Найти тему

Чек-лист диагностики развития младенца по оральному автоматизму. Часть2

Оглавление

На что именно обращать внимание в проявлении поискового, хоботкового и сосательного рефлекса в каждом возрастном периоде, чтобы вовремя среагировать и предупредить возможные грубые отклонения в развитии малыша.

. . . . . . 🤗 БЛАГОДАРЮ за 👍 проделанной мной работе

В части №1 по этой теме я рассказала, что оральный автоматизм

  • формируется 3мя безусловных рефлексов, поисковым, хоботковым и сосательным
  • базируется на важных мозговых структурах

Также кратко описала:

  • как проявляются/тестируются все 3 рефлекса
  • где искать нарушения в мозговых структурах, если рефлекс нарушен
  • какие могут последствия для развития ребёнка при нарушении рефлекса

ССЫЛКА для тех, кто ещё не успел причитать.

Теперь поговорим о том,
что должен заметить родитель.

Ребёнку 0-3 месяца

Все эти рефлексы должны быть хорошо проявлены:

👉 как отдельные элементы, как описано выше
👉 так и собранными в общую реакцию на внешний раздражитель в виде автоматического сосания и поворота головы в сторону раздражителя (звук, свет, тактильный в области лица)
👉 также и в виде хорошего сосания груди

Если видим патологическую активность:

👉 слабые или слишком яркие все или какой-то один
👉 вялая сосательная активность или захватывает так, что не оторвать, да и маме больно
👉 часто теряет грудь, долго ищет перед тем, как начать сосать и т.п.
👉 нет реакции автоматическим сосанием на внешний раздражитель (может и не быть в течении 30-60 минут после еды)

Можем предположить, что есть грубые нарушения в мозговых структурах (статья ЗДЕСЬ), которые могут помешать дальнейшему нормальному развитию малыша.

Действия родителя в этом возрасте:

  • заметить что, что-то не так с проявлением оральных автоматизмов
  • обратиться к неврологу, у которого достаточно времени и опыта для детального исследования ребёнка
  • пройти 1- 3 процедуры остеопатической коррекции для снятия имеющихся компрессий / напряжений и освобождения кровотока
  • проконсультироваться со специалистом по ГВ
  • начать проведение ежедневных процедур/упражнений двигательной терапии под руководством физического/двигательного терапевта:
    ✔ для освобождения тканей тела от компрессий
    ✔ для поддержания эффекта от остеопатической коррекции
    ✔ для стимуляции формирования функций и навыков слежения за предметом, правильного подъёма головы, выхода плечевого пояса из состояния новорожденности, раскрытия ладони (тесно связано с оральными автоматизмами)
Источник фото: открытый ресурс Я.картинки
Источник фото: открытый ресурс Я.картинки

Ребёнку 4-5 месяцев

  • сосательный сохраняется на том же уровне
  • рефлексы поисковый и хоботковый постепенно затухают и при их стимуляции активизируется сосательный
  • реакцией на внешний раздражитель помимо сосательных движений появляется и просто открытие рта
  • ребёнок начинает делать первые попытки повторять артикуляцию, разговаривающего с ним взрослого

Если попыток артикуляции нет, то при медленном высокоамплитудном движении своими губами, слегка ударяем по губкам ребёнка, как при стимуляции хоботкового рефлекса.

Источник фото: открытый ресурс Я.картинки
Источник фото: открытый ресурс Я.картинки

Ребёнку 6 - 8 месяцев

  • сосательный рефлекс постепенно начинает затухать
  • реакция на раздражители только открытием рта без сосательных движений
  • яркая длительная с хорошим визуальным вниманием артикуляционная реакция на обращённую к ребёнку речь взрослого - подражательная речь
  • появляются подражательные высовывания языка и движения им
Источник фото: открытый ресурс Я.картинки
Источник фото: открытый ресурс Я.картинки

Ребёнку от 9 месяцев

  • сосательный рефлекс полностью затухает
  • появляются первые слова
  • реакция на внешние раздражители уже ни в коем случае НЕ должна проявляться открытием рта - появляются другие мимические реакции при закрытом рте.

Открытие рта на резкий звук или изменение положения тела, или на яркость света и т.п. здесь уже говорит о грубых патологиях по структурам нервной системы, о которых говорили в возрасте 0-3 месяца 👆

Конечно, это будет не единственный симптом,
а тот заметный, который подскажет, что отклонения в развитии, как в психоэмоциональном, так и в моторном связаны со структурами, на которых базируются оральные автоматизмы. Работать нужно на коррекцию и освобождение этих структур в первую очередь.

Что делать родителям ребёнка от 4х месяцев, если заметили отклонения по вышеописанным пунктам?

💯 НЕ паниковать! А всё по той же схеме:

  • обратиться к неврологу, у которого достаточно времени и опыта для детального исследования ребёнка
  • пройти 1- 3 процедуры остеопатической коррекции для снятия имеющихся компрессий / напряжений и освобождения кровотока
  • начать проведение в домашних условиях ежедневных процедур/упражнений двигательной терапии под руководством физического/двигательного терапевта:
    ✔ для освобождения тканей тела от компрессий
    ✔ для поддержания эффекта от остеопатической коррекции
    ✔ для коррекции патологий развития и стимуляции навыков по возрасту

❓ Вопрос к родителям годовасиков и старше

Можете сейчас вспомнить и отследить взаимосвязь:
✔ между качеством проявления сосательного рефлекса
✔ освоением навыков и развитием речи

Напишите в комментариях 👇
Думаю, многим будет интересно и полезно!

Есть необходимость в помощи - ОБРАЩАЙТЕСЬ

-5