«Музыка – это искусство, в такой же мере оказывающее полезное воздействие, как и доставляющее радость. И прежде всего, нам позволяет считать ее искусством в высшей степени полезным ее удивительная способность вызывать воинственный дух, поднимать мужество, возбуждать храбрость, вдохнуть в тех, кто сражается за Родину, благородное воодушевление и высокий энтузиазм». (Кастнер Ж.Ж. Общее руководство по военной музыке. Париж, 1848).
Появление военной музыки в России связано с организацией регулярной армии Петром I. Тогда же появились и первые военные музыканты. К началу XIX века военные оркестры, состоящие по штату из 25 музыкантов, были во всех полках русской армии. Музыкантами подавались многие воинские команды, без них не обходился ни один военный ритуал. Для этих целей в пехотных полках были барабанщики. В отборных частях пехоты – у гренадеров – были также «флейтщики». В кавалерийский полках сигналы подавали трубачи. Комплектовались музыканты из кантонистов (солдатских детей) и воспитанников военно-сиротских заведений, получая музыкальное образование в полку.
Более трёх тысяч музыкантов участвовали в Бородинском сражении, храбро сражаясь в одном строю с гренадерами, мушкетерами, егерями, кавалеристами и артиллеристами.
В бою за Шевардинский редут отличились барабанщики 5-го егерского полка Иван Андреев и Герасим Манихин. Они, будучи окруженными неприятелем, «не теряя присутствия духа, соглася всех наших с ними бывших солдат, ударили храбро на штыки и тем освободились из плена, нанеся немалый урон неприятелю».
Находясь в бою рядом с командирами, трубачи нередко спасали им жизнь в жестоких кавалерийских сватках. Среди них штаб-трубач Козлов и трубач Емельянов из лейб-гвардии Конного полка. О подвиге лейб-кирасирских трубачей Тимофея Соколова, Николая Вологдина, Федора Федорова и Семена Григорьева в наградном списке указано, что «при атаке, когда превосходное число набежало на них неприятеля, оные, удачно его отразя, обратили в тыл, причем двух из них тяжело ранило, а Федорова в голову в нескольких местах тяжело раздроблено и Григорьеву отбило ядром часть ноги».
Многие музыканты за подвиг в Бородинском сражении получили высшую солдатскую награду – Знак отличия Военного ордена (Георгиевский крест).
Музыкальные инструменты – серебряные и георгиевские трубы – были одной из самых почетных коллективных наград частей русской армии. За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 году и кампаниях 1813-1814 годов серебряные трубы получили 27 пехотных и кавалерийских полков, 2 конно-артиллерийские роты, 5 казачьих полков и лейб-гвардии Черноморская сотня. Георгиевскими трубами были награждены 28 полков и гвардейская артиллерия. Особой наградой для пехотных полков был гренадерский барабанный бой, право на который было дано 15 полкам.
Увлечение военной музыкой особенно распространилось после возвращения русской армии из заграничных походов. Появилась традиция закреплять за войсковыми частями тот или иной марш, чаще всего связанный с их боевой историей. Так, «Парижский марш 1814 года», под звуки которого русские войска входили в столицу Франции превратился в марш 30-го пехотного Полтавского полка. У каждого из 26 батальонов гвардейских полков, появился собственный марш. В 20-е годы XIX века складываются и многие солдатские песни, посвященные событиям 1812 года.
Более двухсот лет военная музыка эпохи Отечественной войны 1812 года является своего рода неподвластным разрушающему действию времени памятником.
Познакомиться с музыкальной традицией русской армии первой половины XIX века помогут книги:
Черток М.Д. Военные марши России. К 200-летию Отечественной войны 1812 года. – М., 2013
Черток М.Д. Служба музыкантов в русской армии (первая половина XIX века). – М., 2021
Материал подготовлен гл. библиотекарем Е.А. Шамоновой (biblioteka@borodino.ru)