ОНР - общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи – это патологическое развитие и функционирование речи в целом, всех ее компонентов. Это неправильное произношение фонем, нарушение грамматического компонента речи, скудный словарный запас и неправильное развитие фонематических процессов. При этом расстройстве у детей интеллект и слух остаются сохранными.
Недоразвитие выражается в неправильном произношении слов, иногда ребенок может сокращать слова до одного слога. Часто взрослые не понимают, что говорит ребенок. Ему трудно составлять и произносить длинные предложения, у него очень мало слов в постоянном употреблении, которые, чаще всего, он все-таки произносит неправильно.
Его можно разделить на 4 уровня в зависимости от серьезности:
1 уровень: У ребенка практически отсутствуют фразовые слова из-за крайне бедного словарного запаса. Ребенок активно использует жесты и мимику. Нарушение понимания речи. В первую очередь страдает грамматический компонент, тогда как понимание устной речи ориентируется на лексическое значение слов, а не на смысловую нагрузку. Произношение звуков и слов резко нарушено. Действительно, для этого уровня характерно полное или почти полное отсутствие общей речи.
2 уровень: словарный запас немного ниже нормы, но есть существительные, прилагательные, глаголы, местоимения. Ребенок умеет строить короткие предложения из 2-3 слов, при этом активно жестикулируя. Понимание речи нарушено, но ребенок воспринимает отдельные грамматические конструкции. В то же время возникают проблемы с пониманием числа, рода прилагательных, падежных окончаний при замене слов числами. При произнесении звука в слове могут наблюдаться искажения, добавления или смешения звуков.
3 уровень : Активный словарный запас максимально нормальный, но есть неточности в понимании и произношении некоторых слов. Ребенок строит предложения из 4-5 слов, но больше ему дать сложно. Понимание причинно-следственных и логических структур в предложениях может быть нарушено. Иногда слова могут содержать зелья, добавки или скачки звуков.
4 уровень: дефекты почти незаметны окружающим, но ребенок может путать слова со схожим значением, конструкции в сложных предложениях не всегда совпадают, иногда могут быть опущены слоги или звуки.
Причинами ОНР могут быть негативные последствия внутриутробного развития, а также проблемы в родах и послеродовом периоде. Инфекции и заболевания, передаваемые матерью, напрямую влияют на формирование речевого аппарата эмбриона. Отравление, удушье, резус-конфликт крови матери и ребенка – все это может стать причиной появления ОНР. Это также включает перенесенные инфекции и травмы головы в первые годы жизни ребенка. Еще одним очень важным фактором формирования здоровой речи является ближайшее окружение. Осваивая модели разговора, дети учатся строить свои собственные слова и предложения, поэтому пренебрежение этой областью развития или ее неправильное формирование может привести к серьезным проблемам в будущем.
«LOGO-SYSTEM» — новая методика работы с неговорящими детьми для формирования активной речи. Начинать работать с методикой можно уже с 1,5 лет ребенка. Другими словами, «LOGO-SYSTEM» – это запуск речи у неговорящих детей от 1,5. Программа работы рассчитана от 9 до 18 месяцев. Занятия проводятся для детей индивидуально в игровой форме. Продолжительность занятия – 30 минут, рекомендуемая частота занятий – 3 раза в неделю.
Цель методики: Формирование произвольной связной речи у неговорящих детей.
Задачи методики
- Формирование сенсорной чувствительности, речевого аппарата;
- Формирование сенсорной чувствительности, речевого аппарата;
- Формирование ощущений собственного тела;
- Формирования функций слухо-речевогогнозиса;
- Формирование слоговой структуры слова у детей с системной речевой патологией;
- Работа по формированию фразы у детей с алалией;
Метод показан детям:
- с моторной и сенсо-моторной аллии ;
с дислалией;
- с дизартрией, (стертая форма дизартрии и дизартрический компонент)
- с общим недоразвитием речи(ОНР);
- с задержкой речевого развития (ЗРР);
- с фонетическими и фонематическими нарушениями (ФиФН);
с заиканием.
Метод работы на занятии
Специалист произносит слоги, слово по слогам, указывая синхронно на фишки, выделяет голосом «ударную фишку». Дети пытаются воспроизвести это отраженно. Внимание ребенка концентрируется на ударном слоге, а затем все фишки, маркирующие безударные слоги, на глазах у детей сдвигаются вплотную к «ударной фишке». Затем специалист произносит слово слитно, выделяя голосом ударный слог. Дети пытаются воспроизвести такой способ произношения.
Структура занятия по методике «Logo-system»
Вводная часть – 5 минут (приветствие, установление контакта с ребенком, позитивный настрой на работу, мотивация, отработка индивидуального материала легкого уровня сложности для ребенка через пение);
Основная часть – 20 минут (массаж речевых зон, отработка индивидуального материала среднего и высокого уровня сложности для ребенка через пение);
Заключительная часть – 5 минут (закрепление полученного материала, выдача родителю домашнего задания, поощрение ребенка за работу, мотивация на следующее занятие).
В комплекте:
2 мелодии
Мелодия 1 — работа с гласными звуками;
Мелодия 2 — работа с согласными буквами.
26 карточек
Гласные звуки первого ряда: [а], [о], [у], [и], [э], [ы];
Согласные: все кроме [й], [ь], [ъ].
#алалия #аутизм #рас #зпрр #дизартрия #онр #логопед #дислексия #тюмень