Найти тему
PSY MAT

ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ? ВВЕДЕНИЕ.​​

ЧТО ТАКОЕ СОЗНАНИЕ? ВВЕДЕНИЕ.​​

#Что_такое_сознание

В школе на биологии говорили, что человек - животное социальное. Учительница приводила в пример мальчика - маугли, которого воспитали животные в лесу. Он не мог говорить и несмотря на то, что был ловким в движениях, уровень умственного развития остался на уровне ребенка.

Что это означает? Сразу ясно - речь. Если нет говорящего окружения, человек не заговорит. Социальные и бытовые навыки - отсутствуют. Если твое поведение формирует пример поведения животного - сильно рискуешь остаться животным. Психика в целом формируется совершенно не по человеческому сценарию, то есть врожденной программы недостаточно.

Человек большое, сильное животное, чей окончательный облик, как бриллиант, ограняет социум. Человек является членом общества, и поэтому его психические свойства формируются под решающим влиянием общественных условий жизни. Именно в зависимости от условий жизни и деятельности человека в обществе развивается его психика, сознание.

Надо сказать пару слов о том, что такое сознание. Одно из классических определений звучит так: сознание - это свойство высокоорганизованной материи отражать действительность. Высокоорганизованная материя это мы с вами, наш мозг и даже все общество. Источником ощущений, представлений, мыслей является внешний мир.

Однако, не стоит понимать опосредствование мира через сознание как отражение в зеркале. Человек не пассивно воспринимает окружающую среду. В отличие от животного, он активно воздействует на все вокруг, познаёт в практической, совместной деятельности. В этой активной деятельности и возникают образы тех материальных предметов и явлений, которые через посредство органов чувств действуют на наш мозг, отражаются в нём.

Зарождение сознания - долгий эволюционный процесс влияния опыта на следующий опыт. Как проточеловек, так и ребенок, сначала продуцируют спонтанную, нативную деятельность, повторяя за тем, кто рядом. Один опыт накладывается на другой и выводит из себя третий и так далее.

Наверняка вы можете экстраполировать этот процесс и на свой собственный опыт. Так как мы не помним себя с самого детства, можно припомнить начало новой для нас деятельности. Сперва активируется наблюдение, потом первые попытки, сопоставление результатов своей деятельности со своими ожиданиями, с успехами других, многократное повторение и тд.

Все психические процессы всегда протекают в какой-либо деятельности. Они не могут быть поняты вне зависимости от деятельности человека как члена общества, живущего и активно действующего среди других людей, в определённых общественных условиях.

Во всей этой долгой и запутанной истории важнейшую роль играет речь - вторая знаковая система присущая только человеку и качественно отличающая его от всех остальных животных, но, боюсь, этот пост и так не все дочитают до конца. Поэтому про речь расскажу в другой раз.