Найти тему
МуZей Победы

Первый советский двухместный истребитель ДИ-6

Традиционно истребители Второй мировой создавались для одного пилота. Дополнительные стрелки входили в экипажи более тяжелых машин.

Двухместные истребители

В 20-ые годы в СССР начались разработки по созданию двухместного истребителя с местом заднего стрелка. Этим проектом занималась группа авиаконструкторов под руководством «короля истребителей» Поликарпова. Несмотря на усилия инженеров, только ДИ-6 попал в серию, предыдущие образцы выпускались лишь в опытных вариантах.

ДИ-6
ДИ-6

Самолет был разработан бригадой конструктора Кочергина вместе с инженером Владимиром Яценко. Первый экспериментальный образец увидел свет в 1934 году. ДИ-6 имел 2 крыла, площадь верхнего была значительно больше. Такая конструкция называлась полуторапланом и являлась разновидностью бипланов. При разработке истребителя конструкторы применили несколько передовых решений: двигатель находился в хорошо обтекаемом капоте, стрелок располагался в закрытой кабине с выдвижным пулеметом. Кроме того, ДИ-6 стал первым бипланом с убираемым шасси.

Самолет создавался в двух вариантах: истребителя и штурмовика. В версии истребителя на крылья самолета ставили 2 пулемета ШКАС с 750 патронами на ствол. Такой же пулемет ставили и в турели стрелка. В штурмовом варианте 2 крыльевых ШКАСа заменили на 4 пулемета ПВ-1 с общим боезапасом в 3000 патронов. В перегрузочном варианте его можно было увеличить до 4 тысяч. Пулемет ПВ-1 был устаревшим, обладал меньшей скорострельностью - 750 выстрелов в минуту против 1 800 у ШКАСа. Но зато ПВ мог вести огонь более длинными очередями и был дешевле в производстве.

Опытный образец ДИ-6 после доработки
Опытный образец ДИ-6 после доработки

Чтобы усилить поражение наземных целей, 2 пулемета ПВ-1 закрепили под углом для стрельбы сходящимся «веером», а 2 смотрели параллельно. Кроме того, на штурмовик можно было подвесить 4 бомбы по 40 кг. Для штурмовой версии сделали бронированную спинку и чашку сиденья.

-5

В целом на испытаниях машину оценили положительно. Самолет обладал неплохой маневренностью, но имел несколько недостатков. Это не самая большая максимальная скорость – 385 км/ч, ДИ-6 уступал И-16 тип 5. Отмечались также ограниченный угол обстрела для бортового стрелка, возможность прострела хвостового оперения из заднего пулемета, сложность в использовании аварийной системы выпуска-уборки шасси, ослепление выхлопом двигателя при ночных полётах, отсутствие надежной связи между пилотом и стрелком, затрудненную эвакуацию с парашютом, малый размер козырька кабины пилота.

-6

Недостатки предполагалось устранить в ходе серийного производства. В конструкцию самолета вносилось множество изменений, но полностью убрать все недочеты не удалось. Тем не менее часть проблем удалось решить. Так, была добавлена связь между пилотом и стрелком. Проблему с выпуском-уборкой шасси устранили радикально – сделали их неубираемыми. Примечательно, что на ДИ-6 не произошло ни одной катастрофы, а количество небольших аварий и поломок тоже не выделялось на фоне остальных самолетов.

-7

Всего произвели 222 ДИ-6, из них 61 было в штурмовом варианте. Но уже к 1939 году их почти полностью заменили в войсках. Точных данных о боевом применении этих самолетов не сохранилось. Скорее всего, ДИ-6 не использовались в боях. Возможны единичные случаи вылетов этих самолетов в качестве разведчиков во время Польского похода. В годы Великой Отечественной немцы захватили несколько поврежденных ДИ-6.

-8

В музее «Г.О.Р.А.» представлен макет штурмовой версии ДИ-6Ш (бортовой номер 3), входившего в 1941 году в состав 6-го авиационного полка Ленинградского фронта, который базировался на аэродроме Майениеми.

#МузейПобеды #ГОРА #МузейГОРА #ДИ6 #СоветскийИстребитель