Найти тему

Три главных сферы развития ребенка: как ничего не упустить, все успеть и когда на самом деле поздно.

Современные родители в стремлении дать своим детям все самое лучшее, особенно в области развития и образования, порой совершают массу ошибок. Пытаясь обмануть природу, тренируют на детях новомодные развивающие методики. Тешат свои родительские амбиции в попытке научить ребенка делать что-то раньше и лучше сверстников. Но, зачастую лишь обкрадывают самого ребенка, забирая и направляя его внимание, время и энергию на то, к чему он еще не готов. Таким образом, ребенок не проходит и пропускает важные и нужные этапы развития, без которых невозможно развитие тех или иных умений и навыков в будущем.

Делая акцент в развитии детей на чем-то одном (например, только физическом или только интеллектуальном развитии), нарушается естественный баланс, который заложен самой природой. Слабое физическое развитие ведет к низкой нейродинамике, слабому иммунитету, недостаточному развитию крупной и мелкой моторики, а значит и головного мозга ребенка. Проблемы с нейродинамикой повлекут за собой проблемы с памятью, вниманием, концентрацией. Проблемы с пространственной ориентацией – сложности в изучении математики. Ослабленный интеллект – к сложностям в обучении и освоении навыков. Запущенная эмоционально-волевая сфера – к трудностям в социализации, понимании и управлении своими эмоциями и т.д.

Что делать?

Главное, не спешить. И разобраться с тем, что действительно важно для развития.

Гармоничное развитие ребенка начинается с момента его рождения, с первых дней жизни и строится на трех важных опорах – трех сферах: физическое, интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие.

Гармоническое развитие – это баланс этих трех сфер. Перекос в ту или иную сторону в развитии отразится на личности ребенка, его характере, здоровье (физическом и ментальном), социализации и успешности в будущем.

Физическое развитие. Без ежедневной полноценной физической активности невозможно развивать у ребенка силу, выносливость, гибкость, ловкость, скорость, ощущение пространства и своего тела в пространстве, крупной и мелкой моторики. Физическая активность способствует укреплению мышц, опорно-двигательного аппарата, организма в целом, иммунитета ребенка. Прогулки на свежем воздухе, спортивный комплекс дома, ежедневная гимнастика, периодичные и системные занятия спортом, активный образ жизни – все это реально встроить в жизнь каждой семьи.

Интеллект – это способность к мышлению или совокупность умственных способностей, позволяющая решать разные жизненные задачи. Способность узнавать и усваивать что-то новое, анализировать информацию, планировать что-либо, понимать идеи, достигать целей и адаптироваться к новым условиям и реалиям. Любопытство, гибкость ума, критичность, логика — все это характеристики интеллекта. Существует немало настольных и развивающих игр, игрушек, занятий, увлечений, помогающих в развитии разных видов мышления. Регулярность занятий способствует успешному развитию интеллекта. Важно заниматься не от случая к случаю, а каждый день. По чуть-чуть, но узнавать что-то новое, играть, пробовать, создавать, творить, тренировать разные виды мышления.

Эмоционально-волевая сфера один из компонентов психики ребенка. Получая информацию из внешнего мира, ребенок дает ей оценку. Эта оценка выражается в эмоциях, которые он проявляет в чувствах. Сначала ребенок не умеет держать под контролем эмоции. Для этого нужна волевая регуляция, которая у него пока еще не сформирована. Но постепенно, подрастая, он овладевает навыком самоконтроля. Хороший эмоциональный фон, любовь родителей, здоровая привязанность, отсутствие сильных стрессов — все это формирует благоприятную среду для развития. Важно дать ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно, поддерживать и поощрять.

Развитие ребенка не равно дорого, сложно, трудно.

Гармоничное развитие = естественное развитие, соответствующее возрасту и способностям ребенка. Родителям под силу справится с задачами гармоничного развития, если подходить ко всем процессам с любовью, умом, терпением, регулярностью и знанием дела.

Ребенок в своем развитии проходит определенные сензитивные периоды, имеющие свои характеристики и особенности. Родителям важно изучить особенности этих периодов и учитывать это, создавая развивающую среду и продумывая стратегию развития ребенка.

Так, например, до трех лет активно развивается двигательный интеллект и мозг ребенка развивается через движение. В этом возрасте важно давать возможность пробовать, делать, открывать, двигаться, нажимать, наливать, собирать, перемешивать и т.д. – движение с целью – одна из главных характеристик возраста. Поэтому любые кроватки, манежи, ходунки, коляски на прогулке, велосипеды с ручкой для родителя, завязанные шкафы, интерактивные игрушки будут ограничивать естественной развитие ребенка.

Более подробно о сензитивных периодах поговорим в следующей статье.