Окончание.
В Сибири есть две знаменитые автодороги, сыгравшие определенную положительную роль в развитии территории. Это Чуйский тракт на Алтае, и наш — Усинский. Историю этой дороги, связывающей три огромных сибирских региона — Красноярский край, Хакасию и Тыву, — мы начали рассказывать в прошлом номере газеты. И остановились на событиях 1917 года. С них и начнем сегодня.
Революционные события привели к противостоянию различных групп населения бывшей империи. Эти события коснулись и нашего южносибирского региона. Активизация деятельности вооруженных китайско-монгольских отрядов на русско-китайской границе послужила толчком к вооруженному мятежу урянхов против русского присутствия.
С 1 по 3 июня 1919 года в районе реки Кемчик, где проживали наиболее русофобски настроенные урянхи, казалось, горела земля. Мятежники — от 400 до 600 человек — разграбили и сожгли все русские торговые фактории, заимки, убили свыше 60 мужчин, а русских женщин и детей угнали в плен. По данным И.И. Серебренникова: «…Этот мятеж сопровождался первобытными расправами над российскими подданными. Урянхи сбрасывали людей в реку со связанными руками, не щадили ни старых, ни малых…»
Для подавления этих волнений и прекращения издевательств в район Чадана были направлены казаки Сибирского казачьего войска и местные крестьяне-дружинники. Во главе со своим командиром подъесаулом СКВ Распопиным они сражались насмерть. Известно, что во время одного такого боя была уничтожена банда урянхов почти в сто человек.
Впрочем, на войне без потерь не бывает. В боях их несли обе стороны. Командир сотни 3-го Сибирского казачьего полка доносил управляющему делами Урянхайского края А.А. Турчанинову (так стала называться его должность после прихода к власти адмирала Колчака) о трех набегах на посты и о первой жертве: «В вооруженной стычке с урянхами убит один казак и ранено три дружинника».
Замечу, как «оригинально» поступали в этой ситуации жители некоторых русских селений. Они откупались от притязаний мятежников весьма своеобразно. Спасая собственные жизни, эти жители захватывали отдельных офицеров, казаков или дружинников и сдавали их урянхам на скорую расправу в обмен на свое спокойствие и относительно сытую жизнь. В общем, действовали по известному принципу: «Своя рубашка к телу ближе».
В.А. Шулдяков, историк, автор научного двухтомного труда «Гибель Сибирского казачьего войска», пишет, что «…сильное недовольство среди урянхайского населения в 1918–1919 годах вызывали товарный голод, обесценивание денег и спекуляция. Особенно сильное озлобление вызвали спекулятивные операции сибирских татар, проникших в этот район из мест компактного проживания в Минусинском уезде. Русские товары первой необходимости были редки и чрезвычайно дороги. Но китайских и монгольских купцов с их дешевыми товарами русские власти в Урянхай не пускали. Революционной смутой и общей разрухой в России решили воспользоваться китайские торговые фирмы («Бани-бабу» и другие), изгнанные из этих мест в 1912 году. Их агенты действовали в 1918–1919 годах через монгольскую и урянхайскую знать, вели тайную русофобскую пропаганду среди урянхов, а среди русского населения распространяли сведения о «доступности и дешевизне китайских товаров». В Монголии, у русской границы, рассредоточились монголо-китайские вооруженные отряды, а в селения, расположенные на левых притоках Кемчика, были посланы агитаторы, разжигающие антирусские настроения и подстрекающие к вооруженным выступлениям. В те годы подрывная работа монголов и китайцев велась при участии крупных урянхайских чиновников, которые, по сути, были руководителями вооруженных мятежей на местах».
Нельзя сбрасывать со счетов и действия собственно китайских отрядов. Овладев районом Кемчика, они принялись наводить здесь свои порядки, стремились распространить влияние и на другие районы Урянхая. Так, монгольский боевой отряд численностью до 350 всадников появился дальше, за хребтом — у Самагалтая. Монголы начали проникать и в Подхребтинский район.
Но вернемся в 1917 год. Революционные события марта — октября и начавшаяся в стране кровопролитная гражданская война прервали строительство дороги, и Усинский тракт так и остался недостроенным. А за годы гражданской войны он еще и значительно пострадал, причем некоторые его объекты и сооружения пришли в полную негодность. Лишь с середины 1920 года началось фрагментарное восстановление Усинской дороги. К работам были привлечены многие местные крестьяне, которым участие в строительстве засчитывалось в уплату «гужевой и трудовой повинности» — существовали в Стране Советов и такие виды налогов с физических лиц.
В 1925 году к строительству Усинского тракта было привлечено большое число крестьян из состава населения Минусинского уезда. Постоянный же штат Управления строительства дороги составлял в разное время от 23 до 35 человек.
В 1926 году от Кызыла (бывшее название столицы Тувы — Белоцарск, основан в 1914 г.) до Минусинска и обратно совершил поездку первый автомобиль. Для организованной перевозки грузов в Урянхайский край — Танну — Тыву в 1929 году создается акционерное общество «Союзтранс». Его автоколонны находились в Минусинске и селе Усть-Абаканское (ныне город Абакан).
После вступления в 1944 году Тувинской Народной Республики в состав Советского Союза на правах автономной области, а затем и автономной республики эта автодорога стала иметь важнейшее хозяйственное и военное значение. Она служила для связи юга Красноярского края (образован в 1934 г.) с Тывой и Монголией и защиты нашей территории в случае возникновения какоголибо военного конфликта в этом непростом регионе. Таковым ее значение остается и поныне.
Сергей БАЙКАЛОВ
Абакан — Большой Монок
Фото из открытых источников