ВОПРОС:
Добрый день, Настя. Мой пёс 6 лет — ризеноподобный кастрат. Живем за городом, у него 25 соток под присмотром. Но если бы не размер и чёрный цвет, ничего бы не защитило наше имущество. К калитке может даже не подойти, если стучат. Был опыт, дети забыли ключи и стояли минут 30, стучались, а пёсель лежал и только увидев меня потрусил к калитке. На прогулках никто не враг, хозяйка, наверно, в его глазах из титана, чего её защищать, кого-то облаивать? Он стороной оббегает одиноких путников и славно проводит время. В последнее время приноровилась, беру его поводок и как бы защищаю прохожих от большущей собаки. Так хоть самой спокойнее. Как выход — пригласить специалиста по дрессуре? Растравить, как говаривали на курсах по ЗКС? Темперамент пса нас устраивает, мы счастливо живём за одним забором. Я знаю, что дети от него не пострадают, бабушки, родственники и т.п., кто бывает, все принимаемы псом, облизаны.
ОТВЕТ:
Некоторые мои соратники по команде БО.big, увидев этот вопрос, немедленно позавидовали его хозяйке и сказали: «Хочу такую же собаку». Да и саму хозяйку темперамент пса устраивает. А проблема тут, как мне кажется, в завышенных ожиданиях от БЧС (большой черной собаки). Ведь песья мифология гласит, что преданный зверь обязан защищать имущество и своих людей, и в этой мифологии «лает» равно «защищает». Я не зря здесь упомянула моих соратников, они на себе почувствовали, что такое собака, которая облаивает прохожих и громко реагирует на любой шорох за воротами. Это не охранная собака, это тревожная собака — с соответствующим темпераментом, который сильно отличается от описанного в вопросе. И не в лучшую, на взгляд большинства владельцев, сторону.
Итак, почему собака не охраняет? Во-первых, потому что этой конкретной собаке такое неинтересно. Судя по всему, она спокойный и уверенный в себе пес, который не ждет от людей подвоха, не видел от них зла и не волнуется от их присутствия.
И это хорошие новости, потому что в противном случае с этой собакой жить было бы сильно сложнее. Например, пса нельзя было бы отпустить гулять без поводка, если бы он бросался с лаем на прохожих. Он бы мешал спать по ночам, потому что лаял бы не только на нарушителей границ участка, но и на многие другие стимулы. Он бы, возможно, пытался с участка убежать, чтобы проверить, кто там ходит вокруг.
Во-вторых, чтобы собака охраняла, ее надо этому учить. Причем учить отдельно охране участка и охране проводника на улице. Это два больших раздела защитной дрессировки, которые нельзя быстренько прогнать за один выезд кинолога на дом. Так что это еще и очень дорого. Объясню, почему. Есть псы, у которых сильны территориальные инстинкты, и они сами начинают защищать участок или дом, где живут. Но чтобы взять эти инстинкты под контроль, нужно проделать большую работу, иначе ваш пес может запросто покалечить почтальона или ребенка, который ошибся калиткой и зашел к вам случайно.
Около года назад у меня на даче произошел случай с охранной, но необученной собакой. Во дворе у соседей жила среднеазиатская овчарка. Каждый раз, приезжая на дачу, мы слушали ее яростный лай на нас через забор и радовались, что забор высокий.
Мы даже уже привыкли к этому бесконечному лаю, научились с ним обедать, засыпать и уходить по делам. Но однажды у нас сломался интернет, и мы вызвали мастера, чтобы починил его. Мастер был неместным, но наш двухквартирный дом нашел правильно, а вот номер квартиры перепутал. По телефону я ему сказала, чтобы входил в калитку — она будет не заперта. И он вошел, но не в нашу калитку, а в соседнюю. Прямо на пороге его встретила среднеазиатская овчарка и без долгих прелюдий прокусила ему грудь. Вместо ремонта интернета, я обрабатывала глубокие дыры на груди мастера и вытаскивала его из обморока, в который он отъехал из-за болевого шока.
К чему эта длинная история? К тому, что вы можете, конечно, растравить вашего кобеля. Но, чтобы он оставался безопасным членом общества, придется потратить еще уйму времени на то, чтобы взять все это под контроль. Если научить его кусать людей, важно, чтобы он кусал только тех людей, которые представляют реальную опасность. И чтобы потом в суде это признали допустимой обороной, если все же покусал опасного человека. С юридической точки зрения очень сложно доказать, что ваш пес укусил за дело, а не вы его натравили на простого прохожего. И вам придется отвечать, если укушенный подаст в суд.
Умеющая кусать людей собака — как заряженное оружие, которое надо прятать в сейфе и не давать его в руки никому. Собаку придется все время держать под контролем, и вы уже не сможете просто пригласить гостей или оставить ее тусить в одном дворе с детьми и их друзьями. Кстати, если собака решит защитить ваших детей от их друзей, она не будет слушать команды ребенка, не ребенок же ее обучал защитным навыкам. Команды бабушки тоже, скорее всего, не будут иметь влияния. Пес просто примет решение, что близким нужна защита, и кого-то покалечит.
Именно поэтому я всегда рекомендую, чтобы дом охраняли сигнализация и камеры видеонаблюдения, а не собака. А хозяев охранял струйный перцовый баллончик.
А если заниматься с собакой защитными видами дрессировки, то делать это надо из спортивного интереса и с готовностью работать в долгую, не бросая занятия в середине, когда собака уже умеет кусать людей, а управляться в момент такого рода возбуждения не умеет.
Некоторые владельцы мне на эту всю тираду возражают: «Мы не хотим, чтобы он кусал, мы хотим, чтобы он лаял на нарушителей». Дело в том, что причина собачьего лая — это возбуждение любого рода. Или выученное поведение. Если ваш мистер йорк лает на других собак — это не значит, что он вас от них охраняет. Это он возбудился то ли от желания скорее с ними поиграть, то ли от желания отогнать их от себя, потому что боится. Ну или вы дали ему команду лаять, которую предварительно разучили. Это можно сделать, но не советую, потому что потом бывает сложно избавиться от лишнего лая. Когда пес понимает, что вам нравится его голос, он начинает подавать его, даже когда вам не нравится. Этот фарш очень сложно провернуть назад.
То же самое с чуваком из вопроса — раз он не лает, значит его не возбуждают чужаки. И, конечно, он не думает, что «хозяйка из титана». Он просто не боится того, что происходит вокруг, поэтому и не лает. И это логично, ведь на вас на прогулке никто не нападает — какой смысл лаять на просто проходящих мимо людей?
Моя собака Лидуська училась защите. Я даже показывала одну из ее тренировок в видео на ютубе. И она никого не облаивает на прогулке. И спасибо ей за это, потому что она тоже большая черная собака, и в городе было бы сложно объяснять людям, почему она на них орет. Но Лидуська реагирует телом (а не голосом) именно на реальную опасность (это один из важных пунктов обучения защите). Она встает в стойку и дыбит шерсть, если кто-то делает резкие движения в мою сторону, или подкрадывается сзади, или угрожает словесно. Лаять она начинает, когда мы берем ее за шлейку специальным хватом. А если отзываем и сообщаем, что никакой опасности нет, она успокаивается и больше не имеет претензий к окружающим. И хорошо, что она лишь обозначает опасность и не пытается ее ликвидировать без команды. Охранные собаки — плохое оружие против большинства реально опасных людей.
Реально опасные люди не будут церемониться с собакой. И во власти собаки лишь задержать их и дать вам время, чтобы скрыться, иногда жертвуя жизнью. Против травмата или ножа далеко не все охранные собаки устоят.
В общем, на месте автора вопроса я бы наслаждалась жизнью со спокойным псом, а для защиты использовала бы более технологичные инструменты. А если есть интерес научить пса быть охранником, то обратилась бы к профессионалам и выделила бы на это минимум год активных тренировок. Мы с Лидусей, к слову, защитой занимаемся уже года четыре. Но это только потому, что Лидусе эти тренировки нравятся, а не потому, что я рассчитываю на то, что она защитит меня от реальной опасности. Я сначала пущу в ход свой арсенал и только в крайнем случае буду пользоваться собакой. Ну и мне важно, что, научившись кусать людей, моя собака никогда не будет принимать самостоятельно решение их укусить.
Задать вопрос в рубрику «ОтБОрный ответ» можно на сайте, я выбираю лучший и каждую неделю отвечаю на него здесь.
Фото Orna Wachman, обработал Ренат Муртаев