Я приехала в Англию в 1992 году. Это так давно, что успело пройти полжизни. Недалеко от моего дома находится камень коронации, место где короновали англосаксонских королей больше тысячи лет назад. Сегодняшние англосаксы мало похожи на своих средневековых предков. Те были свирепы и яростны. После норманского завоевания, они утратили пыл, отошли в тень, из которой вышли только к шестнадцатому веку. Но к этому моменту в стране возникло много сдержек и противовесов, которые образуют внутренний каркас кастового общества с минимальным социальным лифтингом, но с хорошо очерченными стратами. Все это находит явное отражение в литературе, но извне это трудно увидеть.
Внешний читатель обычно не видит многого в английской литературе. Я сужу по блогам. Возьмем к примеру английский детектив. Хотя как известно жанр детектива связан с именем американца Эдгара По, очень скоро в жанре стали господствовать англичане. Поскольку сюжетообразующими элементами детектива являются преступление, расследование и разгадка, то жанр хорошо вписался в английский менталитет с его рациональностью, смешанной с фантастической любовью к сплетням. Английский детектив - это эдакий вариант судоку или кроссворда, где надо выявить мотивы других людей. Хотя наши литературоведы этого не отмечают, в английском классическом детективе обычно много подозреваемых и у каждого есть мотив. Вопрос состоит в том, кто из всех потенциальных преступников это сделал. Можно сказать, что вершиной английского детектива является "Убийство в Восточном экспрессе", когда правильный ответ - все.
Обычный английский любитель детектива очень отличается от любого другого. Ему абсолютно неважна правдоподобность мотивации убийства, например. Такая мотивация может быть полнейшей чушью. Вспомните серии из "Чисто английского убийства". В большинстве серий можно сказать, что мотив убийства притянут за уши. И, заглянув на Лайвлиб, можно увидеть довольно низкие оценки. Тоже касается и Кинопоиска. Но англоязычном сегменте будут высочайшие оценки. Можно, конечно, вспомнить Задорнова с его "Ну какие же они дебилы!" Но вот в чем фишка: англичанин читает детектив не ради правды жизни. Он разгадывает загадку и только. Все! Ничего более. От автора требуется создать запутанный сюжет, который можно распутать. В смысле реализма требование одно: герои должны жить как обычные нормальные англичане в обычных английских домах и вести предсказуемый образ жизни в своих сельских или городских общинах. Чтобы не отвлекало от поиска разгадки, какой бы дикой она не была с точки зрения мотива.
На русский язык не переведено огромное число классических английских детективов, пользующихся гигантской популярностью в Англии потому, что и издатели наши ищут художественную литературу в детективе. Но английский детектив построен на мастерстве сложноструктурированного сюжета. Недавно один мастер жанра написал, что иностранцам нравятся Конан Дойл и Агата Кристи. Они, конечно, хороши, но мы же, мол, считаем их довольно старомодными и морализаторскими. И это правда.
Конечно, современный английский детектив - это Ричард Осман. Но это и Л Джей Росс, Иэн Мур, Рис Боуэн, Дэвид Блейк и Фейт Мартин в точно такой же степени. Я их люблю с тех пор как научилась у соседей как их надо читать. Иногда просто хочется сесть и все их перевести. Хорошо, что издается Боуэн.
Но это немного не то, за что она пользуется любовью у читателей.
Хорошо, что издается Мартин.
Это как раз то, за что ее любят. А вот другие авторы пока не переводятся. Прямо очень-очень советую их издавать. Я их читаю на английском. Но очень классно, если они будут и в у нас.