Найти тему
АиФ-Юг

От зари до зари. Как живут фермеры сегодня в условиях санкций?

   Вадим Коржов 12 лет развивает своё производство в станице Роговской.
Вадим Коржов 12 лет развивает своё производство в станице Роговской.

У сельских жителей хорошим подспорьем всегда было личное подсобное хозяйство. Оно не только обеспечивало семью овощами, яйцами, молоком и мясом, но и давало прибавку к семейному бюджету. Сегодня ЛПХ по-прежнему кормит сельчан, а есть ли прибыль?

По данным краевого минсельхоза, на Кубани более 13 тысяч фермерских хозяйств, свыше 1 млн личных подсобных хозяйств, больше сотни кооперативов. Как выживают они в условиях санкций, выяснял «АиФ-Юг».

Вся семья в деле

Галина и Олег Щипановы выращивают виноград в Темрюкском районе. Наделы у них большие - 72 га. 22 га занято столовыми сортами, 50 - винными. Супруги переехали на Кубань из Свердловской области - у главы семьи здесь корни.

«До переезда сельским хозяйством не занимались. Я работала в детском саду, а муж - на заводе цветных металлов, - рассказывает Галина. - Сначала поселились в Динском районе, а через год перебрались на Тамань, там и решили посадить виноград. С нуля изучали, как его выращивать, как ухаживать. Начали со столовых сортов, сейчас делаем упор на технические, они более востребованы. По столовым ещё и конкуренция большая, особенно с продукцией из Турции, Египта. Когда у нас уборка, импортный кишмиш по 40 рублей отдают».

Выращенный виноград Щипановы реализуют по краю, в частности сотрудничают с местной торговой сетью, а также отправляют в Москву и Санкт-Петербург.

«Первые заработанные деньги вложили в развитие дела - купили ещё земли, так постепенно и «разрослись». У нас четыре сына, двое старших с нами работают, а младшие ещё школьники, но тоже помогают. Мы на поле от зари до зари. В шесть утра выходим из дома, а возвращаемся в десять вечера. Работников нанять очень сложно, хоть и в зарплате не обижаем. Мало кто хочет трудиться на земле».

Планы у супругов есть. В будущем хотят расширить плантацию до 100 га, заняться переработкой, но это если удастся справить с трудностями. Помимо проблем с рабочей силой, сюрпризов погоды, от которой зависит труд фермера, теперь нужно решать сложности, возникшие из-за санкций.

«Техника, которую мы используем высокого качества и произведена в европейских странах. Мало того, что теперь она значительно подорожала, так срок доставки увеличился. Сейчас заказываем культиватор, его придётся ждать год, а раньше это занимало 2-3 месяца, - продолжает Галина. - У нас ещё имеется питомник, сами выращиваем саженцы, которые раньше завозили в страну из заграницы. Так вот для прививок используем норвежский парафин, теперь он недоступен, пытаемся найти аналог. Такая же ситуация с химией и средствами защиты растений».

Пока силы есть

Наталья и Анатолий Никуличевы из Калининского района выращивают картошку, лук, перец, морковь, чеснок. У них 20 соток огорода, где построили теплицу, и ещё гектар земли берут в аренду.

«В теплице сажаем молодую картошку, а когда выкопаем, на её место сеем помидоры, перец и др. Есть немного инжира, малины. Словом, всего понемножку, - рассказывает Наталья. – Муж местный, а я приехала на юг с севера. Когда поженились, его родители передали нам свой огород, им уже здоровье не позволяло ухаживать за участком. Так потихоньку стали обрабатывать землю, сеять семена. Тогда только тяпкой орудовали. Собрали урожай, излишки продали на рынке, с первых доходов купили небольшую бензиновую мотопомпу для полива. Так с 2007 года и занимаемся сельским хозяйством.

Работаем вдвоём на участке, да дети помогают. У нас их семеро – двое родных и пятеро приёмных, старшему 18 лет, младшей 12. Труд земледельца тяжёлый, а выгоды особой нет. Цена на наш товар практически не растёт. За 10 лет пару раз поднималась, зато всё остальное дорожает. Много денег уходит на полив, особенно в засуху, бензин дорогой стал. На химию затраты большие, жука сейчас валом, на день опоздаешь с обработкой, останешься без урожая. Многие фермеры так и прогорают, потому что себестоимость высокая, а цены нет. Перекупщики приезжают, хотят чуть ли не даром взять, до слёз обидно бывает, ведь мы своими руками каждую картошку сажаем, выкапываем, сортируем, чистим. На продажу самые лучшие клубни отбираем, себе оставляем мелкую, испорченную. Иной раз предлагаю мужу бросить это дело, одного огорода нам на семью хватит, но он любит землю, дома не просидит. Так что пока силы есть, будем трудиться».

Бросить нельзя оставить

Павел Становой из Северского района тоже считает, что самое сложное в сельском хозяйстве то, что его невозможно бросить. У Павла Григорьевича 9 га земли, он выращивает яблоки и фундук.

«В 1992 году получил пай, за ним нужно было ухаживать, вот и стал тогда заниматься земледелием, - рассказывает фермер. – К тому времени в СССР вырубили многие сады, а мы их начали сажать. Посадил 30 сортов. Попросил у продавца дать мне самые лучшие, а он ответил, что все хорошие. Так и есть: каждый в свой срок спеет, имеет свой вкус. Вот посадил тогда, теперь никак оставить не могу. Первое время яблоки хорошо разбирали, потому что их мало было, а потом многие стали выращивать, импортную продукцию завезли, и цена упала. Сегодня хоть импорта и нет, но себестоимость высокая. Средства защиты дорогие и неэффективные, появилось много новых болезней и вредителей, которых раньше не было, бороться с ними тяжело. Работников найти трудно, приходится всё делать самому: сажать, поливать, полоть, собирать, обрезать. У нас сезон круглый год длится: не успел закончить уборку, нужно готовиться к новому урожаю. Даже на 5 дней в отпуск съездить не удаётся. Раньше в совхозах нормированный рабочий день был, за организацией труда следили, каждый выполнял свою функцию, а сейчас так нельзя, остановиться невозможно».

Из столицы – в станицу

Алексея и Галину Мокренко можно назвать новыми деревенскими. Они переехали в станицу недалеко от Горячего Ключа из Москвы. Галина родом с Кубани, а Алексей вырос на Дону, но много лет прожили в столице, там познакомились и поженились. У обоих была хорошая работа, но пришли к выводу, что мегаполис - не для них. Сейчас супруги занимаются животноводством, разводят коз и открыли сыроварню.

«Изначально коз мы завели для себя, - рассказывает Алексей. – У нас четверо детей, хотели поить их свежим натуральным молоком. Постепенно поголовье увеличивалось, излишки стали продавать. Познакомились с людьми, которые занимаются сыроварением, заинтересовались. Сегодня у нас 150 голов. Сотрудничаем с другими и сами делаем сыр. Рабочий день начинается в три утра – дойка. Если какую-то запчасть или вещь на другом производстве можно отложить, то животные ждать не могут. Пробовали разводить разные породы, остановились на чешской и альпийской. Они ближе нам по природным условиям, а также хорошо подходят по вкусовым качествам».

У Вадима Коржова из Тимашевского района тоже имеется ферма. Но он не только выращивает птицу, но и занимается производством. Свою продукцию: копчёности, колбасы и колбасные изделия, - реализует на ярмарках в Краснодаре и райцентре. Сельским хозяйством он занимается 12 лет.

«Родился и вырос в станице, с детства приучен к сельскому труду, поэтому и решил заниматься тем, что умею, - говорит фермер. – Сначала для себя выращивали уток, кур, гусей, потом стали продавать излишки, оформил ЛПХ, а когда объёмы увеличились, зарегистрировал КФХ. Начинал с одного коптильного шкафа, потом стал расширяться. Построил три корпуса фермы, убойный цех и цех готовой продукции. На строительство брал кредит, в этом году закрыл его. Теперь в раздумьях, брать ли второй займ. Планы есть, хочу запустить производство полуфабрикатов: пельменей, вареников, голубцов. Занимаемся всей семьёй, есть ещё пятеро работников. Цена на нашу продукцию повыше среднего, потому что изделия натуральные – в колбасе только мясо и специи. Мне нравится этим заниматься, и покупатели довольны».

Оправдывают надежды

Начальник управления развития малых форм хозяйствования и сельхозкооперации министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Андрей Гунько:

«Фермеры обрабатывают больше 1 миллиона гектаров земли. Поэтому, конечно, на них возлагаются большие надежды, которые они полностью оправдывают. Треть всего собранного в крае зерна, почти треть молока и мяса, яиц, больше 60% овощей – это всё наши фермеры. Если вспомнить прошлый год, то КФХ произвели почти 35% всего краевого зерна, а это чуть больше 5 млн тонн.

В этом году малые формы хозяйствования продолжают активно участвовать в производстве продукции. По состоянию на 1 августа 2022 г. мы видим приличные результаты. В общем объёме сельхозпроизводства на их долю пришлось 30% (284,9 тыс. тонн) от краевого объёма молока, 23,6% (72,8 тыс. тонн) от произведённого в крае скота и птицы на убой, а также 40,9% (388,2 млн. штук) яиц. Особенно важно, что малые формы хозяйствования стабильно сохраняют поголовье сельхозживотных».

Помочь фермерам – спасти село

Председатель АККОР Краснодарского края Александр Шипулин:

«К сожалению, статистика говорит о том, что последние 30 лет идёт снижение численности крестьянско-фермерских хозяйств. Имею в виду, не крупные предприятия, не холдинги, а именно небольшие, семейные, где фермер работает сам на себя или нанимает ещё несколько рабочих. Это самая уязвимая часть сельхозтоваропроизводителей, а ведь помимо решения главной задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны такие КФХ решают и другую. Они развивают сельские территории, сохраняют культуру, традиции, уклад жизни деревни. Населённые пункты держатся на этих сельхозпредприятиях, они являются опорными, градообразующими, оказывают поддержку местному населению, школе, клубу, детскому саду. Сегодня, когда молодёжь уезжает из села, важно поддерживать фермеров».