Найти в Дзене
Парусная школа

ПЕРВАЯ ОКЕАНСКАЯ ГОНКА ЯХТСМЕНОВ ОДИНОЧЕК

Первая океанская гонка яхтсменов одиночек  Single-handad Trans-Atlantic Race (STAR) спонсировалась газетой Observer и потому была ещë известна как OSTAR, а ее организатором стал Западный Королевский яхт-клуб в Англии. 11 июня 1960 года пять участников стартовали из Плимута и пройдя около 3000 миль по океану, финишировали в Нью-Йорке. Это событие стало значимой вехой в истории парусного спорта, потому что хотя со времëн кругосветного путешествия Джошуа Слокама прошло уже более 60 лет, концепция океанских гонок яхтсменов одиночек казалась ещë крайне непрактичной, особенно учитывая неблагоприятные факторы предложенного маршрута - на запад через северную часть Атлантического океана против господствующих ветров и течений.

-2

Идея океанской гонки яхтсменов одиночек принадлежала британскому герою Второй Мировой войны, прославившемуся командиру диверсионной операции "Франктон" Херберту Хаслеру. Имея спортивных опыт на гребных каноэ, Хаслер разработал план незаметного проникновения в оккупированный немцами французский порт Бордо с целью подрыва минами фашистких транспортных судов. В ходе этой операции в декабре 1942 года из восьми участников выжил только Хаслер и его напарник.

Необычные концепт Хаслера
Необычные концепт Хаслера

После войны Херберт Хаслер увлекался парусным спортом и однажды построил себе необычную яхту. На корпус Нордик Фолькбота была возведена нестандартная надстройка, кокпита не было, а всë управление парусами предполагалось через люк - фактически яхтой можно было управлять изнутри! Чтобы упростить работу для одного человека, Хаслер установил на свою мачту единственный парус такого же типа как на азиатских джонках. На этой же лодке названной "Jester" Херберт Хаслер  разрабатывал систему ветро-авторулевого, изобретение без которого были бы немыслимы многодневные океанские переходы так как один человек не может стоять на руле в течении всего времени. 

Хаслер показывает способ управлять яхтой из люка
Хаслер показывает способ управлять яхтой из люка

Подойдя к вопросу основательно, между тем, Хаслер не сразу нашëл сторонников своей идеи и в 1959 году гонка могла состояться если бы хоть кто нибудь вышел на старт! Наконец в '60-ом он заручился поддержкой спонсоров и получил порядка пятидесяти писем от яхтсменов высказавших своë желание участвовать в STAR. Однако на старт вышли только четыре яхты: два фолькбота - "Jester" Хаслера и "Eira" Хауэллса, такого же размера как и фолькботы была серийная  круизная яхта "Cardinal Vertue" Льюиса и 40 футовая "Gipsy Moth III" Чичестера отличалась от остальных своими размерами. Пятый участник Лакомб на самой маленькой  лодке "Cap Horn" стартовал на четыре дня позже остальных. Навигационными инструментами в те времена были бумажные карты, астрономические таблицы, секстант, хронометр и магнитный компас. Ни у кого из участников не было на борту радиосвязи и никто не мог знать актуальный прогноз погоды в течении всего пути. 

"Gipsy Moth III"
"Gipsy Moth III"

Регату выиграл легендарный яхтсмен Френсис Чичестер (Francis Chichester) в 59 лет управляя своей 40 футовой яхтой "Gipsy Moth III". В молодом возрасте Френсис увлекался авиацией и совершал длительные перелëты в которых совершенствовал практические задачи для определения своего местоположения пользуясь примитивными навигационными инструментами того времени и сложными астрономическими таблицами в кабине маленького самолëта. Он совершил попытку облететь вокруг земной шара, но в Японии потерпел аварию при столкновении с воздушным кабелем и получил серьëзные травмы. Во время Второй Моровой войны из за возраста и слабого зрения Чичестер не стал боевым лëтчиком, но благодаря блестящему опыту штурмана, обучал пилотов исскуству навигации.

В 50-х годах Френсис Чичестер увлëкся парусным спортом и несмотря на то что в 58-ом врачи диагностировали ему рак лëгких, он победил болезнь и участвовал в первой транс-атлантической гонке одиночек.

Маршруты участников первой STAR
Маршруты участников первой STAR

Скорость один из главных факторов победы, а опытные моряки говорят фразу "длина бежит". Это означает что в соответствии с физическими законами волнового сопротивления при водоизмещающем плавании корпус судна имеющий большую длину теоретически имеет и больший скоростной потенциал. Поэтому Френсис Чичестер имел скоростное преимущество участвуя в гонке на яхте большего размера, но с другой стороны ему приходилось работать с парусами большей площади чем у остальных. 

Однако первая транс-атлантическая гонка яхтсменов-любителей на типичных круизных яхтах того времени интересна прежде всего выбранной стратегией. У каждого шкипера есть несколько опций чтобы пересечь Северную Атлантику с востока на запад. Лидер гонки Френсис Чичестер и ещë один шкипер Давид Льюис выбрали маршрут Большого круга предполагаемый кратчайшее расстояние до цели. В отличии от плоскости где кротчайшим расстоянием от одной точки до другой является прямая проложенная между этими точками, форма земли называемая геоидом или эллипсоидом имеет округлую форму и на ее поверхности любая "прямая линия" это дуга. Если вы ходите под парусом в пределах Черного моря то окружностью земли можно пренебречь и любой прокладываемый курс например от одного берега до другого будет ровная линия, но если вы прокладывате маршрут через океан то стоит знать что прямой компасный курс не обязательно будет самым коротким расстоянием до другого берега. Представьте себе что линия компасного курса между Плимутом и Нью-Йорком делит дистанцию на две стороны - правую обращëнную к полюсу и левую обращëнную к экватору. Тогда яхты идущие по правой стороне как бы срежут дистанцию в то время как выбравшие левую сторону наоборот будут вынуждены пройти большее расстояние до одной и той же цели. Безусловно опытный штурман Френсис Чичестер знал о кратчайшем расстоянии, но маршрут Большого круга  является и самым сложным так как на всëм его пути яхты сталкиваются с привалирующими западными ветрами, противным течением Гольфстрим и частыми циклонами движущимися на встречу с запада на восток. «Каждый раз, когда я пытался направить "Gipsy Moth" на Нью-Йорк, ветер дул прямо в нос, - рассказывал о своëм плавании Чичестер - это было все равно, что пытаться добраться до дверного проема, когда в нем находится человек, который целится в вас из шланга.  Это было намного сложнее, чем я думал».

Кроме того шкипера выбравшие более северные маршруты вынуждены проходить зону айсбергов на юго-восток от Ньюфаундленда до координат 39°N, 50°W - район гибели печально известного "Титаника".

Уникальный фолькбот с парусом джонки на ходу
Уникальный фолькбот с парусом джонки на ходу

В первой гонке одиночек через Атлантику Френсис Чичестер прошëл дистанцию за 40 дней, а его ближайший соперник Херберт Хаслер на своëм уникальном 27 футовом фолькботе "Jester" финишировал на 8 дней позже. Хаслер шëл еще более северным маршрутом чем Френсис и Льюис, и в этом был опоределëнный резон. Основная цель Северного маршрута - это возможность избежать встречных циклонов. Хотя шансы обнаружить полностью благоприятный ветер лишь незначительно выше, чем на прямом маршруте Большого круга, лодки с хорошими лавировочными способностями (то есть хорошо идущие на острых курсах) могут совершать быстрые переходы, так как между циклонами ветер, скорее всего, будет либо северо-западным, либо юго-западным. Возможно что именно выбор Северного маршрута помог Хаслеру занять второе место в регате, поскольку преимущество уникальной яхты "Jester" заключалось в простом управлении, но скоростные качества фолькбота с вооружением джонки навряд ли были эффективнее шлюпа где взаимодействие двух парусов создают эффект ускорения воздушного потока между парусами, что усливает суммарную тягу обоих парусов. Правда если вглядется в единственный парус на "Jester", то он сильно напоминает жëсткий горбатый грот со сквозными латами как на современных спортивных яхтах, а мачта без стоячего такелажа ещë более уникальное явление! 

Легендарный "Cardinal Vertue" с Давидом на борту
Легендарный "Cardinal Vertue" с Давидом на борту

Третье место занял новозеландский врач Давид Льюис на "Cardinal Vertue", серийной яхте Vertu построенной на Elkins boatyard в Англии в 1947 году. Известно что силовой каркас этой лодки был сделан из дуба, а обшивка из красного дерева. Через несколько часов после старта первой трансатлантической гонки "Cardinal Vertue" потеряет мачту, но проведя хлопотный уикенд Давид Льюис возвращается на дистанцию и пройдя маршрут Большого круга за 55 дней благополучно финиширует в Нью-Йорке. 

Val Howells на Нордик Фолькботе "Еira"
Val Howells на Нордик Фолькботе "Еira"

Следующему участнику Хауэллсу (Val Howells) понадобилось 63 дня чтобы дойти до финиша из них 7 дней он восстанавливался на Бермудских островах после какой то аварии. Тем самым он прошëл самое большое расстояние из всех участников гонки - в идеале почти на 1000 миль больше чем те кто двигался по Большому кругу. Прилично, это добавок в четверть расстояния! И я всëтаки не удержался чтобы сравнить классический Нордик Фолькбот с клинкерной обшивкой корпуса и гладкий "английский" фолькбот с безумным парусом джонки. По пересчету времени на расстояние фолькбот "Eira" Хауэлса показал скорость на 20% выше "Jester". Однако Хауэллс шëл в стороне от противного течения, с более вероятной хорошей погодой и даже с SW на широте Бермудских островов и одновременно с тем же риском попасть в штиль Азорского антициклона. 

Поскольку я сам был когда то обладателем композитного фолькбота, мне безумно интересно развивать эту тему и я сравнил среднюю суточную скорость "Eira" - 66 миль и другие яхты, оказалось что по скорости Нордик Фолькбот был вторым после "Gipsy Moth III" - 67,5 миль с разницей всего в полторы мили! Вероятнее всего трек Хауэллса с более благоприятными ветрами был ближе к генеральному курсу чем зигзаги Чичестера или Льюиса на "Cardinal Vertue" с средней суточной скоростью - 50 миль, по генеральному курсу. 

Действительно Нордик Фолькбот был самой гоночной яхтой на той регате и самой массовой круизной яхтой послевоенной эпохи. Можно с лëгкостью сказать что теперь так не делают! Представьте что целый Скандинавский Парусный Срюз (SSA)  организовал конкурс для конструкторов и любителей на создание недорогой крейсерско-спортивной яхты. Вероятно таким образом у них должен был бы получится ответ немецкому фольксвагену, но в этом конкурсе не победил никто. Однако SSA выделил три лучших проекта и затем уже специальная группа конструкторов совмещала эти проекты в один. Лучшую идею предложил конструктор-любитель Торд Сунден и в 1942 году первый Фолькбот был построен в Гётеборге. А в 60-70-х годах когда шло повальное строительство яхт из композитных материалов Торд Сунден предложил монотип из стеклопластика International Folckboat. 

-10
Внутренняя планировка "Cap Horn"
Внутренняя планировка "Cap Horn"

В первой STAR француз Лакомб (Lacombe) был самый опытный яхтсмен так как к тому времени уже пересекал Атлантический океан в оба направления в одиночку на маленькой яхте. Его участие в регате несмотря на не высокий результат (средняя суточная скорость - 37 миль) нельзя назвать тривиальным. Он провëл в океане без остановок 74 дня на 21 футовом фанерном круизном швертботе выходного дня. Два с половиной месяца плавания из которых один приходился на высокий сезон ураганов в Северо-западной Атлантике! По крайней мере Лакомб выбрал самый безопасный хотя и не близкий маршрут через Азорские острова, обходя циклоны и встречное течения Гольфстрима южнее. 

Зная тот факт что Лакомб одолжил свою яхту «Cap-Horn» на верфи Jouet, можно сделать вывод что амбициозные французские дизайнеры стали первыми кто использовал океанские гонки одиночек как место для рекламной компании. Хотя «Cap-Horn» и не была серийной лодкой но представляла из себя закруглëнную версию простых и довольно "квадратных" фанерных корпусов через которые в 50-е годы благодаря Glenans Sailing School прошло целое поколение французских моряков. Компания Jouet & Cie в Сартрувиле только что начавшая массовое строительство первых в мире полностью стеклопластиковых лодок в 1961 году, ориентировадось на американский рынок и участие в международной регате было отличной рекламой. Яхту спроектировал конструктор и владелец судоверфи Жан Пьер Жуэ и на следующей регате одиночек в 1964 году Лакомб управлял 22 футовым стеклопластиковым монотипом Golif на котором он улучшил результат предыдущей гонки до 46 дней! 

-12
Внутренняя планировка  Golif
Внутренняя планировка Golif

О концепции яхты Golif можно сказать что она создавалась для максимального удобства, поэтому конструктрор рассказывал о том что проект яхты разрабатывался изнутри – именно от планировки кают, расположения камбуза и спальных мест, согласуя все с требованиями эргономики, он рисовал палубу и надстройки. Странная форма рубки была предназначена для того, чтобы увеличить рабочую зону палубы без ущерба для удобства во внутренних помещениях.

Яхта проектировалась как трейлерная и это определяло ее размеры, исследование рынка показало что американцам нравятся панорамные окна и они получили лобовое стело! К этому стоит добавить легкую алюминиевую мачту – этот материал для рангоута в те времена был еще достаточно инновационным. И в заключение о этой яхте и ее шкипере Жане Лакомбе надо сказать что в OSTAR 1964 они вошли в десятку из пятнадцати и обогнали даже таких монстров как 35 футовый тримаран! 

И все остальные шкиперы учавствовавшие в первой гонке улучшили свои результаты. 

Давид Льюис на катамаране Rehu Moana, OSTAR 1964
Давид Льюис на катамаране Rehu Moana, OSTAR 1964

Давид Льюс на 40 футовом катамаране, пройдëт  OSTAR 1964 за 38 дней. Тем временем его "Cardinal Vertue" с новым шкипером Билл Нэнсу (Bill Nance), совершит кругосветное путешествие с запада на восток став самой маленькой яхтой когда либо прошедшей через Мыс Горн! 

А вот Херберт Хаслер не изменил своей яхте "Jester", но придя через 37 дней на финиш он заметил, что эта регата становится профессиональным и коммерческим мероприятием. После этих слов он продал "Jester" Майку (Mike Richey) и тот экспулатировал легендарный фолькбот вплоть до The CSTAR 1988 года (название регаты менялось вместе со спонсорами), когда в своей последней гонке "Jester" плетясь в хвосте флота попала в сильный шторм и говорят…  была утеряна?! Хауэлс как и Льюис в OSTAR 1964 участвовал на большей яхте и тем самым показал отличный гоночный результат став 3-им на 35 футовом монохуле пройдя дистанцию за 32 дня. На три дня позже чем победитель предыдущей регаты Френсис Чичестер, который улучшил в 64-ом свои рекорды на той же "Gipsy Moth III". Эта легендарная яхта до сих пор выплывает в интернете на брокерских страничках.  После того как Чичестер отправился в свое беспренцендентное  кругосветное путешествие на следующей "Gipsy Moth IV", его третий мотылëк менял владельцев, терпел аварии, реставрировался и однажды снова всплыл в амбициозной парусной программе 90-х годов с участием классичнских яхт, например на регатах Антигуа 1994 и La Nioularge в 1995.

""Gipsy Moth III" скромно ждëт нового владельца
""Gipsy Moth III" скромно ждëт нового владельца

Отец-онователь STAR Херберт Хаслер был прав - популярность регаты потянула за собой деньги, а вместе с ними амбизиозных конструкторов и спортсменов. Хотя яхтсмены-любители никуда не делись, но теперь они нервно смотрели в кильватер выжимателям ветра второй половины XX века.