Найти тему
Фонд Теософия

Научно-исследовательский семинар "Тайная Доктрина Елены Петровны Блаватской", Рампракаш М.Л. (Индия) 27 марта 2021 год

Объединенная Ложа теософов Индии (Бангалор. Индия), Рампракаш М.Л.

Тайная Доктрина - IV Шлока I Станца «Семи Путей К Блаженству Не Было. Не Было И Великих Причин Страдания, Ибо Не Было Никого Для Порождения Их И Обольщения Ими».

Несколько мыслей разделяет этот ученик о своем понимании рассматриваемой Шлоке. Некоторые перекрестные ссылки из "Тайной доктрины" и "Разоблаченной Изиды" приводятся для лучшего понимания некоторых из этих высказываний.

Учитель говорит, что Станца 1 дает описание Небытия или Абсолютного Бытия после всеобщего растворения, во время Маха-Пралайи и до первого пробуждения Космического пробуждения. Логично, что такое состояние непознаваемо, так как триединое разделение Одного на познающего, вещь, подлежащую познанию, и знание разрешаются и сливаются в Абсолютное Единство.

Красота Станц состоит в том, что Строфы дают нам возможность созерцать абстрактную концепцию Абсолютного Непознаваемого посредством ряда отрицаний, а не это: что Это не есть ни один из абстрактных принципов и сил Космического строительства, которые периодически излучаются из Этого и, наконец, сливаются с Ним; в то же время в самом отрицании того, что не существует, нам предоставляется возможность заглянуть в прогрессивные стадии космического проявления и тайны Бытия, как прелюдия к более позднему, более подробному изложению Космогенезиса.

В рассматриваемом стихе нам внушаются три важных метафизических трюизма : Семь Путей, двенадцать Нидан, которые связывают души с обусловленным существованием, и, наконец, философия Майи-Иллюзии.

Семь путей

В Трудах Ложи Блаватской Е.П. Блаватская учит, что “семь путей к блаженству” - это определенные способности, которые ученик узнает больше, когда углубится в оккультизм. Семь путей описываются как “лучи света, падающие на пути, ведущие к мудрости”, а в астрономическом и физическом смысле - “семь Лучей, свободно падающих из макрокосмического центра, семь принципов в метафизическом, семь Рас в физическом смысле”.

Мы можем составить смутное представление об этом трюизме, если вспомним, что семь принципов человека, микрокосм, происходят от Макрокосмических семи Сефирот, или семи планетарных духов, и неразрывно связаны с ними, и что ”Небесные Дхиани-Будды” являются “Звездой-Ангелом” каждой Индивидуальности.

“Звезда, под которой рождается человеческое Существо, - говорит Оккультное учение, - будет вечно оставаться его звездой на протяжении всего цикла его воплощений в одной Манвантаре. Но это не его астрологическая звезда. Последний связан с личностью, первый - с Индивидуальностью. “Ангел” этой Звезды, или Дхьяни-Будда, будет либо руководящим, либо просто руководящим “Ангелом”, так сказать, в каждом новом перерождении Монады, которая является частью его собственной сущности, хотя его проводник, человек, может навсегда остаться в неведении об этом факте. Каждый адепт имеет своего Дхьяни-Будду, свою старшую “двойную Душу”, и они знают ее, называя “Отцовской Душой” и “Отцовским Огнем". "Однако только при последнем и высшем посвящении они узнают его, когда оказываются лицом к лицу с ярким “Образом".

-2

Двенадцать Нидан

Карма, как нас учат, - это непрерывная, безошибочная тенденция во Вселенной к восстановлению нарушенной гармонии, во время которой существа, вызвавшие нарушение, ощущают последствия как удовольствие или боль. Ниданы приводятся в движение действиями, совершаемыми для достижения того, что удовлетворяет личные желания.

Нужно медитировать на двенадцать причин существования. Это коллективные действия существ всех уровней, которые через Ниданы вызывают возрождение вселенных в бесконечных циклах существования-Маха-Майя, Великая Иллюзия.

Двенадцать причин существования, приведенные в Теософском Словаре, таковы:

  • Говорят, что бестелесная душа возвращается в физическую жизнь через одну из четырех гун, называемых чатур-Йони: рождение из утробы, как это делают млекопитающие; рождение из яйца, как птицы и рептилии; из влаги и воздуха, как микробы, насекомые и т. д.; и, путем внезапной самотрансформации, как Бодхисаттвы и Боги;
  • Дряхлость и смерть, джара-марана, после зрелости скандх;
  • Бхава, кармический посредник, который ведет каждое новое живое существо к перерождению в том или ином образе существования на Трайлокья и Гати (мир желаний, мир форм и мир бесформенного);
  • Упадана, творческая причина Бхавы, которая, таким образом, становится причиной Джати, или рождения, которое является следствием, эта творческая причина-цепляние за жизнь;
  • Тришна, любовь, чистая или нечистая.
  • Ведана, или ощущение; восприятие чувствами (5-я скандха);
  • Sparsa, чувство осязания;
  • Чадаятана: органы чувств (пять органов чувств и ума, на физическом или низшем манасическом и духовном или высшем манасическом планах);
  • Наама-рупа: личность-форма с именем и формой, символ нереальности материальных феноменальных проявлений;
  • Виджняна: совершенное знание каждой воспринимаемой вещи и всех объектов в их сцеплении и единстве - (Потому что Высший Манас непосредственно связан с Виджняной);
  • Самскара: действие на плане иллюзии (Впечатления, оставленные в уме индивидуальным действием, которые, подобно семенам, прорастают, приводя к будущему рождению);
  • Авидья, или отсутствие истинного восприятия, Невежество ;

Мы можем вспомнить превосходный отрывок из "Разоблаченной Изиды", научное изложение причины рабства и пути освобождения посредством уничтожения Невежества – Авидьи:

“Нирвана означает уверенность в личном бессмертии в Духе, а не в Душе, которая, как конечная эманация, должна, конечно, разложить свои частицы, соединение человеческих ощущений, страстей и стремления к некоторому объективному виду существования, прежде чем бессмертный дух Эго будет полностью освобожден и отныне защищен от дальнейшего переселения в любой форме. И как может человек достичь этого состояния до тех пор, пока Упадана, это состояние стремления к жизни, к большей жизни, не исчезнет из чувствующего существа, из Аханкары, облеченного, однако, в возвышенное тело? Именно " Упадана", или сильное желание, порождает Волю, и именно воля развивает силу, а последняя порождает материю, или объект, имеющий форму. Таким образом, бестелесное Эго, благодаря единственному бессмертному желанию в нем, бессознательно создает условия для его последовательного самопорождения в различных формах, которые зависят от его ментального состояния и Кармы, хороших или плохих поступков его предыдущего существования, обычно называемых "Заслугами и Недостатками". Вот почему "Учитель" рекомендовал своим нищим культивировать четыре степени Дхьяны, благородные "Пути Четырех Истин", то есть постепенное приобретение стоического безразличия к жизни или смерти; это состояние духовного самосозерцания, во время которого человек совершенно теряет из виду свою физическую и двойственную индивидуальность, состоящую из души и тела, и, соединяясь со своим третьим и высшим бессмертным "я", реальный и небесный человек сливается, так сказать, с божественной Сущностью, откуда его собственный дух исходил, как искра из общего очага. Этот Архат, святой нищий, может достичь Нирваны еще на земле; и его дух, полностью освобожденный от оков "психической, земной, дьявольской мудрости", как называет ее Иаков.…”

-3

Философия майи

Вселенная называется Майей, потому что все в ней временно. Вне Абсолютного Единства, в котором циклы существования, вращаясь, появляясь и исчезая, являются циклами Майи. Майя - иллюзия существует в наших способностях восприятия, которые дают нам представление о части целого, и ту часть, которую мы видим, мы ошибочно принимаем за реальность. Эго должно исчерпать все переживания всех планов проявленной вселенной, чтобы прийти к самосозерцанию Высшей Реальности за пределами Индивидуальности и слиться с Ней.

Только через бесконечную череду перерождений на протяжении всей Великой Эпохи Брахмы, усваивая опыт многообразных существований на всех планах Бытия—“отражение Махата в его различных степенях интенсивности” - человек избавляется от иллюзии личного существования и “сливается с Абсолютом, становится единым с Ним и продолжает полностью владеть Парамартхой”.

Фонд содействия развитию социально значимой и просветительской деятельности «ТЕОСОФИЯ»