SWOT-анализ - это комплекс маркетинговых и других исследований для оценки внешних и внутренних факторов, которые влияют на развитие компании.
Расшифровка SWOT-анализа:
S - Strengths (сильные стороны),
W - Weaknesses (слабые стороны),
O - Opportunities (возможности),
T - Threats (угрозы).
Но мало источников, которые рассказывают, что данный анализ высчитывается из ряда других анализов:
- PESTEL-анализ
- Анализ 5 сил Портера
- Маркетинг 8P
- Конкурентный анализ на основе 8Р
- Модель 7S McKinsey.
Итоги SWOT-анализа позволяют выявить сильные и слабые стороны заказчика, выявить возможности и риски его компании. При этом прописать, как себя вести при рисках и возможностях.
Итак, начнём!
Разработка PESTEL-анализа
Это сокращение от английских наименований:
P (Political) - политический
E (Economic) - экономический
S (Social) - социальный
T (Technological) - технологический
E (Ecological) - экологический
L (Legal) - законный
С помощью PESTEL-анализа мы выясняем состояние внешней среды и степень влияния отдельных её факторов на будущее компании.
У нас есть 6 основных факторов влияния. Составляем табличку. Рассмотрим пример на услуге "Онлайн обучение". В каждом пункте мы должны описать возможности и угрозы в нашем бизнесе. Описав их, мы ставим оценку влияния от 1 до 3, где 1 балл означает незначительное влияние, 2 - умеренное, 3 - критическое.
После составляем матрицу, в которой располагает факторы в порядке приоритетности и описываем решения для них.
Файл с разработкой PESTEL-анализа https://disk.yandex.ru/i/JPHPY-a2K44h3g
Разработка 5 сил Портера
Модель пяти сил Портера - аналитический инструмент, позволяющий оценить степень опасности конкуренции для бизнеса.
Идея модели Портера состоит в том, что на рентабельность бизнеса влияет сразу несколько факторов: давление поставщиков, давление потребителей, давление действующих конкурентов, появление новых игроков, появление продуктов заменителей.
Составляем таблицу с данными столбцами. В каждом столбце выписываем пункты, которые могут повлиять на компанию. После того, как выписали пункты, оцениваем их на степень влияния, от 0 до 3. Вычисляем среднее значение на столбец и пишем итог, где расписываем пути решения компании при появлении данных ситуаций. Рассмотрим пример на услуге "Онлайн обучение".
Файл с разработкой 5 сил Портера https://disk.yandex.ru/i/JPHPY-a2K44h3g
Разработка маркетинга 8P
Маркетинг 8P - это план маркетинговой стратегии, направленный на завоевание и удержание доли рынка. Мы знаем, что существует базовая модель комплекса маркетинга 4P (продукт, цена, место, продвижение).
Но время движется вперед и нам необходимо подстраиваться под современные реалии. Поэтому к базовыми моделям стали добавляться дополнительные, которая позволяют сформировать наилучшее рыночное предложение для потребителей. У такого способа есть название «Маркетинг-микс».
Маркетинг 8P состоит из:
- Продукт (product). Качество, количество, разнообразие, дополняющие товары, технологичность и т.д. Качество: наивысшее, экспертное. Продукт узкоспециализированный. Бренд требует развития, малоизвестны.
- Цена (prices). Ценовая стратегия, дополнительные финансовые продукты и т.д. Цена в пределах конкурентного рынка, качественный продукт за доступные цены.
- Место покупки (place). Офлайн/онлайн, внешний вид, POS-материалы и т.д. Продажа продукта осуществляется только онлайн: сайт, мессенджеры, соц. сети.
- Продвижение (promotion). Сайт, мероприятия, реклама и пр. Сайт, соцмедиа, мероприятия, реклама (офлайн и онлайн), e-mail маркетинг и пр.
- Люди (people). Делим на две части.
Персонал: компетенции, навыки, мотивация, вознаграждение и т.д. Обученные люди, действуют по прописанному бизнес-плану. Есть мотивация: прописываем какая.
Потребители: лояльность, NPS и т.д. Есть много лояльных клиентов, новые клиенты также хорошо расположены.
- Процесс (processes). Пользовательский опыт. Отзывы клиентов, обслуживание клиента, работа менеджеров и т.д. Отзывы клиентов о компании, понравилось обучение или нет: подробное описание.
- Партнеры (partners). Есть ли партнерская программа, приносит прибыль или нет и т.д. Партнерства с текущими лидерами отрасли для привлечения их как спикеров.
- Физические доказательства (physical evidence). Чаще это демо-версия, тестовый продукт. Демо-образцы, бесплатное тестирование и т.д. Бесплатные лекции и вебинары с лидерами отрасли.
Файл с разработкой маркетинга 8P https://disk.yandex.ru/i/JPHPY-a2K44h3g
Разработка конкурентного анализа на основе 8Р
Выше мы составили таблицу по маркетингу 8P, теперь нам нужно составить список основных конкурентов и составить сравнительную таблицу.
По итогам таблички видим сильных и слабых конкурентов, понимаем, что нужно подтянуть в вашей компании. Можно оставить сравнительную табличку, а можно по каждому фактору составить график для наглядности.
Файл с разработкой конкурентного анализа на основе 8Р https://disk.yandex.ru/i/JPHPY-a2K44h3g
Разработка модели 7S McKinsey
Модель 7S McKinsey представляет собой удобный инструмент анализа внутренней организационной структуры и принципов работы компании. Модель анализирует 7 ключевых элементов организации:
- Стратегия. Стратегия означает долгосрочный план развития компании, помогающий повысить конкурентоспособность бизнеса и создать устойчивые конкурентные преимущества. Стратегия должна быть четко сформулированной, иметь долгосрочные цели, совпадать с общими ценностями и миссией компании.
- Структура компании. Подразумевает способ организации взаимодействия между разными отделами в компании, с указанием принципов подчинения, приоритетности и зоны ответственности каждого отдела.
- Система управления. Описывает, как принимаются управленческие решения, как в целом ведется ежедневная работа в компании, какими способами и методами развивается бизнес.
- Сумма навыков. Это вся сумма способностей, возможностей и компетенций, которыми владеет персонал, работающий в компании на данный момент.
- Состав работников. Сколько сотрудников работает в компании, кто они по специальности, как в компании организованы принципы работы с персоналом: набор, обучение, мотивация и вознаграждение.
- Стиль взаимоотношений внутри компаний. Подразумевает под собой стиль управления, принятый в компании. Значение руководителей высшего звена в компании и их роль в принятии важных решений по развитию бизнеса.
- Система ценностей. Описывает нормы и стандарты взаимодействия, работы в компании; принципы корпоративной культуры и ключевые аспекты миссии предприятия.
Именно они позволяют сделать выводы о правильности налаженных бизнес-процессов внутри компании, о эффективности распределения имеющихся ресурсов.
Модель McKinsey 7S сможет также помочь увеличить производительность предприятия, спрогнозировать возможные последствия изменения структуры компании, правильно работать с каждым отделом, найти верный курс развития организации.
Файл с разработкой модели 7S McKinsey https://disk.yandex.ru/i/JPHPY-a2K44h3g
Разработка SWOT-анализа
Вот теперь мы и дошли до разработки SWOT-анализа. Еще раз повторим, SWOT-анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны заказчика, выявить возможности и риски его компании. При этом прописать, как себя вести при рисках и возможностях.
Теперь, мы из выше составленных анализов собираем Возможности, Риски, Сильные стороны, Слабые стороны. Все прописанные пункты должны присутствовать в SWOT. Если при переносе данных всплывают еще какие-то моменты, то также вписываем в таблицу.
Теперь, мы разрабатываем решения и комплекс мероприятий. Для разработки бизнес-стратегии рассматриваются все возможные парные комбинации разделов составленной таблицы.
Комбинации:
SO (Возможности - Сильные стороны)
ST (Возможности - Слабые стороны)
WO (Угрозы - Сильные стороны)
WT (Угрозы - Слабые стороны)
Мы берем каждую комбинацию отдельно и прописываем стратегии продвижения. Как компания будет себя вести при указанных условиях? Какие будут решения? Таким образом у нас получается стратегия, где мы определяем вектор развития фирмы.
Файл с разработкой SWOT-анализа https://disk.yandex.ru/i/JPHPY-a2K44h3g