Найти тему

Необходимые документы и разрешения для работы на маркетплейсах.

В этой статье:

  • разберем, зачем нужно разрешение на продажу товаров бренда;
  • поговорим о сертификации;
  • рассмотрим новое для многих явление - маркировку "Честный знак".

Когда вы начинаете работать с поставщиками, необходимо учесть важные моменты:

1. Для продажи товара под брендом, маркой, названием, поставщика необходимо получить от него разрешение на торговлю под его брендом.

Пример: ИП Васильева решила продавать товары ИП Королькова, у которой есть торговая марка “Апельсин”. Необходимо, чтобы ИП Королькова подписала разрешение, что ИП Васильева имеет право продавать под ТМ “Апельсин” на WB, Яндекс-маркет, ОЗОН. На случай, если ИП Королькова решит продавать самостоятельно свой товар и попросит ИП Васильева убрать с рынка товар под ТМ “Апельсин”, ИП Васильева предъявит разрешение на торговлю под данной ТМ, на продажу бренда ИП Королькова.

Важно!

Этим разрешением вы обезопасите себя и свой бизнес в будущем.

2. На маркетплейсах несколько поставщиков могут продавать товар под одним брендом, названием.

Пример: Вы продаете под брендом одного поставщика и ИП Веселов вышел с этим же товаром от этого же поставщика.

Если вы хотите стать эксклюзивным продавцом - необходимо решать этот вопрос именно с тем производителем, продавцом, у которого вы закупаетесь.

3. WB никакой эксклюзивности (когда только Вы можете продавать товар на МП) никому не даёт.

Торговая марка (товарный знак) регистрируется для того, чтобы НИКТО не мог продавать под вашим брендом. Но на старте это не нужно.

Если в будущем, после того как тестовая партия оправдала ваши ожидания, вы решите работать только в этом направлении и с этим видом товара, тогда можете регистрировать. По стоимости это будет около 50-80 тыс. рублей, а по срокам от полугода до года.

4. Помните: крупные бренды и реплики продавать ЗАПРЕЩЕНО.

Шаблон уведомления о разрешении продавать товары бренда

Заинтересованным лицам

Исх № 56 от «___»_____ ______г.

Уведомление

Настоящим письмом уведомляем Вас, что между ООО “Ромашка” (Продавец) и ООО “Василек” (Покупатель) заключён договор поставки №1 от 10.01.2022 г.

Покупатель имеет исключительное право реализовывать товары Продавца торговой марки ________________, приобретаемые у Продавца, в рамках вышеуказанного договора поставки на сайтах-агрегаторах, в интернет-магазинах, на маркетплейсах в т. ч., но не ограничиваясь:

- OZON.RU

- Wildberries.ru

- Beru.ru

- Goods.ru

- TMall.ru

- СДЭК Маркет

- ВсеИнструменты.ру

Данное исключительное право предоставлено Покупателю бессрочно.

С уважением,

Генеральный директор ООО ____________ /расшифровка подписи/

М.П.

1. Что такое бренд? И что такое торговая марка? В чем разница?

В законодательстве РФ, если мы говорим о Российских площадках (WB, OZON), такого понятий как “бренд” и “торговая марка” не существует.

У нас есть понятие товарный знак или знак обслуживания. Торговая марка – это зарубежный аналог этого понятия.

Товарный знак по законодательству РФ –

это графическое изображение или текстовое обозначение.

Например, товарные знаки применяются для нанесения их на товары, а знаки обслуживания для обозначения услуг.

У бренда законодательного определения нет, под ним подразумевают торговую марку, товарный знак, а также комплекс представлений о ценностных характеристиках продукта или компании.

Например: Я открываю магазин одежды и называю его “Клубничка”, без регистрации товарного знака, но, если мы возьмем бренд “Бархатные ручки” – это зарегистрированный товарный знак.

Гос регистрация товарного знака накладывает запрет на использование аналогичного обозначения другими людьми без разрешения правообладателя.

То есть, если у меня есть свидетельство о регистрации товарного знака “Бархатные ручки” – никто без моего разрешения не вправе использовать это словосочетание. Если кто-то использует его, то я могу взыскать с него компенсацию и запретить использование.

Логотип – графическая эмблема, используется для индивидуализации продукта или бренда.

2. Стоит ли сразу регистрировать свой товарный знак? Сколько это стоит? Сколько это займет времени?

- Необходимость получения гос регистрации и получения защиты исходит из того, какой потенциал вы видите в своем товарном знаке.

Если это запланированный проект, в который вы вкладываете огромные деньги, привлекаете инвестиции и т.д., если есть стратегия на несколько лет вперед, то товарный знак нужно защищать, хотя бы путем подачи документов на регистрацию, чтобы вас никто не опередил.

- Процедура регистрации в Роспатенте – Государственной Федеральной службе по интеллектуальной собственности занимает от 4-х месяцев до 1,5-2-х лет.

- Из чего складывается стоимость:

1.Стоимость разработки– от бесплатного до сотен тысяч, этим занимаются дизайнеры, с которыми обязательно нужно заключить договор авторского заказа, он предусматривает отчуждение в вашу пользу исключительных прав на этот товарный знак.

Если вам сделали логотип без договора и не передали на него права по договору, в таком случае автор логотипа в любой момент может запретить его использование, даже если вы уже оформили товарный знак.

2. Обращение в Роспатент через заявку о регистрации товарного знака. Лучше это делать через юристов, которые на этом специализируется, потому что есть большое количество нюансов, у вас могут не принять документы.

3. Оплата гос.пошлин. Минимальный размер госпошлин с выдачей свидетельства на товарный знак составляет около 33 000 рублей:

· госпошлина за подачу заявки,

· за формальную экспертизу,

· за экспертизу заявленного обозначения (информационный поиск среди зарегистрированных обозначений и заявок),

· госпошлина за выдачу свидетельства.

В заявке на регистрацию товарного знака, необходимо указать перечень товаров и услуг, для которых в дальнейшем будет использоваться товарный знак, а также соответствующие им классы МКТУ (Международная классификация товаров и услуг)

Чем больше классов МКТУ вы заявляете для своего товарного знака, соответственно, тем выше будет величина госпошлины по такому товарному знаку.

3. Например, есть есть АДИДАС, а могут сделать АДИПАС – название вроде другое, но похожее, используются начертания, цвета логотипа. Можно ли сделать?

В законодательстве РФ есть термин “Схожесть до степени смешения”, который используется в судебной практике. Если правообладатель первоначального товарного знака обнаруживает схожий знак, он вправе подать претензию и обратиться в суд с иском о запрете использования такого знака.

И если схожесть до степени смешения устанавливается, суд запрещает вам использовать этот знак. К тому же, правообладатель, который пожаловался на вас, вправе взыскать компенсацию от 10 тыс. до 5 млн. рублей за использование схожего товарного знака без разрешения правообладателя.

4.Если вы хотите продавать товар на МП, нашли производство, у которого уже есть товарный знак, как получить разрешение на использование товарного знака производителя?

Договоренности можно оформить несколькими способами:

-Лицензионный договор — это аренда права на использование товарного знака с регулярными платежами.

- Франшиза. Договор коммерческой концессии с регулярными платежами.

- Договор об отчуждении исключительного права. Вы покупаете у правообладателя исключительное право на использование его товарного знака, становитесь его правообладателем, можете продавать товар под этим товарным знаком.

5. Бывают ситуации, когда производитель бесплатно дает разрешение на реализацию своей продукции с использованием его товарного знака, какой, в таком случае, документ от него необходим?

В таких ситуациях, стороны обмениваются разрешительными письмами, но не стоит забывать, что коммерческая деятельность – это высокорискованная деятельность и защитить вас сможет только договор.

6. Закупили у производителя товар, на этикетке зафиксирован товарный знак “Фиалка”. Продажи товара на маркетплейсе начинаются под этим товарным знаком?

Здесь необходимо отличать производителя от правообладателя.

Завод, который производит айфоны в Китае, не является правообладателем торгового знака Apple, и если вы хотите получить разрешение на использование этой торговой марки, этого логотипа – вам нужно связываться с правообладателем, а не с заводом.

7. Я взаимодействую с производителем, он же является правообладателем товарного знака. Хочу продавать товар не под этим знаком, а обезличено.

Существует такое понятие “исчерпание права”.

То есть если вы откроете магазин с надписью “Сумки” и будете продавать продукцию CHANEL и PRADA, вам никто слова не скажет.

Но ВАЖНО понимать, что использовать в рекламных целях логотипы, символику и т.д. без лицензионного договора НЕЛЬЗЯ!

8. Вы придумали название товарного знака и хотите проверить нет ли уже такого в природе, куда обращаться?

Необходимо зайти на сайт Роспатента Федеральной службы по интеллектуальной собственности, найти раздел с открытыми реестрами товарных знаков и знаков обслуживания, общеизвестных товарных знаков, товарных знаков с международными регистрациями, реестр с заявками на регистрацию. В поисковой строке вводите желаемое название и появится список обозначений, где используется похожий текст. Смотрите и сравниваете, что вы можете использовать.

9. По закону РФ, когда мы продаем товар у нас должны быть на него разрешительные документы: сертификат, декларация или отказное письмо. Довольно часто происходит путаница между сертификатами и разрешающими документами на торговый знак, в чем же разница?

Сертификаты, декларации – это документы соответствия товара, установленных требованиям качества.

Счета, счета-фактуры – документы учета.

Документы на товарный знак – это документы, которые свидетельствуют о вашем праве использовать этот товарный знак рядом способов. Продавать под брендом.

При наличии учетных документов вы можете продавать товар через исчерпание права свободно. Если этих документов нет, а есть только право на продажу по лицензионному договору, –маркетплейсы могут не принять товар, необходимо доказать их происхождение через предоставление документов на товар.

Если продавать товары под брендом, необходимо обращаться к правообладателю.

Если продавать обезличенно, без использования бренда, вам нужно проверить, что у посредника есть все необходимые документы на товар – разрешающие, отчетные, в этом случае при покупке товара происходит правоисчерпание и вы можете законно продавать товар.

Маркетплейсы выступают против продажи реплик. Нельзя купить на садоводе Chanel и продавать на МП, для этого нужны все необходимые документы.

13.Если вы хотите печатать на посуде или одежде самостоятельно мультяшных персонажей, то помните, все они зарегистрированы и являются объектами интеллектуальной собственности. Более того, нельзя даже сделать персонаж хоть немного похожим, видоизменить и т.д., так как персонаж не должен угадываться.

У брендов есть штат юристов, которые просматривают интернет в поисках незаконного использования их собственности, сначала устно просят убрать, если не соглашаются – направляют претензию и идут в суд.

14. Где и как искать правообладателя товарного знака?

1 способ: В Реестре Роспатента

2 способ: Организация Российское авторское общество

Можно зайти на сайт РАО, они ведут реестры, там есть все контактные данные: телефоны, эл.почты правообладателей.

Авторское право – это право создателя, если вы нарисовали логотип, например.

А право на товарный знак – это производное право, право собственности.

15.Давайте посмотрим, что же влечет за собой продажа товаров без товарного знака, без лицензионного договора, приобретенных не у официального представителя?

Вы можете это делать сколько угодно долго, а можете и 2 дня.

-Есть административное наказание со штрафом от 5 000 до 200 000 рублей за незаконное использование чужого товарного знака;

- Также могут представить гражданский иск на сумму на 5 млн.рублей за незаконное использование товарного знака;

- За ввоз и распространение (реплик и подделок), может быть, и уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав по ст.146 УК РФ до 6 лет лишения свободы.

Далее предлагаю ознакомиться с сертификацией продукции.

Что такое сертификация? Почему необходимо иметь документы на товар? Какие есть документы для товаров?

Таможенный союз стран ЕАЭС (Евразийский экономический союз) – соглашение между странами для создания комфортных условий торговли.

ТР ТС – технический регламент Таможенного союза, документ, который предписывает производителям РФ, Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии проводить в обязательном порядке сертификацию и проверку качества продукции (товаров).

Любая продукция, которая производится, продается и привозится в нашу страну (или на территорию ЕАЭС), в обязательном порядке должна иметь документ о качестве.

Весь товар, который приходит в Россию, должен быть растаможен. Таможня перед запуском продукции в страну требует наличие разрешительных документов, без них в страну товар ввезти нельзя.

Какие существуют документы на товары?

Сертификат соответствия, декларация, отказное письмо, в чем разница?

Когда вы выбираете товар на продажу, нужно уметь визуально оценивать, какую степень риска эта продукция может нести. Например, детская продукция: требования к ней должны быть завышены.

1. 99% детской продукции должно иметь сертификат соответствия – это документ, подтверждающий соответствие качества продукции техническим регламентам ЕАЭС.

Сертификацию ведет не заявитель, а специализированный орган (внесенный в реестр Госаккредитации), который выдает этот сертификат, он несет часть ответственности за выпуск данного документа.

2. Декларация о соответствии – это упрощенный документ, который выдает не специальный орган, а любая сертифицирующая компания, заявитель подписывает документ электронной подписью и несет полностью сам без третьих лиц все риски.

3. На рынке существует большой перечень продукции, которая не подлежит обязательной сертификации или декларированию – на нее оформляемся отказное письмо.

Сертификат соответствия. Его стоимость, срок действия, как оформляется?

  • Сертификат соответствия оформляется через сертифицирующий центр.
  • Максимальный срок на который можно оформить сертификат соответствия – 5 лет.
  • Стоимость сертификата соответствия определяется наличием сертификационных требований и положений к данной продукции.

Например: одежда или изделия из ткани – ориентир 55 – 60 000 рублей, 80% этой суммы – стоимость лабораторных испытаний, остальная часть – это составление документов.

Декларация о соответствии. Как оформляется, на какой срок?

  • Ответственность за достоверность данного документа несет сам заявитель, а не сертифицирующие органы.

Сертифицирующие центры полностью готовят макет, перечень документов, загружают эти документы в Государственный Реестр, заявителю остается просто зайти в личный кабинет Росаккредитации, , подписать декларацию и выгрузить ее на свой носитель.

  • На документе стоит печать заявителя, а не сертифицирующего органа.
  • Декларация о соответствии действует в течение срока, указанного заявителем, но не превышает 5 лет.

Отказное письмо – документ для товаров, которые не подлежат обязательной сертификации.

Например, WB и OZON требуют от своих поставщиков отказные письма, хотя они не являются обязательными документами на товар в РФ.

Если товар куплен в другой стране, имеются документы соответствия у производителя из этой страны, нужно ли в РФ проходить заново проверки товара?

По 5 странам Евразийского таможенного союза (ЕАЭС) документы равноправно действуют на территории любой из этих стран, по другим – нет.

Существуют ли ограничения на лиц, которые могут оформить сертификат/декларацию/отказное письмо – ИП, ООО, самозаняный?

  • Сертификаты, декларации и подобные документы оформляются с использованием юридического лица – ИП (Индивидуальный предприниматель), ООО (Общество с ограниченной ответственностью).
  • Самозанятому может выдаваться только отказное письмо.

Чем отличается сертификат соответствия от свидетельства государственной регистрации?

  • Свидетельство о госрегистрации – документ, который выдает в России Роспотребнадзор, это санитарно-гигиенический документ на продукцию, которая может оказать серьезный ущерб человеку.
  • Сертификат соответствия – это более распространенный документ, подтверждающий безопасность на большой перечень товаров.

Куда подгружать сертификаты и нужно ли их подгружать на WB?

от 17.06.21 – WB сообщает, что загрузка сертификатов, деклараций, отказных писем не требуется. Их мы предъявляем по требованию покупателя и пишем номер сертификата в ответ на вопрос.

Чаще всего сертификат запрашивают в вопросе под карточкой, там прописывается ответ и номер сертификата.

Самое время рассказать вам про Национальную систему цифровой маркировки товаров “Честный знак” – это информационная база, созданная по принципу государственно-частного партнерства, в которую по закону должны передавать сведения продавцы, поставщики о товарах, подлежащих специальной маркировке.

Для каждой товарной группы есть Постановление Правительства, в котором указано, какие коды ТН ВЭД маркируются.

Система отслеживает, когда товар появился и когда он готов к продаже, то есть это две точки входа:

  • производство в России (стране ЕАЭС);
  • импорт из другой страны.

Код маркировки нельзя получить, если товар ввозится по серой схеме, без таможни.

При передаче товаров, подлежащих специальной маркировке, от одного юридического лица другому, оформляется электронная накладная, которая регистрируется в системе электронного документооборота (ЭДО) и проходит параллельно через систему "Честный знак".

Все документы подтверждаются электронной подписью.

Для того, чтобы начать работать с товарами, маркированными “Честным знаком”, необходимо:

  • Зарегистрироваться в системе “Честный знак”;
  • Получить электронную подпись
  • Зарегистрировать свое предприятие в системе ЭДО - электронного документооборота.

В России достаточно много сервисов ЭДО, самые популярные:

  • Такском;
  • Сбис;
  • Контур;
  • E-COM;

Рекомендуем зайти на сайт честныйзнак.рф и ознакомиться со всеми тонкостями этой темы.

Это делает производитель или сторонняя организация. Аккаунт-менеджеры только контролируют их наличие, чтобы избежать проблем с маркетплейсом.

Я постаралась довольно подробно рассказать про документы и сертификаты, в целом, запоминать данную информацию не обязательно, но понимать следует. Желаю всем удачи!