Я приветствую всех любителей волейбола. Это вторая часть большого интервью Алексея Вербова, если вы не видели первой части, тогда переходите на канал и ознакомьтесь с ней.
«Женский волейбол – упрощенная версия мужского»
– Ваш ассистент Вячеслав Кургузов уже в штабе сборной России. Как это вышло?
– А он там не первый год. Ещё при Туомасе Саммелвуо привлекался. Я считаю, что подключение молодых специалистов на такие стажировки правильно и полезно. Сейчас у Константина Брянского в плане волейбола было четыре помощника – Кургузов, Олег Согрин, Алексей Бабешин и Максим Ворежонков. Вячеслав живёт волейболом. Я его давно знаю и доверяю ему. Он может выполнять много функций – помочь и с мячами, и с тактикой, и с анализом, и с альтернативным мнением. Думаю, он нам поможет. Прежний ассистент Константин Сиденко меня полностью устраивал, но он летом перешёл в женский калининградский «Локомотив».
– Вы расстроились?
– Как тренеру мне жаль, что я лишился такого помощника. Но мы с Константином хорошие друзья и я понимаю, что таких шансов каждый день не бывает. Когда он сообщил о предложении «Локомотива», уже было видно, что он хочет принять этот вызов. Разумеется, «Зенит-Казань» не стал ему препятствовать. Желаю Косте удачи! Понимаю, что ему будет очень непросто. Он пришёл в чемпионскую команду, состав которой очень серьёзно обновился. Сейчас у него будет совершенно другой уровень ответственности, совсем другая психология игроков.
– Кто-то считает, что женский волейбол это вообще другой вид спорта.
– Надеюсь, никто не обидится, но мне кажется, что женский волейбол это упрощенная версия мужского. Всё медленнее, проще. В плане скорости и силы мне больше нравится смотреть мужской волейбол.
– Вы бы смогли тренировать женщин?
– У меня в семье четыре женщины – конечно, смог бы! (Смеётся) Мне кажется, в плане волейбола проблем бы точно не возникло. Какое-то понимание женской психологии тоже есть, но мне кажется это огромное поле для изучения.
– Ваша 15-летняя дочка Анастасия недавно дебютировала в молодёжной команде «Динамо-Ак Барс-УОР». Всё-таки решила пойти по стопам папы?
– Для нас самих это неожиданная история. Мы с супругой всегда делали акцент на её образовании, углубленном изучении языков. Но в какой-то момент она резко заинтересовалась волейболом, у неё появилось сумасшедшее желание играть – отдали в секцию. Потом на меня вышла Инесса Коркмаз и предложила привезти дочку на просмотр. Я до сих пор сторонник её учебы, поэтому мы её не отдали в спортивный класс – она продолжает ходить в английскую школу и тренироваться. Пока гонимся за двумя зайцами. Она невысокая, но на позиции либеро или связующего шансы есть. У неё есть некоторые задатки, может на генетическом уровне. Наверное, ближайшие полгода покажут, есть ли у неё перспективы заиграть на высоком уровне. Посмотрим, раскроет ли она тот потенциал, который увидели в ней тренеры.
«Словения по качеству игры не соответствовала полуфиналу ЧМ»
– Какие интересные тенденции вы увидели на чемпионате мира?
– В плане тактики ничего нового не заметил. Я больше следил за работой тренеров в тайм-аутах, за их поведением в стрессовых ситуациях. Есть желание чуть позже созвониться с Николой Грбичем, узнать, почему он принимал те или иные решения. Обмен опытом полезен в плане развития.
– Благодаря чему Италия стала чемпионом мира?
– Итальянцы меня удивили. Лично я не причислял их к фаворитам. Но они провели турнир очень спокойно и уверенно. Никакой суеты, даже в критические моменты. Может, они и не показали сверхъестественной игры, но делали всё грамотно – мало ошибались, знали, когда рискнуть, а когда подержать мяч. Впрочем, тактика всегда была сильной стороной итальянцев. В финале они очень хорошо принимали. Как поляки ни подавали, не смогли выбить соперника из приёма.
У Италии сейчас есть как минимум четыре игрока, которые в топ-5 в мире на своих позициях – это связующий Джанелли, доигровщики Микьелетто и Лавиа, либеро Баласо. Мы говорим, что у итальянцев молодая команда, но эти молодые парни уже несколько лет играют в составах итальянских топ-клубов. Лавиа вообще один из самых спрогрессировавших волейболистов последних лет. В сезоне 2020/21 мы с «Кузбассом» играли против «Модены» в Лиге чемпионов. Я спросил у Ивана Зайцева, что это за парень. Он ответил: «Неплохо принимает, обычный игрок». А сейчас Лавиа и Микьелетто это игроки супер уровня.
– А диагональный Юрий Романо?
– Он пока ещё не топ, но он точно не портит игру. Меня поражает его спокойствие. В целом, конечно, очень интересная судьба у парня. Из серии А2 попал на чемпионат Европы и стал героем финала, сейчас в качестве второго диагонального «Милана» поехал на чемпионат мира и отыграл весь турнир. В новом сезоне он будет основным в «Пьяченце» и должен добавить. Значит, Италия может стать ещё сильнее. Другое дело, как они сейчас будут справляться с грузом ожиданий, про который мы говорили. А он к Парижу у них точно появится.
– Попадание Словении в полуфинал вас удивило?
– Это произошло во многом благодаря крайне странной и спорной формуле турнира. Словенцы не соответствовали четвёрке. Поэтому полуфинал и матч за 3-е место с их участием получились провальными в плане качества игры. Четвёрке больше соответствовали американцы или французы. Кристенсон из-за травмы в четвертьфинале играл на одной ноге, практически не прыгал. Будь он здоров, шансов против Польши у американцев было бы больше. Порадовала Бразилия. Если бы не травма Рикардо Лукарелли, неизвестно, как завершился бы их полуфинал с поляками.
– Что случилось с французами?
– Французы есть французы. Такое ощущение, что они берегли силы на самые главные матчи. Было заметно, что на ранних стадиях им не хватало настроя, да и физическое состояние было не лучшим. По Жене Гребенникову это очень хорошо было видно – он как будто был не в своей тарелке. Все они были так себе, если честно, хотя и проиграли будущим чемпионам 2:3. Но уверен, что матч с их участием украсил бы финал.
«Нам не нужно закрываться от остального мира»
– Российское телевидение проигнорировало чемпионат мира. Как вы считаете, это правильно?
– Здесь вопрос – это наши не купили права на трансляции или нам их не продали? Если была возможность, но «Матч ТВ» не показал турнир, то это плохо. Нам не нужно закрываться от остального мира. Олимпиады и чемпионаты мира показывать надо, это особенные турниры. И они совершенно точно больше заслуживают место в эфире спортивного канала, чем фильмы с Джеки Чаном и Брюсом Ли. Кстати, Евробаскет «Матч ТВ» на своих каналах показал. Волейбольным же болельщикам пришлось искать трансляции в интернете.
– Тарас Хтей в августе заявил, что даже пятилетка отстранения не окажет негативного влияния на российский волейбол. Какое у вас мнение на этот счёт?
– В нашем мире всё так стремительно меняется, что тяжело предположить, что будет даже через год, не говоря уже о пяти годах. Я пока не готов делать какие-то прогнозы. Но в изоляции нет ничего хорошего – ты просто варишься в собственном соку. Мне особенно жаль прекрасное поколение ребят 1995 года рождения, которые сейчас лишены возможности играть на международной арене. Будет очень обидно, если они пропустят Олимпиаду в Париже. Это будет трагедией для многих спортсменов, которые живут олимпийскими циклами.
– После новости о частичной мобилизации ваши игроки напряглись?
– Я думаю все ещё с февраля в некотором напряжении: все следят, все в той или иной степени переживают из-за происходящего. Сейчас невозможно не думать о том, что происходит. Пока не знаем, как эта ситуация коснётся профессиональных спортсменов – будем ждать решений.
– Как часто внутри команды обсуждаются политические темы?
– Если об этом молчать, то это будет наиграно и неестественно. У нас нет сложностей с этим, хотя у ребят могут быть разные мнения по тому или иному вопросу. Отдельная история – иностранцы. Они приезжают к нам из мира, в котором происходящее преподносится с совершенно противоположной точки зрения. Но я думаю, что адекватные и думающие люди понимают, что глобально происходит в мире.
На этом к меня всё, подписывайтесь на этот канал, ставьте лайки и любите волейбол.
Пока!