В этом году, 26 октября, мы будем праздновать не только день рождения Художественного театра. Но и 120-летие с дня обретения МХТ нового здания в Камергерском переулке. Как известно, своим Домом театр обязан меценату и миллионеру Савве Тимофеевичу Морозову, который в 1901 году взял в аренду так называемый Лианозовский театр и вложил большие деньги в его реконструкцию. Автором проекта стал знаменитый архитектор Федор Шехтель.
Театральное здание в Камергерском – настоящее произведение искусства. Его изящная скромность и соразмерность человеку, гармония сцены и зала-раковины, красота отделки поражают. Но замечали ли вы детали этого шедевра архитектуры? В октябре этого года мы предлагаем вам вместе с нами вглядеться в различные элементы этого здания на современных и архивных фото.
И конечно, будем рассказывать истории.
Начнем с фасада. Фасад — это лицо здания, а у дома, как и у человека, своя судьба. Она также зависит от удачи, случая и главной встречи. Дому номер 3 в Камергерском переулке повезло, в его долгой жизни случилось то самое, заветное свидание, после которого началась его новая история. В 1901 году сюда вошел архитектор Федор Шехтель.
До этого дом жил-был с обычным для барского особняка фасадом в стиле московского ампира, с колоннами, двумя флигелями по бокам, гербами владельцев на фронтоне. С частными магазинчиками на первом этаже — «Кахетия», «Табак», «Ювелирный магазин».
Сохранив общую планировку фасада, Шехтель придал ему черты стиля модерн. По-особому обработал створки входных дверей, изменил ручки, придумал оригинальные стеклянные навесы из матового стекла, поддерживаемые толстыми стилизованными цепями. Вход с правой стороны в бельэтаж и ложи стал парадным входом в театр. Его цоколь был отделан великолепной майоликой, наверху расположился и барельеф «Пловец» работы Голубкиной. Само же здание Шехтель выкрасил в бледно зеленый цвет. И вплоть до 1950-х годов перед зданием зажигались два дуговых фонаря розового света.
«Завернув с Тверской в Камергерский переулок и увидев их розовый свет, еще более подчеркнутый зеленым оттенком газовых уличных фонарей, идущий в театр начинал уже испытывать волнение от предстоящего спектакля», — писал легендарный администратор МХАТа Федор Михальский.
В революционные годы фасад как будто бы постарел – выглядел серым и бесприютным. Подчиняясь тяжелому голодному времени, МХТ впустил в себя продуктовый магазин, в котором сотрудники могли купить самую простую еду.
«Часто после спектакля работники театра увозили отсюда домой муку, мороженую капусту, брюкву, картошку. Вспоминаю Ольгу Книппер-Чехову, везущую на маленьких саночках свой паек по темным заснеженным улицам, или двух сыновей Москвина, впряженных в такие же саночки с продуктами» (Федор Михальский).
В 1920-30-е годы фасад снова изменился, его подлинный облик по праздникам прятали за лозунгами, портретами вождей и флагами. Театр выглядел как одна большая пропагандистская афиша.
А вот после войны на строгих афишах даже не писали слово «премьера», вместо этого — «играется в 1-й раз».
В послевоенное время круглые фонари заменили на квадратные, фасад осветили – появились специально созданные световые витрины с репертуаром. С тех пор окна первого этажа — своего рода экспозиционный стенд театра.
Наверняка вы замечали под козырьком правого входа в театр, ведущего на Малую сцену, удивительный серо-бирюзовый горельеф. Называется он «Пловец» (впрочем, существует несколько версий названия – «Море житейское», «Волна», «В волнах»), его автор – знаменитый скульптор Серебряного века Анна Голубкина.
Эта работа – одно из самых известных произведений Голубкиной, выпускницы Московского училища живописи, ваяния и зодчества и парижской Академии Коларосси, бравшей уроки у Огюста Родена. Художница изобразила человека, который борется с волной и летящего над ним буревестника. Скульптурная композиция полна движения: сильное тело плывущего напряжено, но при этом гармонично, а из морских глубин будто бы проглядывают другие человеческие фигуры и лица.
Горельеф из тонированного гипса был изготовлен по заказу Саввы Морозова с одобрения К.С. Станиславского и установлен на здании театра в 1903 году. Его размер 2,5 х 2,7 метра. Нижняя часть портала, в который встроен горельеф, была облицована голубовато-зеленой керамической плиткой, выполненной в мастерских Абрамцево.
Образ, созданный Голубкиной, многозначен. Это и погружение в стихию самой жизни, которая, по замыслу отцов-основателей Художественного театра, является единственно верным источником искусства. И символ «моря житейского» — один из характерных образов старообрядческого фольклора: как и Савва Морозов, Голубкина происходила из среды старообрядцев. А еще волна – любимая тема модерна, стиля, который исповедовал архитектор Федор Шехтель.
Поскольку горельеф находится на улице, в разное время суток он выглядит по-разному. Игра света и теней создает иллюзию движения: днем возникает ощущение кипящей на волнах пены, вечером – глубоких устрашающих тяжелых вод, с которыми борется герой.
Любопытный момент: в 1901 году Максим Горький, один из ведущих авторов театра, написал рассказ «Буревестник». У «Волны» и «Буревестника» — общая жизненная почва и образные первопричины. Интересно вспомнить слова Василия Качалова:
«Бунтарство и протест, с которыми молодой, но уже известный писатель (А. М. Горький) подходил к основам тогдашней жизни, были сродни бунтарству театра МХАТ…»
Продолжение следует
#мхт #история #шехтель #камергерский 3 #горельеф пловец