Найти тему
Склад Логистика

Безоткатное орудие бизнеса

Вы чувствуете, что ваши закупки – уже давно происходят не по рыночным ценам, а продажи осуществляются всего нескольким крупным клиентам, которые подозрительно всеохватны, при этом благодаря «своим» объёмам получают максимально возможные скидки? – Скорей всего вы встретились с проявлением «откатов» на вашем предприятии…

Появление безоткатных орудий на вооружении армий сделало их более мобильными, и именно мобильность стала одним из важных факторов успешности военных операций последнего столетия. Бизнес часто сравнивают с военными действиями, и как показывает статистика и опыт многих успешных предпринимателей: безоткатный бизнес не уступает в эффективности конторам, использующим откатные схемы, а зачастую и превосходит их. Речь идёт о сравнении таких показателей, как валовый доход на одного сотрудника компании и рост бизнеса за год.

Почему плохо для компании.

Русскому бизнесу объяснять, что такое «откат» – не надо. Однако не стоит считать эту беду – национальной. По международной статистике, Россия в этом плане держится около среднемирового уровня. Но существенное отличие всё-таки есть: во всём мире с откатами борется в основном государство и окологосударственные «некоммерческие» организации. Русские же предприниматели сами провозглашают свой бизнес безоткатным и строго следуют выбранному принципу. Таким образом, в России отказ от откатов в основном идёт снизу, хотя наше государство тоже делает немало в этом отношении, усложняя «обналичку» чёрных денег, а значит усложняя и откат – ведь дать его можно только «вчёрную»: по бухгалтерии такие статьи не проходят, да и первичных документов обычно никаких нет.

Зачастую нашими предпринимателями, проповедующими принцип «никаких откатов», движет этическая сторона дела: они строят полностью «белый», честный бизнес, в который какие бы то ни было откатные схемы – просто, не вписываются. Но некоторые бизнесмены отказываются использовать откатные схемы по вполне прагматичным соображениям. Оказывается, по статистике честный бизнес в России развивается быстрее и работает эффективнее, чем бизнес, построенный на «взаимоотношениях». Да, второй вариант иногда даёт быстрый старт, но через некоторое время эта разница сходит на «нет» по сравнению с ежегодной скоростью развития сравниваемых предприятий. Как же так получается, что компании, которые могут использовать как рыночные, так и внерыночные инструменты конкуренции оказываются в итоге позади тех, которые сознательно ограничивают свой арсенал только рыночным полем и полностью исключают из своей практики откаты? – У этого есть четыре основных фактора.

  1. Использование откатных схем любым предприятием делает работу его службы продаж – не прозрачной. Менеджер по продажам такой компании может всегда сказать, что дал откат закупщику, а сам забрать его себе. Причём, обычно менеджер по продажам отлично знает, какую максимальную сумму можно «снять» без лишних подозрений и проверок. Но и внутрифирменные проверки – не являются полноценным ограничителем подобных возможностей, так как ваш менеджер по продажам, всегда может договориться с закупщиком клиента о справедливом дележе максимально возможно отката. Некоторые закупщики даже сами предлагают продавцам бэк-откат – за то, что те дадут им наилучшие возможные условия и не будут надоедать с просроченными оплатами.
  2. Принимая как должное откаты в продажах, сложно убеждать сотрудников в закупках, что откаты – это плохо. А значит, вы получаете ещё и завышенные цены закупки. То есть компания начинает постоянно терять: и на входе, и на выходе денежного потока.
  3. Кроме этого при масштабировании бизнеса руководители, которые обеспечивают откатные схемы чёрным налом – то есть не проведёнными по бухгалтерским документам, наличными – зачастую начинают отщипывать часть этих денег себе. Так как это делает уже высшее руководство, то объём украденных таким образом денег – существенно выше стандартных издержек предприятия на зарплату менеджмента. Ну и большинство остальных сотрудников, смотря на высшее руководство, начинает заниматься тем же самым: «Рыба гниёт с головы.» © русская народная пословица.
  4. Ну и последняя причина по очереди, но не по опасности для любого предприятия заключается в том, что оно начинает уповать в своей стратегии развития на «договорённости» с закупщиками его товаров или услуг. В результате постепенно эффективность его работы и качество предоставляемого клиентам сервиса – снижается по сравнению с конкурентами. И, в конце концов, это выливается в потерю клиентов. Причём, самых крупных, руководство которых в первую очередь начинает более тщательно проверять обоснованность выбора компании-откатчика в качестве крупного поставщика или внедрять тендерные инструменты в закупки.

Почему плохо для сотрудника.

Мне не раз предлагали откаты, но я ни разу не соглашался на эту сделку с совестью чисто по этическим причинам. Однако я не советую брать откаты и тем, кому совесть не подсказывает сразу же единственно верное решение, и вот почему.

  1. Некоторые сравнивают откат с воровством, а в сознании людей воровство – не самый страшный грех: до революции в России воровство ради пропитания даже не считалось преступлением – в результате некоторые могут признать возможным и откат в некоторых ситуациях. Но откат – это не просто воровство! Когда тебе доверяют деньги, а ты их воруешь, то это – уже не воровство, а предательство выказанного тебе доверия. И человек, которого ты предаёшь – может быть каким угодно плохим, но это не снимает с тебя ответственности за предательство и не делает современным офисным «Робин Гудом». Кстати, если вспомнить другую классическую работу – «Божественную комедию» Данте, то в ней предательство находится в последнем – девятом, самом страшном круге Ада. Предательство – это очень тяжёлый грех, который не стóит брать себе на душу.
  2. Кроме этого откат позволяет сотруднику лениться: не нужно уже развиваться в своей профессии, чтобы зарабатывать больше – легче взять откат, в результате дальнейшее развитие – останавливается. И когда такого сотрудника с позором вышвыривают, поймав его на откате, то устроиться куда-то ещё ему уже сложнее – требования к его профессии уже ушли вперёд.
  3. Откатчик становится зависимым от контрагентов, давшим ему откат, – они могут даже шантажировать его разглашением данного факта и тем самым вынуждать идти на ещё более преступные действия.
  4. Совесть – тоже никуда не девается, и начинает мучить. Чтобы её заглушить, откатчик начинает искать плохие черты в своей компании и руководстве – и, разумеется, находит их. Теперь «воровать» у таких плохих людей – не так совестно, но негативное отношение к коллегам и руководству начинает портить отношение и к собственной работе, которая становится «каторгой» для откатчика. А медики уже давно подметили снижение здоровья у людей, которые работают на осточертевшей им работе. И дело тут не в фиктивных прогулах по болезни, влияющих на статистику, а в том, что через несколько лет такие сотрудники рискуют оказаться уже в больнице!..
  5. Ну и вообще-то откат, то есть коммерческий подкуп – это уголовное преступление. Я понимаю, что текущая судебная практика посадки в тюрьму за откаты – крайне редкая, но риск такой есть всегда. И даже, если смотреть на ситуацию только цинично: неужели какая-то модная «цацка» может стоить риска потерять несколько лет жизни и свой социальный статус?!.
  6. Кроме всего перечисленного выше, я не видел счастливых даже не пойманных «откатчиков»: в наворованных квартирах и машинах они почему-то не наслаждаются тем, что получили от жизни, а грустят, что они без своей должности – никто, и не сделали ничего в этой жизни. Дело тут в том, что любой человек может «быть» и «иметь». И если «иметь» делает человека счастливым только в момент обретения, то «быть» у откатчика редко даёт ему поводы для гордости.

Как выявлять откатчиков.

Как бы плохо не было для ваших сотрудников получать откаты – всегда найдутся те, кто не поняв это, решится рискнуть. И скорей всего, первый раз – всё получится, это вдохновит на второй раз, потом – на третий, и вот этот сотрудник уже мастерски проводит переговоры с единственной целью – получить откат! У него может даже возникнуть иллюзорное представление, что он – особенный, самый умный и самый хитрый, кого никогда не достанет служба безопасности, не говоря уж о высшем руководстве. Но, как показывает практика: «Сколько верёвочке не виться, а конец будет!» © русская народная пословица

Перечисленные ниже методы помогут вам выявить и пресечь откаты вашим сотрудникам.

  1. Основное подозрение должны вызывать ваши контрагенты со слишком широким списком поставляемых вам или слишком широким набором закупаемых у вас позиций или услуг. Зачастую под такой фирмой скрывается родственник или друг вашего сотрудника, плотно работающего с этим контрагентом. Проще всего проверить свои подозрения – это постараться связаться с кем-то из этой компании и пообщаться вживую – у такой крупной фирмы должны быть: и сайт, и множество сотрудников, и офис, и все другие атрибуты современного бизнеса. Некоторые ушлые откатчики создают по несколько фирм для поставок с каждой из них – разных групп позиций. Такие выявляются коммерческими предложениями этих компаний, которые обычно один в один, переписаны друг у друга.
  2. Благодаря разделению работы, кроме роста производительности из-за специализации, вы создаёте цепочку лиц, принимающих решения – в результате для того, чтобы провернуть какую-то схему этим сотрудникам нужно уже войти в сговор. Это гораздо сложнее сделать, и проще выявить, так как цепочка рвётся по самому слабому звену. Кроме этого у некоторых участников такой цепочки часто возникает ощущение несправедливого деления «барыша», которое приводит к конфликтам и выводит «заговорщиков» на «чистую воду».
  3. Даже разделив работу на этапы, вы можете передавать поставщиков или клиентов от сотрудника к сотруднику, разрывая этим возможные откатные схемы. Кроме этого – если такой контрагент после передачи другому сотруднику – резко перестал с вами работать, а у первого сотрудника, вдруг, появился новый аналогичный по объёмам и составу контрагент в работе – это признак того, что, скорей всего, здесь не всё чисто.
  4. Любой откат даётся вашему сотруднику за принятие решения в пользу контрагента. Поэтому надо максимально однозначно регламентировать чёткие правила принятия решений везде, где это возможно, чтобы сотрудники – просто подчинялись принятым в компании правилам – обычно это делается по следующим вопросам:
  5. очерёдность оплаты поставщикам;величина или срок отсрочки клиентам;скидки – как получение их вами у поставщиков, так и получение их у вас клиентами.

Создание таких правил, во-первых, сведёт на нет возможные решения по этим вопросам, принимаемые не в вашу пользу; во-вторых, развеет хаос, в котором можно даже просто ошибиться в пользу контрагента; в-третьих, создаст чёткую продуманную систему взаимоотношений с контрагентами по данным вопросам, работающую на стратегические цели вашего предприятия.

  1. Переговоры с самыми крупными поставщиками – лучше провести самостоятельно, средних – передать руководителям подразделения закупок, а массу мелких – оставить рядовым сотрудникам отдела закупок. Это позволит, во-первых, выявить, возможно, не чистых на руку предыдущих переговорщиков. В моей практике был случай выявления сотрудника, который брал прайс поставщика и, просто, умножал его на два. Во-вторых, придав переговорам более высокий статус благодаря вашей должности, вы сможете получить реальные дополнительные скидки у поставщиков, на которых вы тратите основные деньги – а значит, получить для вашей компании и ощутимую постоянную экономию. Для выделения самых крупных контрагентов проще всего воспользоваться ABCD-анализом по обороту поставщиков, готовый Excel-файл которого можно скачать по ссылке http://upravlenie-zapasami.ru/excel/
  2. Некоторые руководители полагаются на чудо техники – полиграф. Однако его возможности – часто переоцениваются. На практике точность, полученных на полиграфе данных составляет в лучшем случае – 70%. Поэтому его обычно используют: либо для выявления потенциальных откатчиков, либо для психологического давления на сотрудников.
  3. Гораздо эффективней по всем сотрудникам снимать показатели эффективности их работы, и сравнивать их по коллегам. Если показатели какого-то сотрудника – хуже всех остальных, то он: либо – не на своём месте, либо – берёт откаты.

Что делать, чтобы в вашей компании не было откатов.

Но, как известно: любую болезнь – лучше предупредить, чем лечить. Поэтому, считаю, нужным любому руководителю следовать указанным ниже правилам, чтобы существенно снизить вероятность получения отката его подчинёнными. Я пишу «снизить вероятность», так как всегда будут 5% тех, кто не возьмёт предложенный откат ни при каких условиях, и 5% тех, кто будет искать возможности взять откат в любой ситуации. Собственно, на первых мы можем опереться, вторых – должны выявить и уволить. Но есть ещё 90% тех, кто обычно не берёт откаты, но может взять при некоторых условиях. Именно для них мы и должны создать все условия, чтобы у них даже такой мысли не появилось.

  1. Не брать откат самому. Если вы покупаете какую-то продукцию только у своего родственника, даже если на рынке есть аналоги лучшего качества и дешевле, не удивляйтесь, когда ваши подчинённые начнут брать другую продукцию у своей родни.
  2. Не давать откат самим. Если вы даёте откаты в отделе продаж, то будет странно выглядеть жёсткая позиция по их отсутствию в отделе закупок. Кроме того, как это ни странно, но откаты у вас могут брать и продавцы. Это когда закупщик вашего клиента, делится своим откатом с вашим продавцом, чтобы тот дал ему самые лучшие условия, и был лично заинтересован в приоритетном оказании услуг данному клиенту, даже в ущерб другим клиентам вашей компании, и приозводил бы отгрузки даже в случае серьёзной задержки клиентом оплаты за предыдущие.
  3. Чтобы исключить бэк-откаты, менеджеру по продажам устанавливают больший процент от сделки, при этом разрешают ему поделиться с любым клиентом любой частью от этой скидки. В таком случае менеджер по продажам может работать хоть «в ноль» – то есть отдавать клиенту в виде скидки весь свой доход от сделки, но при этом ваше предприятие от этого ничего не потеряет. Такие схемы уже стали стандартными в таких сферах обслуживания частных клиентов, как: туризм, страхование и операции с недвижимостью, и всё чаще встречаются в дистрибуции.
  4. Быть честными с подчинёнными. Если вы обманываете своих подчинённых, то они это рано или поздно поймут и тогда: либо уйдут, либо станут обманывать вас. Один из вариантов обмана – этот тот самый откат.
  5. Дать возможность официального выхода ситуациям, когда предлагают откат. Например, прописать, что когда вашему сотруднику предлагают деньги, он должен предложить официально оформлять их, как дополнительную скидку по договору, а абсолютно все подарки поступают в подарочный фонд отдела, откуда уже распределяются руководством.
  6. Платить достаточно, чтобы можно было работать и не брать откатов. Если вы будете платить своим сотрудникам заработную плату ниже прожиточного минимума, то откаты вам обеспечены – честные люди, просто уйдут, а тем, кто останется – придётся «вертеться», как смогут.
  7. Иметь прозрачный контроль действий сотрудников – без этого никуда!
  8. Распространить информацию, которую вы прочли выше, среди ваших сотрудников.