Глобальная война является логическим продолжением, вернее, завершением, современной экономической доктрины, а, вместе с ней, и всей нашей цивилизации.
Я подчеркиваю: именно, современной доктрины, если угодно - модели, в рамках которой существует и развивается наша экономика.
Очень многие это понимают, но делают вид, что это не совсем так, и говорят околоправильные слова, потому, что сделать уже ничего не могут.
Ничем другим развитие нашей цивилизации в парадигме существующей экономической доктрины, по моему мнению, закончиться не может.
Изменить ее могут только очень могучие силы, во власти которых находится решение этой задачи.
Если во времена феодализма и на раннем этапе зарождения промышленности войны велись, в основном, ради захвата территорий - жизненного пространства или сфер влияния, то с возникновением промышленности дело приобрело совсем иной оборот.
С возникновением промышленности появились не просто кустарные производства или мастерские, появились заводы и фабрики. Они развивались, создавая новые рабочие места, привлекая население в города и т. д.
Долго развивать тему возникновения и развития промышленного производства нет смысла. Все знают это еще со школы.
Многие люди, стали создавать свои, сначала мелкие, частные предприятия, управляя ими и пытаясь развить их во все более крупные. Некоторым это удалось, но они настолько были вовлечены в этот процесс, что не заметили, когда перешли ту грань, за которой не они уже управляли и своим бизнесом, а он, бизнес, стал управлять ими. И они стали его рабами.
Со временем все это разрослось и превратилось в частные монополии, корпорации, консорциумы и т. д. и стало называться БИЗНЕСом. Частный бизнес захватил все сферы человеческой деятельности, вышел из-под контроля государства и стал развиваться самостоятельно.
БИЗНЕСом, в наше время, стало все - от огромных промышленных и сельскохозяйственных производств до здравоохранения, образования, культуры и, даже, воспитания детей. Все эти виды частного бизнеса, разрастаясь, стали сначала влиять на политику государства, а, затем, и управлять ею.
БИЗНЕС захватил все стороны человеческой жизни и подчинил себе всех людей.
Остановиться нельзя. В условиях конкурентной борьбы бизнес должен развиваться и становиться все крупнее и мощнее, чтобы не быть поглощенным конкурентами.
Развиваясь, бизнес создает все больше и больше товаров, которые нужно кому-то продать. Население увеличивается слишком медленно, а товаров все прибывает. Возникает перепроизводство. Что делать? Отдать даром или за бесценок тем, кому они еще нужны, скажем, зерно - ну уж нет! Уничтожать! Топить! Сжигать! Только лишь для того, чтобы повысить спрос и продавать, продавать, продавать ....
Есть еще вариант, который хорошо работает - снижать качество продукции, чтобы сократить срок службы товаров. Тогда эти товары будут чаще покупать. В этом бизнесу помогает массированная агрессивная реклама.
В результате всех этих манипуляций мы превращаемся в то самое бессловесное общество потребления, которое еще в 1949 году описал Джордж Оруэлл в романе "1984"
И все это делается во имя и для БИЗНЕСА, над которым его "хозяева" уже не властны. Они, его "хозяева", не заметили, как перешли ту грань, за которой роли поменялись, и разросшийся, набравший силу БИЗНЕС, подчинил их своей власти и стал управлять ими.
Он ими управляет, командует, показывает направление, в котором нужно двигаться и жестоко наказывает за ошибки. И это "беличье колесо" крутится все быстрее и быстрее.
Человек вынужден бежать все быстрее, он видит перед собой только мелькающие спицы колеса, а окружающий мир сливается в смазанную картину.
Выскочить из него уже практически невозможно. Остановился или притормозил - потерял все. Разве они на это пойдут?
Начинается страшная конкурентная борьба, которой мы с вами являемся свидетелями - борьба не на жизнь, а на смерть, в которой конкуренция перерастает в ненависть к своему противнику, который во что бы то ни стало должен быть уничтожен.
Все это в полной мере относится также и к военной промышленности. Заводы, производящие оружие, работают на полную мощность. Оружие - это тоже товар и его нужно куда-то продавать, оно не может просто так лежать на складах и ржаветь. Оно должно стрелять, выходить из строя и, чем больше, тем лучше.
Для этого нужна война и, лучше, не одна, а много. Оружия ведь много, и становится все больше. Его производство и разработку новых образцов нельзя остановить. Нужно скорее придумать что-то новое, более мощное, более разрушительное, иначе конкуренты могут опередить.
В этих условиях остановка производства смерти подобна - конкуренты мгновенно займут место на рынке. Кроме того, остановка производства оружия чревата тем, что в этом случае оружейные корпорации и другие, так или иначе, причастные к нему, начиная от производства зубочисток до производства ракет, разорятся. Множество людей потеряют работу, начнется голод, беспорядки, хаос ...
Договориться нельзя. Все мы являемся свидетелями того, как легко нарушаются межгосударственные договора по контролю за различными видами оружия.
Выход из положения только один - война.
Однако, люди не стремятся воевать. Значит нужно их поссорить, возбудить вражду и ненависть к соседу и заставить пойти друг на друга. Без всего этого БИЗНЕС, особенно оружейный, задохнется.
Значит, нужно воевать и воевать бесконечно.
И война эта будет разрастаться, пока не охватит весь мир.
Никакая война, тем более глобальная не нужна никому из людей - ни простым гражданам, ни политикам.
Она нужна БИЗНЕСУ - это средство и пища для его развития. Люди же ему нужны лишь как марионетки, находящиеся во властных структурах или потребители его продукции, как гражданской, так и военной. Он превращает людей в машины по продвижению своих интересов, производству и потреблению товаров, а сам становится их Богом.
Люди молятся БИЗНЕСУ, поклоняются ему, совершают жертвоприношения в виде войн.
Войны разгораются по всему миру. То тут, то там вспыхивают новые очаги, но БИЗНЕСУ этого мало, ему нужно все больше, больше и больше.
БИЗНЕС - это машина без тормозов. Она будет двигаться вперед до тех пор, пока не закончится топливо, а ее топливо - это люди.
Рано или поздно закончатся люди, но объяснить это БИЗНЕСУ невозможно - он бездушен и ненасытен. Это всего лишь экономическая машина.
Убедить тех, кто якобы им "управляет" тоже не получится - они уже не смогут преодолеть его власть хоть и понимают весь ужас положения.
Бизнес плох не сам по себе. Отвратительна его существующая модель или доктрина.
Он должен служить людям, облегчать их жизнь и труд. Вместо этого, люди становятся его заложниками, рабами. Времени на досуг остается все меньше и меньше. Даже, оказавшись вне офиса - дома, на прогулке, в отпуске люди продолжают ему служить. Ведь время - деньги.
Тогда остается два варианта: либо война до последнего живого, либо смена этой экономической доктрины, модели, на другую, более человеколюбивую.
Никакие политические договоренности, взаимные уступки, совместная борьба с ростом цен и т. д. и т. п. этой задачи не решат. Это внутренние задачи, не затрагивающие суть самого бизнеса.
Это равносильно пляскам вокруг костра с целью его потушить.
Устранять нужно причину, а не ее проявления. Это только отсрочит неизбежный конец.
Повторю - изменить существующую модель бизнеса могут только очень могучие силы, во власти которых находится решение этой задачи.
Ответить, какой должна быть эта новая доктрина, я не берусь - довольно смутно ее себе представляю. Если бы я попытался ее описать, меня могли бы счесть сумасшедшим экономистом. Ни тем, ни другим я не являюсь. Это дело людей, хорошо и непредвзято разбирающихся в экономике. Таких, как мне кажется, не так уж и много.
Могу сказать только одно: стратегически важные сферы бизнеса должны находиться под контролем государства и никак иначе. В противном случае частные интересы корпораций, то бишь БИЗНЕС, вопреки интересам всего Человечества, приведут весь мир к катастрофе.
Большинство экономистов погружено, именно, в существующую доктрину (модель) экономики и очень хорошо разбираются в ее нюансах, тонкостях, составляющих - ипотека, инфляция, рецессия, курсы валют и т. д, и т. п., а ситуацию в ее глобальном смысле осознают немногие.
На ум приходит такая аналогия.
Представьте себе гипотетическую ситуацию, когда с неба свисает много различных канатов. И вот люди начинают их изучать, изучают многие годы, создают институты, пишут книги, статьи, монографии с применением околоумных терминов о свойствах этих канатов и их характеристиках и устройстве, дают им названия, получают научные звания, премии ...
Однако находится человек или группа людей, которые, отойдя в сторону и глядя на это издалека, вдруг обнаруживают, что все эти канаты, изучению которых было посвящено столько сил и средств - всего лишь бахрома на огромных брюках.
Так и в этом случае, надеюсь, найдутся профессионалы - люди, которые взглянут на проблему глобально, без погружения в частности и детали, и увидят, как ее можно изменить на пользу всему Человечеству.
Иначе - беда.
Мне могут возразить, что я привел не слишком удачный пример. Более всего сюда подошла бы притча о слепых ученых и слоне.
Притча небольшая, и я приведу один из многих ее вариантов.
"Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?
- Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.
- Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.
Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.
Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.
- Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.
Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.
- М-м-м... это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.
- Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.
- Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.
- Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец в руках держал хобот слона.
- Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.
- Нет, на веревку!
- Нет, змею!
- Стену!
- Вы ошибаетесь!
- Я прав!
Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе. В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие. Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон".
Притча хороша, но дело в том, что мудрецы были слепы и не хотели слушать друг друга, потому так и не выяснили истину.
Вот и многие из наших экономистов подобны этим слепцам.
Многим мои рассуждения могут показаться наивными до глупости или глупыми до наивности, но я не экономист, у меня сугубо техническое образование. Я не претендую на звание пророка, я, всего лишь, изложил свое видение этой проблемы так, как ее понимаю, и никому ничего не навязываю. Я лишь попытался обрисовать стержень проблемы и показать, к какому концу может привести бездушный бизнес, управляющий жизнью всей нашей цивилизации.
Мне кажется, что нужно менять не какие-либо законы, нормы и правила ведения современного бизнеса, а саму его суть.
Вот в этом я глубоко убежден.