Краудфандинг — это коллективное финансирование проектов, когда люди или компании дают деньги, чтобы предприниматель реализовал свою бизнес-идею. Обычно инвесторы получают взамен сувениры, нематериальные призы, акции компании или проценты от займа. Но встречаются и сборы на безвозмездной основе.
Какие есть виды краудфандинга и как он работает, рассказывает сотрудница медиаотдела краудфандинговой платформы Boomstarter.ru Оксана Токарева.
Каким бывает краудфандинг
Есть три вида краудфандинга:
- Классический, или reward-краудфандинг, — доступный для предпринимателя способ начать или расширить бизнес. А для покупателя — сделать предзаказ на уникальный товар еще на этапе идеи. Вариант подходит для технологических, общественных, социальных или бизнес-проектов. Автор идеи регистрируется на краудфандинговой платформе и собирает деньги на первую партию продукта. Спонсор — человек, который перевел автору проекта деньги за предзаказ, — получает товар с хорошей скидкой или оригинальное неденежное вознаграждение от команды проекта. Например, встречу с основателем, участие в закрытой вечеринке или сувенир с логотипом продукта.
- Краудлендинг — это заем под проценты. Обычно они выше, чем в банке, — до 25% годовых. Но деньги получить проще. Например, в понедельник оставили заявку, а в пятницу уже вывели сумму. Краудлендингом могут воспользоваться юрлица или ИП, которые работают на рынке больше 10 месяцев и регулярно получают выручку. При этом у них должна быть хорошая кредитная история.
- Краудинвестинг. Пользователи отправляют деньги в компанию и получают ее акции. Краудинвестинговая платформа помогает предпринимателям сформировать предложение для инвесторов, выпустить акции или облигации и получить деньги на проект. Этим способом может воспользоваться юрлицо, которое оформлено официально и работает больше года. Оборот по счету должен быть 50–60 млн ₽ в год. Также важно, чтобы у компании была хорошая кредитная история.
На инвестиционном рынке России наиболее распространенным считается классический краудфандинг — он существует уже больше 10 лет.
Оксана Токарева, сотрудница медиаотдела Boomstarter.ru
Классический краудфандинг — это воплощение пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». На первое место выходит контакт с аудиторией, уникальность и душевность продукта.
Краудлендинг и краудинвестинг больше подходят для предпринимателей, которым нужны не предзаказы от покупателей, а крупные денежные взносы от инвесторов. Как правило, основатели проекта не хотят много общаться с аудиторией и заниматься PR-активностями. Они не делают ставку на эмоциональное вовлечение потенциальных клиентов — на первое место выходит бизнес-план, возможность окупить инвестиции и заработать на идее.
В чем особенности классического краудфандинга и для каких проектов его выбирают
Автор проекта может собирать деньги, чтобы открыть кафе, создать новое устройство, издать книгу или комикс, выпустить настольную игру или снять фильм.
Он устанавливает шкалу взносов для спонсоров и указывает в ней разные вознаграждения в зависимости от суммы взноса. Например, если автор собирает деньги на фильм, то предлагает за 500 ₽ приобрести электронную версию сценария, за 1 000 ₽ — билет на будущий фильм, за 2 000 ₽ — футболку и постер с логотипом фильма, а за 50 000 ₽ — экскурсию по съемочной площадке или роль в массовке. Чем интереснее вознаграждение, тем больше людей захотят поддержать идею и перевести деньги.
Краудфандинговый проект может создать юрлицо, ИП, самозанятый или физлицо. Ограничений по форме организации, сфере и тематике нет.
В каких случаях подойдет классический краудфандинг:
- у автора проекта уже есть лояльная аудитория, которая готова его поддержать;
- есть развитая сеть социальных контактов, друзья-инфлюенсеры, журналисты или сообщество с аудиторией, где он может продвигать свою идею;
- развит личный бренд автора;
- автор готов много общаться с покупателями и активно продвигать проект, даже если своей лояльной аудитории пока нет;
- человек придумал интересную и оригинальную идею продукта и хочет проверить спрос.
Людям на краудфандинговых площадках важна эмоциональная составляющая — они хотят чувствовать себя частью уникального проекта и прикоснуться к созданию чего-то нового. Частые направления в классическом краудфандинге:
- Крафтовые и семейные проекты — в них делается ставка на атмосферу и душевность, эмоциональное вовлечение и красивую картинку. К ним относятся мастерские ручной работы, семейные кафе.
- Нишевые продукты при уже сложившейся аудитории. Под эту категорию попадает больше всего проектов-рекордсменов краудфандинговой платформы. Обычно это писатели или независимые издательства и студии разработки настольных игр. Например, на платформе Boomstarter.ru был проект «Учебник по теории керамики для студийных керамистов». Он собрал 622 450 ₽ благодаря личной аудитории друзей автора-керамиста, который написал свою первую книгу.
- Социальное предпринимательство и социальные проекты — это могут быть проекты кафе и мастерских, где предоставляют рабочие места людям с инвалидностью. Еще к ним относятся экологические инициативы, благоустройство территории и создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями.
- Новые технологии для массового потребителя — это уникальный товар, который понравится большой аудитории. Например, на Boomstarter.ru активно покупали клипсу-трекер, чтобы отслеживать уровень глюкозы в крови. Такой способ не требует проколов — устройство фиксируется на ухе и измеряет значения сахара в крови круглосуточно. Продукт суммарно собрал 2 млн ₽ за два успешных крауд-проекта, которые длились около двух месяцев.
В краудфандинге нужно постоянно искать новых пользователей и общаться с ними. Если считаете, что ваша идея уникальна и ее захотят поддержать, — смело создавайте проект.
Как провести успешную краудфандинговую кампанию
Чтобы успешно запустить проект на краудфандинговой площадке, важно ответить на вопросы:
- Кто целевая аудитория продукта?
- Что ее может заинтересовать?
- Где ее найти?
- В чем уникальность проекта или социальная значимость идеи?
Как собрать деньги на проект:
- Выберите краудфандинговую платформу — смотрите на те, где не нужно платить комиссию с ваших продаж.
- Нажмите «Создать проект» и следуйте инструкциям на сайте. Если у вас останутся вопросы, обратитесь к консультантам.
- Перед тем как проект будет опубликован, специалисты платформы свяжутся с вами и подробно его обсудят. В беседе с менеджером вы расскажете, на что собираете средства и в чем суть идеи. Если вы не знаете, что предложить спонсорам, или не уверены, что правильно посчитали сумму сбора, консультанты вам помогут.
Краудфандинговые площадки заинтересованы в каждом проекте — они поддерживают связь с авторами и подсказывают, как лучше реализовать идею.
Какие гарантии есть у спонсоров краудфандинговой площадки
Платформа, где опубликован проект, гарантирует своим спонсорам, что они не потеряют деньги в случае неуспешного сбора. Если автору не удастся собрать полную сумму на проект, площадка вернет пользователям их взносы.
Специалисты краудфандинговой площадки внимательно проверяют каждый проект перед тем, как открыть сбор на него. Они беседуют с автором, выясняют его намерения, проверяют расчеты. Бывают ситуации, когда полная сумма не набралась, но накопленных взносов достаточно, чтобы отправить спонсорам подарки или произвести товар меньшим тиражом. Поэтому классический краудфандинг — удобный вариант для тех, кто хочет реализовать свою идею. А для инвесторов это возможность получить уникальный продукт на выгодных условиях.
Банк ГПБ (АО). Ген. лицензия Банка России №354.