На что именно обращать внимание в проявлении поискового, хоботкового и сосательного рефлекса в каждом возрастном периоде, чтобы вовремя среагировать и предупредить возможные грубые отклонения в развитии малыша.
. . . . . . 🤗 БЛАГОДАРЮ за 👍 проделанной мной работе
В части №1 по этой теме я рассказала, что оральный автоматизм
- формируется 3мя безусловных рефлексов, поисковым, хоботковым и сосательным
- базируется на важных мозговых структурах
Также кратко описала:
- как проявляются/тестируются все 3 рефлекса
- где искать нарушения в мозговых структурах, если рефлекс нарушен
- какие могут последствия для развития ребёнка при нарушении рефлекса
ССЫЛКА для тех, кто ещё не успел причитать.
Теперь поговорим о том,
что должен заметить родитель.
Ребёнку 0-3 месяца
Все эти рефлексы должны быть хорошо проявлены:
👉 как отдельные элементы, как описано выше
👉 так и собранными в общую реакцию на внешний раздражитель в виде автоматического сосания и поворота головы в сторону раздражителя (звук, свет, тактильный в области лица)
👉 также и в виде хорошего сосания груди
Если видим патологическую активность:
👉 слабые или слишком яркие все или какой-то один
👉 вялая сосательная активность или захватывает так, что не оторвать, да и маме больно
👉 часто теряет грудь, долго ищет перед тем, как начать сосать и т.п.
👉 нет реакции автоматическим сосанием на внешний раздражитель (может и не быть в течении 30-60 минут после еды)
Можем предположить, что есть грубые нарушения в мозговых структурах (статья ЗДЕСЬ), которые могут помешать дальнейшему нормальному развитию малыша.
Действия родителя в этом возрасте:
- заметить что, что-то не так с проявлением оральных автоматизмов
- обратиться к неврологу, у которого достаточно времени и опыта для детального исследования ребёнка
- пройти 1- 3 процедуры остеопатической коррекции для снятия имеющихся компрессий / напряжений и освобождения кровотока
- проконсультироваться со специалистом по ГВ
- начать проведение ежедневных процедур/упражнений двигательной терапии под руководством физического/двигательного терапевта:
✔ для освобождения тканей тела от компрессий
✔ для поддержания эффекта от остеопатической коррекции
✔ для стимуляции формирования функций и навыков слежения за предметом, правильного подъёма головы, выхода плечевого пояса из состояния новорожденности, раскрытия ладони (тесно связано с оральными автоматизмами)
Ребёнку 4-5 месяцев
- сосательный сохраняется на том же уровне
- рефлексы поисковый и хоботковый постепенно затухают и при их стимуляции активизируется сосательный
- реакцией на внешний раздражитель помимо сосательных движений появляется и просто открытие рта
- ребёнок начинает делать первые попытки повторять артикуляцию, разговаривающего с ним взрослого
Если попыток артикуляции нет, то при медленном высокоамплитудном движении своими губами, слегка ударяем по губкам ребёнка, как при стимуляции хоботкового рефлекса.
Ребёнку 6 - 8 месяцев
- сосательный рефлекс постепенно начинает затухать
- реакция на раздражители только открытием рта без сосательных движений
- яркая длительная с хорошим визуальным вниманием артикуляционная реакция на обращённую к ребёнку речь взрослого - подражательная речь
- появляются подражательные высовывания языка и движения им
Ребёнку от 9 месяцев
- сосательный рефлекс полностью затухает
- появляются первые слова
- реакция на внешние раздражители уже ни в коем случае НЕ должна проявляться открытием рта - появляются другие мимические реакции при закрытом рте.
Открытие рта на резкий звук или изменение положения тела, или на яркость света и т.п. здесь уже говорит о грубых патологиях по структурам нервной системы, о которых говорили в возрасте 0-3 месяца 👆
Конечно, это будет не единственный симптом,
а тот заметный, который подскажет, что отклонения в развитии, как в психоэмоциональном, так и в моторном связаны со структурами, на которых базируются оральные автоматизмы. Работать нужно на коррекцию и освобождение этих структур в первую очередь.
Что делать родителям ребёнка от 4х месяцев, если заметили отклонения по вышеописанным пунктам?
💯 НЕ паниковать! А всё по той же схеме:
- обратиться к неврологу, у которого достаточно времени и опыта для детального исследования ребёнка
- пройти 1- 3 процедуры остеопатической коррекции для снятия имеющихся компрессий / напряжений и освобождения кровотока
- начать проведение в домашних условиях ежедневных процедур/упражнений двигательной терапии под руководством физического/двигательного терапевта:
✔ для освобождения тканей тела от компрессий
✔ для поддержания эффекта от остеопатической коррекции
✔ для коррекции патологий развития и стимуляции навыков по возрасту
❓ Вопрос к родителям годовасиков и старше
Можете сейчас вспомнить и отследить взаимосвязь:
✔ между качеством проявления сосательного рефлекса
✔ освоением навыков и развитием речи
✍Напишите в комментариях 👇
Думаю, многим будет интересно и полезно!
❗ Есть необходимость в помощи - ОБРАЩАЙТЕСЬ