Найти тему
Сила - V правДе!

6. Когнитивный диссонанс

На село Юрченково, что в Харьковской области, стремительно спускалась кромешная тьма – здесь уже несколько месяцев не было света.

- Воздух! - скомандовал дежурный по пункту временной дислокации. Несколько теней опрометью рвануло в штаб, другие – в ангары, подвал, под деревья. Все были наслышаны, что с дронов укронацисты сбрасывают ВОГи (выстрелы осколочные гранатомётные, используемые в т.ч. для АГС. – Авт.).

ЧЕМ СБИВАЮТ ДРОНЫ

Прошлую ночь огонь по дронам открывали из автоматов – безрезультатно. В этот раз подготовились основательнее: начальник штаба заранее приказал снарядить пулемётные ленты трассирующими патронами. Чтобы было видно, куда летит очередь, и корректировать огонь.

Начальником штаба на тот момент у нас являлся Анатолий Сергеевич, полковник запаса, выпускник двух военных академий - им. М.В. Фрунзе и генерального штаба. Опытный офицер, долгое время прослужил в штабе дивизии.

Когда он прибыл в отряд, я ещё занимался расстановкой добровольцев по вакантным должностям. Посовещались с командиром и решили, что мне правильнее стать заместителем НШ при таком опытном начальнике.

Так и повелось.

И вот команда «воздух». Анатолий Сергеевич самолично хватает пулемёт, выбегает на улицу, на середину плаца и «трата-та-та-та» - в чёрное небо с мальчишеским задором летят жёлтые стрелы трассеров…

Куда там! Тёмное пятно медленно, покачиваясь, поднималось всё выше, дальше, пока совсем не растаяло.

- Ополченцы говорят: сбить дрон так, как мы палим, очень сложно, - заметил я начальнику штаба, когда вернулись в канцелярию.

- Да, Титан прав, пулемёт с трассерами – так, баловство, только позиции выдаём, - поддержал разговор заместитель командира отряда Герат. – Снимать «птичек» сподручней дробью, охотничьими ружьями. Надо будет ими разжиться…

И уже на следующий день разжиться удалось!

-2

Правда, не совсем тем, что искали, – на станции сельхозтехники обнаружили здоровенный дрон, что применялся для распыления удобрений на близлежащих полях. А также огромную, высотой в метр, початую бутыль вискаря на металлической подставке-качелях.

ОРДЕН СУТУЛОГО

И вот сижу я вечером в канцелярии, заполняю журнал боевых действий. Начальник штаба диктует. «Так, пиши. В 12.35 16 мая от местных жителей н.п. Юрченково в штаб отряда БАРС поступила оперативная информация, что на территории неработающего предприятия по обработке и хранению сельхозпродукции замечено нахождение двух подозрительных лиц, не проживающих в населенном пункте.

Начальником штаба отряда полковником *** принято решение о проверке данной информации. При обследовании помещений предприятия группой досмотра в составе начальника штаба отряда полковника *** и двух добровольцев минометной батареи обнаружен тщательно замаскированный беспилотный летательный аппарат DJI с запасными батареями, зарядным устройством, приспособленный для распыления боевых отравляющих веществ, а также обмундирование военнослужащих ВСУ. В дальнейшем в одном из боксов для ремонта техники задержаны двое прятавшихся граждан Украины с пропиской в н.п. Волчанске. При обследовании их телефонов выявлены фотографии с характерными признаками принадлежности к ВСУ (снимки в военной форме с оружием, на фоне военной техники, переписка в соцсетях с ярко выраженной русофобской направленностью). Задержанные для дальнейшего разбирательства вместе с документами и принадлежащими им предметами переданы в органы ФСБ н.п. Волчанска».

- Толя, за такой подвиг тебе орден положен, не меньше! – порадовался я за начальника штаба.

-3

- Ну, орден Сутулого точно положен, - улыбнулся командир отряда, достал из шкафа стаканы из «мятого» матового стекла, разлил по ним немного трофейного виски.

«Б***ь, бутыль початая, а что, если хохлы туда что-нибудь подсыпали? – подумал я тогда. – Ну и вообще: бойцам пить запрещаем, а сами…».

Вообще, в тот момент у меня случился когнитивный диссонанс: зная командира отряда, его осторожность, большой опыт службы, умение и даже любовь поучать всех и вся, я всё никак не мог взять в толк: за-чем. Зачем он сам фактически в открытую потворствует – в боевых условиях – употреблению спиртного? Снять стресс? Ну, особых боёв-то мы ещё и не вели. Установить неформальные отношения? Но они и так имеют место быть! Может, хочет кого-нибудь напоить, чтобы тот выдал потаённые мысли?

Ответ на этот вопрос пришёл далеко не сразу…

КОШМАР ХОДЯЧИЙ

А вот с задачей отбросить все сомнения по поводу участия в посиделках изобретательный мозг кадрового военного справился молниеносно: захотели бы укропы что-нибудь в бутыль подмешать – подмешали б и закупорили – не придерёшься. Бойцам выпивать запрещаем, потому что пить они не умеют! Не в состоянии вовремя остановиться. Ну и боеготовность страдает. Мы же - офицеры, а это совсем другое! Мы ведь так только, символически…

Тем более что как тут откажешься, если сам командир отряда наливает? «Сегодня не пьёшь – а завтра Родину продашь?!» Что-то в этой старой шутке было резонного, как мне показалось в тот момент…

Тем более что пункт временной дислокации по периметру оброс вполне себе качественными укреплениями, по углам установили бронеколпаки, обложили их мешками с песком, прорыли траншеи, ощерились пулемётами. Дежурная смена службу несла исправно. На постах появилась связь. До ближайшей передовой – не меньше десяти километров…

После трудового дня да за бокальчиком виски командира потянуло поругаться. Молодой, около 30 лет, командир стрелкового полка ДНР, которому был придан наш отряд, вёл себя, по мнению Евгения Юрьевича, вызывающе. Команды – бестолковые, подчинённые – лентяи, дисциплины на блокпостах – никакой, координация между батальонами – нулевая.

- И при всём при этом он мне задачи будет ставить? – возмущался командир.

Вторил ему Герат, его заместитель. Тому тоже начальники все не нравились, вплоть до министра обороны.

- Шойгу он кто, военный что ли? Он красноярский политех окончил! – критиковал Сергея Кужугетовича зам. командира. – Вообще не военный. «Пиджак»! И как таких людей ставить оборонным ведомством командовать? Ну, как, скажи мне?!

- У Шойгу всё окружение – кадровые военные, - осторожно возразил я. - Сердюков что ли лучше был?

- Титан, ну, ты вспомнил… Сердюков это вообще - полный писец! Кошмар ходячий… Но Шойгу ничуть не лучше.

Откровенно говоря, что-то было разлагающее в этих словах... Идёт специальная военная операция. Какой смысл ругать своё руководство? И, главное, кому? Человеку, прошедшему Афган, Чечню, Сирию… Опыт у мужика большой, всю жизнь воюет. Разве не знает, что во время войны критиковать командиров себе дороже?

-4

ДЕЖУРНЫЙ

Чтобы не пускаться в дискуссию, вышел из канцелярии проветриться.

Подходит дежурный, спрашивает закурить. Я не курю, но в кармане на всякий случай держал пачку сигарет.

Отдаю её и говорю: слушай, сходи на кухню, скажи зам. по тылу, чтобы принёс штабу что-нибудь перекусить – сырку там, хлебца, ещё чего-нибудь…

Тот: без проблем, сделаю! И исчезает.

Возвращаюсь в канцелярию. Там всё продолжают галдеть, ругаться.

- Слушайте, мужики, ну, может, хватит уже? Сколько можно! Идёт война. Личному составу выпивать мы запрещаем, а сами тут уже по стакану лупанули. Бардак развели. Командование ругаем. У нас телефон «эровский» стоит, прослушивается наверняка. Ну, вы что, совсем уже с дуба рухнули?

Подхожу к телефонному аппарату, наклоняюсь к нему и говорю:

- Товарищ майор! Поскольку спать всё равно не дают, пусть повар нам бутербродов с сыром принесёт.

- Титан, ты что, совсем пьяный? – засмеялся начальник штаба. – Всё! Ему больше не наливать.

Проходит минут пять, стук в дверь, на пороге возникает повар с подносом, а на нём – хлеб с сыром, печенье, апельсины…

Мужики посмотрели так на меня, переглянулись. Зам. по вооружению скривился – ему я недавно совсем рассказывал, что занимался выпуском газеты органов безопасности…

- Ладно, спать пора уже, - Евгений Юрьевич подхватил свой автомат и вышел. Разошлись и остальные.

Я тоже улёгся. Всё как обычно: автомат рядом с кроватью, пистолет на предохранителе в кобуре, фонарик – под подушку. Долго ли, коротко ли… Казалось, только сомкнул глаза, вдруг стрельба. Мгновенно скатываюсь под кровать, хватаю автомат. Смотрю по сторонам – соседние кровати все пустые, аккуратно заправленные. И никого нет. Кричу:

- Дежурный! Дежурный!!!

В дверях появляется сержант.

- Что случилось?!

- Так это… на первом посту стрельба. Кто-то ходит, пароль не знает. Разбираемся.

- А где все? – окинул комнату взглядом.

- А вы разве не знаете? Их всех ночью забрали!

- Как забрали… А я?

- А вас нет! Очень уж товарищу майору ваша шутка про бутерброды понравилась.

И тут я проснулся.

Сел, нащупал фонарик, включил его. Луч света скользнул по кроватям. Я был в полной уверенности, что он выхватит из темноты силуэты спящих товарищей.

Но в комнате кроме меня никого не было.

- Де-жур-ный!

Продолжение - "7. Помогла дохлая рация".

Начало здесь (см. "1. Добровольцев становится больше").

Подписка на канал https://dzen.ru/svp

#специальная военная операция #сво #война на украине #добровольцы #добровольцы барс #геополитика #победа #победа будет за нами