетах и в стандартах видеопроизводства. Продюсеры ежедневно опаздывали — на один-два-три часа. Медленно реагировали на просьбы, где-то не могли пошевелить пальцем, чтобы решить проблему. Каждый день они находили, чем нас удивить: начиная подбором неверной техники и заканчивая неумением ориентироваться в собственном городе.
Но несмотря на некоторые сложности, все прошло успешно — и тут еще одно большое спасибо продюсерам лейбла Universal Music India, которые были на нашей стороне и помогали обходить и сглаживать возникающие проблемы. Мы побывали на реальном концерте артиста, успели увидеть настоящий ритуал в честь одного из богов региона — попробовать деревенский масала-чай, заснять омывание в реке и то, как символично бреют мужчин налысо — а также многое другое.
Наиболее ярко мы осознали, что все это стоило того, когда на шестую ночь съемок нас обдало облаком грязи из под колес неоновых тракторов. Зрелище было такое, что мы собрали толпу зевак, даже находясь на пустыре в полутора часах от города. Мы даже смогли посадить артиста на нос вертикально стоящего трактора и запустили другой трактор дрифтить вокруг! Скажем откровенно, артист чуть не умер от страха, но наша общая творческая задача дала ему мужество просидеть там несколько дублей.
Всем спасибо, ждем андеграунд.
И вот, спустя чуть больше месяца со знакомства с командой Universal Music India, мы уже летим обратно не только с драгоценным материалом на руках, но и с новыми грядущими проектами в планах. Для многих из нашей команды эта поездка в Индию была первой — и ожидания более чем оправдались. Ждите новостей. Будет много интересного.