Найти в Дзене

«Может, и не надо их разубеждать?»

Те, кто знаком с восточными духовными практиками, хорошо знают, как много в этих практиках завязано на осознании потребностей собственного тела и восстановлению связей с ним. Древние восточные мудрецы, пожалуй, лучше всех знали о тесной связи человеческих качеств и способности ощущать свое тело – именно от этого знания, в частности, появилась йога. Танцы, плавание, прогулки – тот, кто советует вам всем этим заняться при тяжелых психологических нагрузках, знает, что делает, так как именно такая размеренная и сбалансированная физическая нагрузка отлично способствует приведению в равновесие и духа, как бы «разгружает» психику и помогает привести ее в порядок.

Человека, который «дружит» со своим собственным телом, вы всегда узнаете – даже полный, даже далекий от общепринятых стандартов красоты, он будет казаться вам физически привлекательным, добродушным, спокойным и приветливым. Люди, принявшие свою телесность такой, как она есть, научившиеся управлять своим телом и понимать его реакции, умеют хорошо контролировать и собственную психику, понимать и правильно интерпретировать свои реакции. Да, такие люди могут, например, «заедать» свои эмоциональные проблемы, но в этот самый момент они отдают себе полный отчет в своих действиях, и именно этим осознанием себя они и отличаются от тех, кто свою телесность не принимает и в своих эмоциях не разбирается.

svadba1000.ru
svadba1000.ru

Что происходит, когда человека угнетают физически? Когда он голодает, спит под открытым небом на холоде, не имеет возможности помыться? Он включает свои резервы на выживание, как бы отключая связь с собственным телом, чтобы не чувствовать дискомфорта. И при этом отключает и свои способности анализировать и различать свои эмоции – до них ли сейчас, когда требуется просто физически выжить? Подавление телесности, таким образом, приводит и к подавлению человечности – люди, живущие в нечеловеческих условиях, постепенно привыкают не чувствовать в себе человека. Можно легко проследить, к какому злу все это может привести, за примерами, к сожалению, в истории далеко ходить не надо.

Другая крайность, о которой я уже писала – неконтролируемое потребление – имеет ту же, на мой взгляд, природу. Человек настолько не ощущает себя в пространстве, что нуждается в сверхпотреблении только для того, чтобы себя хотя бы немножко «заземлить», привязать свое постоянно отрывающееся от земли существо к обычным земным благам. Чем роскошнее они будут, тем мощнее и надежнее «заземление». А сверхпотребление, как мы понимаем, нуждается в сверхдоходах, которые трудно быстро себе обеспечить честным путем.

Решить эту проблему простым путем – ограничить свое потребление подлинными потребностями своего тела – для такого человека не вариант. Потому что для этого нужно не просто изучить свое тело – нужно изучить себя, а встречаться с самим собой для такого человека, как правило, очень страшно.

imrey.org
imrey.org

Встреча с собственной телесностью – это всегда встреча с самим собой, со своими застарелыми болячками и шрамами. Ваше тело – физическое отражение вашей внутренней жизни в пространстве, и если вы испытывали моральные страдания, переживали потери и горе, это неизбежно отразится и на вашем теле. Детские травмы, юношеские обиды, унижения и обманы – все это несет ваше тело в мир. Поэтому и для того, чтобы привести свое тело в порядок, с другой стороны, будет недостаточно танцев и бассейна – придется встречаться с собой и на психическом уровне, и разбираться со своими внутренними проблемами.

Когда я пишу о необратимости зла, я имею в виду в том числе и это – зло, воздействующее на наше тело, пагубно отражается на нашей психике, а зло, воздействующее на нашу душу, пагубно отражается на нашем теле, и это как бы удваивает негативное воздействие на нас любого зла. Злодей, который вдруг внезапно осознает причиненное им зло, неизбежно проходит и через встречу с собственным духом, и через встречу с собственным телом. Через тело, говорят, даже получается быстрее – часто, ощутив физические страдания, человек становится более восприимчивым к страданиям других.

И вот таким длинным путем я подхожу к вопросу, который вынесла в заголовок. Именно с этим всем, по моему ощущению, связана неизбывная наша надежда на то, что «холодильник вдруг победит телевизор», и мы, наконец, вернем себе наших близких и всех остальных заблудившихся сограждан. Если резкое снижение потребления подтолкнет человека к осознанию собственной телесности и, как следствие, своей человеческой сути, основа в этой надежде есть. Если же неудовлетворенные потребности, наоборот, депривируют телесность, заставят человека включить режим выживания, может произойти и окончательная потеря человечности, полный отказ от своего человеческого существа. В первом случае, очевидно, есть смысл кого-то в чем-то переубеждать, разговаривать, объяснять. Во втором, наверно, разубедить кого-то будет уже практически невозможно, либо потребуется очень долгая физическая и психическая реабилитация.