Найти тему
ИСКРА

Как я работала на Вазе, часть вторая

На ВАЗе мне пришлось работать в первый раз ещё в молодости. Когда я пришла на завод мне было 19. Я была на тот момент самой молодой в бригаде. Самым "старым" было немного за 30. Тогда считалось, что на конвейере, а я попала на главный конвейер, должна работать молодёжь. Ведь работа весь день на ногах. Это был 1984 год.

Фото 1984 года я на ВАЗе. Я крайняя справа
Фото 1984 года я на ВАЗе. Я крайняя справа

Конвейер двигался со скоростью одна машина в минуту. Значит за одну минуту надо успеть выполнить свою операцию. Если не успеваешь, то будешь мешать следующему человеку. Там все рассчитано до метра. Вначале страшно конечно было, уплывала. Но всегда кто-то помогал. В основном бригадир. Бригадир должен был уметь работать на любой операции. Но и коллеги тоже частенько помогали.

В каждой бригаде было место для отдыха - огромный стол, за которым могли поместиться все.

На улице, на территории завода, стояли лавочки, где можно отдохнуть в перерыв. В некоторых местах были даже волейбольные площадки.

Все бригады участвовали в социалистическом соревновании. Поэтому нельзя было нарушать рабочий распорядок. За это снимались баллы. Победителям начислялась премия. Кроме того, можно было подрабатывать в рабочее время. Например, если операция рассчитана на двоих, а ты выполняешь её один, то можно было хорошо заработать. В основном тогда все так и подрабатывали. Я, когда научилась, тоже так подрабатывали частенько.

Вот так работала и я - развозила запчасти на конвейер
Вот так работала и я - развозила запчасти на конвейер

Ещё, надо было выучить как можно больше операций. Чем больше операций знаешь, тем выше дается разряд. Самый высокий разряд был у бригадира.

В бригаде постоянно всех переставляли с одной операции, на другую. На каждой операции работали по одному месяцу. Переставляли всех строго по очереди. Были операции, где платили за вредность. Например, если клеить обшивку пола, то за клей доплачивали. Так же было, если работаешь с гайковертом (это типа дрели ручной). Здесь платили за вибрацию. Все было справедливо.

Когда же я устроилась на Ваз в 2011 году, то предполагала, что все будет примерно так же. Я правда не на конвейер устраивалась, но на заводе везде принцип работы бригадный. Поэтому, хоть мы все и работали на складе, но операций тоже было много. Кто-то принимал грузы, кто-то развозил детали по местам. Кто-то собирал готовые наборы деталей для работников конвейера.

Я постаралась научиться работать на всех операциях. Но это уже не отражалось на зарплате никак. Причём никаких норм не было. Сколько пропустят за смену кузовов, столько деталей и надо. Выпускали до 500 автомобилей за смену. А это уже больше, чем один автомобиль в минуту.

Люди с опытом и без опыта получали одинаково. В рабочее время подработать тоже уже не было возможности. Можно было подработать только, если оставаться после работы или выходить раньше. Некоторые как пришли, так и работали на одной операции. А таких, как я "умных", переставляли с места на место. Причем не раз в месяц, а могли хоть каждый день по мере необходимости. Ни о какой справедливости речи не шло. Не нравится, уходи. Никто не держит.

Там вообще принцип работы был такой - или делаешь что говорят, или до свидания. Хотя просто так уволить и не могли, но могли сделать жизнь невыносимой. Я знала на что иду. Но так как у нас в Тольятти пойти работать особо некуда, то я собиралась там проработать до пенсии. Думала буду терпеть сколько смогу.

Проходная ВАЗа
Проходная ВАЗа

Самое неприятное было в том, каких начальников ставили. Особенно девочки бригадиры. Бригадиром могли назначить любого. Независимо от того, знает он работу или нет. Опыта ноль, образования ноль, зато голос командирский. И чуть что один ответ на все - не нравится, уходи. Приятного мало. Там я как следует прочувствовала капитализм на своей шкуре. Но я упорно старалась не замечать минусы.

Плюсов было много. Стабильная зарплата, оплачиваемый праздничные дни, возможность подработки, зарплата процентов на 30 выше чем в среднем по городу. Знаете, когда есть желание заработать, то делать нечего, приходится терпеть.

И все так терпят на заводе. Сама работа неплохая. Но отношение к людям как к мусору ужасно подавляет психику. А так как, несмотря на нехватку людей, шли постоянные сокращения и реорганизация, то под угрозу увольнения подпадали все.

А у всех кредиты, ипотеки, дети. Так что все терпят. Остаются самые терпеливые.

Потом был один счастливый год, когда я попала в программу персональных менеджеров. Год побыла уважаемым человеком. Правда не со стороны Автоваза, а со стороны дилеров. Наше начальство с Ваза продолжал с нами общаться как с рабами. Мол, отправили вас, все условия предоставили, работайте без выходных и не вякайте. А если что, отзовем назад. Желающих на ваше место найдётся и немало.

Я в качестве представителя ВАЗа на Автопробеге Веста
Я в качестве представителя ВАЗа на Автопробеге Веста

А условия и правда были хорошие. Спасибо за них Бу Андерсону. Это он распорядился селить представителей в лучшие гостиницы, оплачивать аренду отдельной квартиры, платить хорошие командировочные. У нас получалось по две зарплаты в месяц. Зарплата по среднему и командировочные по тысяче в день. Кроме того, ещё и связь оплачивалась. Безлимитный интернет и телефон. После такой жизни возвращаться на завод не очень хотелось. Тем более, что нас предупредили заранее, что устроят нам сладкую жизнь после возвращения.

Я когда вернулась, то моей бригады уже не было. У нас сократили целую смену. Начали гонять по бригадам. Везде говорили что я не нужна. Потом определилась с бригадой. Но работать на заводе уже не хотелось. Подумала, зачем мне все это терпеть?

Многие терпели ради досрочной пенсии. На Вазе есть такая возможность.

Ну ушла бы я на два года раньше на пенсию, а дальше что? Все равно на пенсию не проживёшь. Придётся где-то работать. Поэтому и решила уволиться сама. Тем более, что давали пять окладов за это.

Мой принцип такой - дают, бери!

Взяла и ушла с лёгкой душой.

Да, забыла сказать - новое руководство завода велело убрать все лавочки и спортивные площадки. Посидеть в перерыве на улице уже было нельзя. И ещё запретили цветы в кабинетах. Уж не знаю, чем им цветы не угодили. Все для людей, как говорится.

После работы на Вазе Москва меня не страшила. Хуже, чем на Вазе, ко мне нигде не относились. Даже в Теремке. Так что, школу жизни на Вазе я прошла хорошую.

А в следующей своей статье хочу рассказать вам, как я жила в Москве в рабочем общежитии. Рассказ достоин статьи. Такие персонажи, такие истории. Или о том, как я работала представителем ВАЗа и персональным менеджером Весты. Пишите о чем вам интереснее почитать!

Ставьте лайк, если эта статья понравилась и ждите новые статьи. Постараюсь написать оперативно.

А с вами была ИСКРА!

Подписывайтесь! У меня ещё много интересных историй!