Найти тему
Проект SFERA Live

На круги своя: Россия разорвала сделку века и завершила первый этап расширения БАМа

Оглавление

Пока одни взрывают, другие строят. Правда, второе на фоне некоторых новостей многими остаётся незамеченным. А зря. Завершение первого этапа модернизации БАМа и Транссиба имеет куда большее значение, чем вывод из строя «Севeрных потоков». Интересно и то, что эти два события неразрывно связаны историей 50-летней давности. Ведь Россия на прошлой неделе разорвала «сделку века». Что же всё это значит для страны и чего ждать дальше?

Project SFERA Live — Подписывайтесь...
Project SFERA Live — Подписывайтесь...

Сделка века «газ — трубы»

Взрывы на газопроводах стали финальной точкой в «сделке века» 1970 года. Тогда СССР и ФРГ договорились сотрудничать по принципу «газ в обмен на трубы». Это на 50 лет вперёд определило систему политико-экономических отношений стран Еврoпы. 

Газ с новых месторождений Западной Сибири поставлялся в ФРГ, а в качестве платы за него СССР принимал трубы большого диаметра и оборудование для обустройства этих месторождений. Сотрудничество предполагалось долгосрочное (на десятилетия) — и соглашение стало крупнейшим из всех советско-европейских и российско-европейских. Отсюда название — «сделка века».

На тот момент такой международный контракт казался взаимовыгодным. В СССР ввозимую немцами продукцию не выпускали. ФРГ же, благодаря «сделке века», развивала собственную промышленность, спокойно прошла нефтяной кризис 70-х и даже заняла лидирующие позиции по экономическим показателям среди других стран Еврoпы. СССР, в свою очередь, освоил новые месторождения, газифицировал некоторые населённые пункты и встроился в европейскую экономику.

-2

Релиз многофункционального приложения от самого амбициозного отечественного IT-проекта SFERA состоится совсем скоро. Приложение доступно для скачивания по ссылке. Благодарим за поддержку!

Project SFERA Live — Поставьте лайк...
Project SFERA Live — Поставьте лайк...

Вмешался Китай. Втянулись CША

Чего тут больше — плюсов или минусов, — судите сами, но именно в 1970-м СССР сосредоточился на поставках дешёвого трубопроводного газа и отодвинул на второй план развитие собственных технологий. Что же подтолкнуло страну к этому решению?

Любопытно, что в этом моменте чисто европейскую историю дополняет Китай и СШA. А началось всё с Приморского края, когда китайцы попытались занять остров Даманский. Советские пограничники дали отпор захватчикам. В результате (по некоторым данным) погибло примерно 800 китайцев, а СССР потерял 58 человек. Остров, к счастью, отбили — и погасили конфликт дипломатическим путем.

Но ситуацией воспользовались американцы. В надежде ослабить Союз они встали на сторону Китая и укрепили с ним отношения. СССР же сделал ставку на Евpoпу, в том числе на ФРГ, что и привело к заключению контракта «газ — трубы».

Project SFERA Live
Project SFERA Live

Оживляется стройка века. Заканчивается «сделка века»

Нападение Китая вернуло СССР к строительству БАМа. Из-за угрозы со стороны соседей отношение к объекту пересмотрели. Дорога могла здорово выручить в случае советско-китайской вoйны: развитая транспортная сеть — залог бесперебойных поставок для фронта. 

Но с распадом Союза ситуация изменилась. Угроза войны с Китаем российским властям видится мнимой, а отношения с Еврoпой — перспективными. Строительство БАМа сворачивают за ненадобностью.

А в 2000-х объект приобрёл особое значение: Россия начала готовиться выйти из «сделки века». К БАМу вернулись. В 2013-м утвердили комплексную программу модернизации магистрали. Вместе с тем роль Восточного полигона росла, и пропускной способности не хватало еще до пандемии. 

Project SFERA Live
Project SFERA Live

Когда диверсии не так страшны, как кажется

События этого года только ускорили темп работ. Огромные объёмы угля, нефти, зерна и других грузов нужно перенаправить с Зaпада на Восток. Успехи достигнуты значительные. На днях РЖД отчитались о завершении первого этапа работ по расширению Восточного полигона. Пропускная способность БАМа и Транссиба выросла до 144 млн тонн в год. Более того, параллельно шёл второй этап — и до конца года намечено выйти на 158 млн тонн.

Россия уже зарабатывает на экспорте по обновлённым магистралям 714 млрд рублей ежегодно. Причём расти есть куда. Ведь из-за ограниченной пропускной способности страна недополучает 2 трлн рублей, а значит, мы на верном пути.

Итак, по большому счёту диверсии на «Севeрных потoках» всерьёз навредить не смогут. Россия давно готовит новую модель экономических отношений, эти взрывы лишь ставят жирную точку на прежних отношениях с Еврoпoй. Но и Еврoпа, честно говоря, от нас не уйдёт. Географическое положение обязывает.

⛔Дзен продолжает пессимизировать наши публикации. Мы будем признательны, если вы просто поставите лайк и подпишетесь.

Автор:

Светлана Якушина

Читайте также:

Российский бизнес забрал контроль над контейнерными перевозками страны у европейской Maersk
Проект SFERA Live3 октября 2022
На новостях о кризисе на Западе фондовый рынок РФ взмыл в небеса, отыгрывая потери от «санкций из ада» (в aду начинается отопительный сезон)
Проект SFERA Live3 октября 2022
Материал создан при поддержке проекта SFERA